Приветствую вас, уважаемые читатели канала!
В ночь на 30 января 1945 года немецкий корабль «Вильгельм Густлофф» шел по Балтике, когда в него врезались три советские торпеды, отправившие его на дно за считанные минуты.
На борту «Вильгельм Густлофф» находилось более 7000 пассажиров. Все, кроме нескольких сотен человек, погибли в ту ночь, что стало крупнейшей гибелью людей в морской истории.
«Вильгельм Густлофф» был частью массовой эвакуации немцев с Восточного фронта перед лицом наступающих советских войск.
Десятки тысяч беженцев заполнили удерживаемые немцами порты в надежде избежать мести России за то, что нацисты сделали в Советском Союзе.
Перед «Вильгельмом Густлоффом» стояла задача спасти ценные экипажи подводных лодок, а также нацистских функционеров и военнослужащих.
Подготовка к отплытию
Корабль вмещал как минимум 5000 человек, а мог бы вместить и больше, если бы его каюты не были зарезервированы для высокопоставленных чиновников и их семей. Если бы не зима, на открытых палубах могло бы разместиться еще больше пассажиров.
Окончательный подсчет включал 1500 подводников (некоторые с семьями) и 373 женщины «обслуживающего» персонала. Все остальные это беженцы.
Роковое путешествие
Около 9 вечера, примерно в 12 милях от побережья Померании, удача закончилась. Корабль заметила советская подводная лодка С-13 под командованием капитан-лейтенанта Александра Маринеско, чья лодка уже 20 дней находилась в море без единого выстрела. Он не видел достойных целей, чтобы израсходовать небольшой запас торпед.
Три попадания словно подняли немецкий лайнер из воды. Когда в корпус хлынула вода, он начал крениться на левый борт.
Члены экипажа спустились вниз, чтобы попытаться закрыть водонепроницаемые двери. Это была стандартная процедура в случае пробоины корпуса, но она не спасла корабль — она просто заперла многих членов экипажа в их каютах.
Время от времени на верхней палубе, в холодном воздухе раздавались выстрелы, это вооруженные офицеры вели предупредительные выстрелы, пытаясь сдержать панику, а некоторые предпочитали наложить руки на себя.
Лучшее и худшее
Некоторые мужчины с оружием и с семьями, предпочли быстро убить своих близких, чем позволить им медленно умирать в ледяных водах. Температура моря в это время года обычно составляла 4ºC.
Нацистский чиновник и его жена заключили договор о самоубийстве, но после того, как он убил ее, он не мог заставить себя покончить с собой. Возмущенный солдат неподалеку прикончил его из его же оружия.
К позору, некоторые офицеры корабля, включая капитана Петерсена, одними из первых оказались в спасательных шлюпках.
Тонущий
Тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» и его эскорт были первыми немецкими кораблями, прибывшими на место происшествия. Уже загруженный более чем 2000 беженцев и боящийся сам стать мишенью, «Адмирал Хиппер» уплыл, не подобрав ни одного выжившего.
Спустя несколько недель сотни замороженных тел выбросило на ближайший берег.
Число погибших
Точное число погибших в ту ночь так и не было согласовано. Оценки варьируются от 6500 до 9300 человек. Нацистские власти в то время ничего не говорили, если они вообще что-то знали.
Каким бы ни было общее количество людей на борту, когда корабль покинул Готенхафен, в живых осталось немногим более 900 человек.
Позже утверждалось без доказательств, что «Вильгельм Густлофф» перевозил, помимо своего человеческого груза, знаменитую «Янтарную комнату» царского дворца, разграбленную нацистами в Ленинграде в начале войны. В последний раз бесценные панели видели незадолго до отплытия «Вильгельма Густлоффа», и с тех пор их никто не видел, что добавило трагедии элемент таинственности.
Также обсуждалось, было ли затопление законным актом войны или военным преступлением, в зависимости от того, было ли оно госпитальным кораблем или нет. Расследование, проведенное немецким институтом, изучающим морское право, пришло к выводу, что «Вильгельм Густлофф» был законной военной целью, поскольку он был вооружен и перевозил комбатантов.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, чтоб однажды, снова найти его в этом море информации. Хорошего вам дня и крепкого здоровья! Комментарии всегда открыты для всех.