Найти тему

Трамвайная вишенка в страшную пору

The New Yorker. Автор: Malika Favre
The New Yorker. Автор: Malika Favre

Недорогой трамвай стоит 15 вавилонов рублей. Модельки посовременнее легко доходят до 20 вавилонов. Мужики на торгу балакали, что на Москве имеются трамваи и за 95 вавилонов. Как тут не вспомнить Гумилёва:

Шёл я по улице незнакомой

И вдруг услышал вороний грай,

И звоны лютни, и дальние громы,

Передо мною летел трамвай.

Недостатков сей вид транспорта не имеет. Многия лютнисты воспевают их достоинства на Просторах. Иной раз, правда, и прорвётся голос протеста - "окститесь, урбанисты неразумные! эт ж ниринтабильно! во вретище скрежета зубовного катят нас трамваи ваши!". Но вороний грай комментаторов ссаживает таких умников на ближайшей остановке. И мчит дальше в битком набитом да поэтом воспетым.

Трамвай и взаправду весьма воспет. Ведущие производители сладкого мёда Браги - от Гумилёва до Летова - отмечали чудодейственные способности этих "красных быков": пересекать гиперпространство, вертеть время, оживлять картинки на конфетных этикетках и согревать нас доверчивой листвой. Но есть и тревожные звоночки.

Часто (ох, как часто) в разных уездных летописях по всей территории нашей Необъятной РуФ встречается один и тот же сюжет:

Лета 7530. Бил челом ПАО "Энерго" в Судебную избу на тверьской ТТУ - мол недоимок и долгу с него скопилося аж на 17 вавилонов руплей, и немощно ужо эвонное ТТУ на дармовщину энергиями снабжать.

Сюжет этот повторяется и в Тверской летописи, и в Самарской, и в НижнеНовгородской, и в прочая прочих, только сумма долга - как это нынче модно говорить - варьируется.

Археологи будущего, корпя над нашими клинописями, возможно решат, что это отражение мифического противостояния шумерского бога Энерго против ацтекского духа Тэтэу. (И возможно будут правы!). Но всё же - отчего такие гигантские должищи по электроэнергии у суперэкономичного транспорта? Я не физик, не бухгалтер, объяснение где-то на поверхности, стоит только забить в калькулятор гремучую смесь из киловатт, километров и размыздяйства. Мне ближе метафизические ассонансы. И они какбэ намекают мне, что трамвай проклят. Не как средство передвижения, а так, в целом.

– Где я? (Кондуктор хохочет).
Что это? Ад или Рай?
– В звёздную изморозь ночи
Выброшен алый трамвай!

Статисты, тряся некрологами, умоляют нас поверить, что трамвай самое безопасное, что только есть. Но в моей памяти добрый дедушка Корней Иваныч, на руках которого зайчик с отрезанными трамваем лапками. А рядом весёлый дядька Булгаков с головой известного композитора на блюде. А ещё этот милейший детский писатель Успенский со своим

Глаза у мальчика полезли на лоб, потому что трамвай был чёрного цвета. Не трамвай, а катафалк. Двери распахнулись. Мальчика так и потянуло в чёрную прямоугольную дыру. 

И солист группы "Ноль" поёт, что мол едут трамваи умирать. И солист группы "Чайф" поёт, что мол трамвай едет, и мол к утру следы убийства смоет вода. И солист группы "Гражданская оборона" поёт в лоб

Трамвай задавит нас наверняка
Трамвай повесит нас наискосок

Вот что тут не так? Почему художественный образ так не вяжется с официальными (почти научными) характеристиками? Про "проклят" я, конечно, погорячился. Погорячился и перекрестился. Но какой-то "трамвайный осадок" на душе остался. И видится мне,

словно вся моя страна едет в дорогущем трамвае за 95 вавилонов, который по полезности/экономности/безопасности на самом первом месте, но почему-то - один хрен - растёт наш общий долг перед ассирийскими богами, но нам важнее, что поэты и лютни поют, что вороны грают и вдохновляют... что русским духом пахнет, одним словом. Это тема для эпичного полотна. Но нельзя ж так, право слово, всё за Христом в венчике из роз ходить. Ведь - чу! - уже растёт популяция новой формы жизни - электробусы. И руководство смотрит на них с уважением. Но мужики на торгу - вестимо дело - хают энти электробусы на чом свет (и математические расчёты энергозатрат) стоят. Словно не принимает земля русская общего аршина измерений. Словно лучше сто раз обратно на поле Куликово, чем один раз в Асгард футуристических инноваций.

Мы с тобою поедем на "А" и на "Б"
Посмотреть, кто скорее умрет.