Найти тему
Свой человек

Советский Союз умел разбираться с законными военными целями: немецкий корабль «Вильгельм Густлофф» в 1945 г.

Реконструкция роковой торпедной атаки на «Вильгельм Густлофф». Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.
Реконструкция роковой торпедной атаки на «Вильгельм Густлофф». Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.

Приветствую вас, уважаемые читатели канала!

В ночь на 30 января 1945 года немецкий корабль «Вильгельм Густлофф» шел по Балтике, когда в него врезались три советские торпеды, отправившие его на дно за считанные минуты.

На борту «Вильгельм Густлофф» находилось более 7000 пассажиров. Все, кроме нескольких сотен человек, погибли в ту ночь, что стало крупнейшей гибелью людей в морской истории.

«Вильгельм Густлофф» был частью массовой эвакуации немцев с Восточного фронта перед лицом наступающих советских войск.

Десятки тысяч беженцев заполнили удерживаемые немцами порты в надежде избежать мести России за то, что нацисты сделали в Советском Союзе.

Перед «Вильгельмом Густлоффом» стояла задача спасти ценные экипажи подводных лодок, а также нацистских функционеров и военнослужащих.

Вильгельм Густлофф в довоенные времена. Это был пассажирский лайнер, построенный для отдыха немцев из рабочего класса в рамках гитлеровского движения «Сила через радость». Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.
Вильгельм Густлофф в довоенные времена. Это был пассажирский лайнер, построенный для отдыха немцев из рабочего класса в рамках гитлеровского движения «Сила через радость». Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.

Подготовка к отплытию

Корабль вмещал как минимум 5000 человек, а мог бы вместить и больше, если бы его каюты не были зарезервированы для высокопоставленных чиновников и их семей. Если бы не зима, на открытых палубах могло бы разместиться еще больше пассажиров.

Окончательный подсчет включал 1500 подводников (некоторые с семьями) и 373 женщины «обслуживающего» персонала. Все остальные это беженцы.

Роковое путешествие

Около 9 вечера, примерно в 12 милях от побережья Померании, удача закончилась. Корабль заметила советская подводная лодка С-13 под командованием капитан-лейтенанта Александра Маринеско, чья лодка уже 20 дней находилась в море без единого выстрела. Он не видел достойных целей, чтобы израсходовать небольшой запас торпед.

Три попадания словно подняли немецкий лайнер из воды. Когда в корпус хлынула вода, он начал крениться на левый борт.

Члены экипажа спустились вниз, чтобы попытаться закрыть водонепроницаемые двери. Это была стандартная процедура в случае пробоины корпуса, но она не спасла корабль — она просто заперла многих членов экипажа в их каютах.

Немецкие солдаты, раненые в Норвегии, возвращаются в Германию на Густлофе, июль 1940 года. Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.
Немецкие солдаты, раненые в Норвегии, возвращаются в Германию на Густлофе, июль 1940 года. Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.

Время от времени на верхней палубе, в холодном воздухе раздавались выстрелы, это вооруженные офицеры вели предупредительные выстрелы, пытаясь сдержать панику, а некоторые предпочитали наложить руки на себя.

Лучшее и худшее

Некоторые мужчины с оружием и с семьями, предпочли быстро убить своих близких, чем позволить им медленно умирать в ледяных водах. Температура моря в это время года обычно составляла 4ºC.

Нацистский чиновник и его жена заключили договор о самоубийстве, но после того, как он убил ее, он не мог заставить себя покончить с собой. Возмущенный солдат неподалеку прикончил его из его же оружия.

К позору, некоторые офицеры корабля, включая капитана Петерсена, одними из первых оказались в спасательных шлюпках.

Тонущий

Тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» и его эскорт были первыми немецкими кораблями, прибывшими на место происшествия. Уже загруженный более чем 2000 беженцев и боящийся сам стать мишенью, «Адмирал Хиппер» уплыл, не подобрав ни одного выжившего.

Спустя несколько недель сотни замороженных тел выбросило на ближайший берег.

Александр Маринеско, командир советской подводной лодки С-13. Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.
Александр Маринеско, командир советской подводной лодки С-13. Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.

Число погибших

Точное число погибших в ту ночь так и не было согласовано. Оценки варьируются от 6500 до 9300 человек. Нацистские власти в то время ничего не говорили, если они вообще что-то знали.

Каким бы ни было общее количество людей на борту, когда корабль покинул Готенхафен, в живых осталось немногим более 900 человек.

Позже утверждалось без доказательств, что «Вильгельм Густлофф» перевозил, помимо своего человеческого груза, знаменитую «Янтарную комнату» царского дворца, разграбленную нацистами в Ленинграде в начале войны. В последний раз бесценные панели видели незадолго до отплытия «Вильгельма Густлоффа», и с тех пор их никто не видел, что добавило трагедии элемент таинственности.

«Гойя» был потоплен 16 апреля 1945 года, каждый из которых унес тысячи жизней. Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.
«Гойя» был потоплен 16 апреля 1945 года, каждый из которых унес тысячи жизней. Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.

Также обсуждалось, было ли затопление законным актом войны или военным преступлением, в зависимости от того, было ли оно госпитальным кораблем или нет. Расследование, проведенное немецким институтом, изучающим морское право, пришло к выводу, что «Вильгельм Густлофф» был законной военной целью, поскольку он был вооружен и перевозил комбатантов.

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, чтоб однажды, снова найти его в этом море информации. Хорошего вам дня и крепкого здоровья! Комментарии всегда открыты для всех.