Во время войны ни одна операция Красной Армии не была сорвана по причине действий вражеских спецслужб. Ни один стратегический план советского командования не стал известен врагу. Кроме того, не произошло ни одного антисоветского выступления в тылу и на фронте, на что так надеялись в Германии. В этом была большая заслуга советских контрразведчиков. 19 апреля 1943 года, ровно 80 лет назад, был создан «Смерш». Так назвали сразу три независимые организации, входящие в состав наркоматов обороны, ВМФ и внутренних дел. Рассказываем, как проявили себя «смершевцы» в боях, и как к ним относились солдаты на фронте.
Деятельность «Смерша»
«Смерш» — это сокращение от фразы «Смерть шпионам!». Новая структура появилась после реформы НКВД в апреле 1943 года. Главное управление контрразведки «Смерш» Народного комиссариата обороны возглавил Виктор Абакумов.
В компетенцию «Смерша» входили несколько основных направлений деятельности. Главным была борьба против подрывной деятельности со стороны разведки немцев и их союзников. С 1943 года враг стал активнее забрасывать на советскую территорию диверсантов. Уничтожение разведывательно-диверсионных групп возлагалась на «смершевцев», и они справлялись с поставленными задачами блестяще. Вот что говорил захваченный в плен начальник немецкой военной контрразведки генерал-лейтенант фон Бентивеньи в мае 1945 года:
«…почти ни один заброшенный в тыл Красной Армии немецкий агент не избежал контроля со стороны советских органов, и в основной массе немецкая агентура была русскими арестована, а если и возвращалась обратно, то зачастую была снабжена дезинформационным материалом».
«Смершевцы» на фронте
«Смершевцы» также боролись с антисоветскими настроениями и уголовными преступлениями в рядах Красной Армии и ВМФ. Сотрудники «Смерша» выявляли среди бывших пленных шпионов, изменников и дезертиров, проверяли пленных солдат армий противника. Репрессивная роль «смершевцев» сильно преувеличена — контрразведчики не могли приговорить кого-либо к тюремному заключению или к расстрелу, они не являлись судебными органами, вели дознания и следствия, а приговоры выносил Военный трибунал или особое совещание при НКВД.
«Смершевцы» находились и в составе воюющих частей. Некоторые красноармейцы их опасались, однако в целом бойцы понимали необходимость такого органа на фронте. Вот что было написано в докладной записке «Смерша» Центрального фронта летом 1943 года:
«Рядовой Гунольд до начала боевых действий с противником высказывал антисоветские настроения. Во время боя Гунольд, выполняя обязанности ездового, под ураганным огнем противника, рискуя своей жизнью, своевременно доставлял боеприпасы на передовую линию, в то же время вынес с поля боя 34 человека раненых, что не входило в его обязанности. Гунольд командованием представлен к правительственной награде — ордену Ленина.
Дела оперативных учетов на военнослужащих, проявивших преданность в боях за Родину, пересматриваем на предмет их прекращения».
Контрразведчики принимали участие и в боях. Нередко в критические моменты они брали на себя командование взводами, ротами и батальонами, потерявшими своих командиров. Немало армейских чекистов героически погибло при исполнении служебных обязанностей. В среднем оперативник служил три месяца, после чего выбывал по смерти или ранению. Только во время боев за освобождение Белоруссии погибли 236 и пропали без вести 136 «смершевца».
Подвиг
Так, 26 июня 1944 года оперуполномоченный отдела контрразведки «Смерш» 19-й танковой бригады гвардии лейтенант Василий Чеботарев отличился в ходе боев под Борисовым. Он участвовал рейде танкистов в немецкий тыл. Бойцам было необходимо выйти к реке Бобр и стремительным продвижением захватить переправу. Чеботареву командование поручило захват «языка» и штабных документов.
Танкисты смогли преодолеть боевые порядки врага и нанести по нему неожиданный удар с тыла. В плен был взят немецкий обер-лейтенант. Однако прорвавшийся батальон попал в кольцо окружения. Бойцы вступили в неравный бой, отвлекая на себя силы противника. Лейтенант Чеботарёв организовал оборону. Когда боеприпасы были на исходе, он приказал бойцам прорываться к основным силам, а сам уничтожил пленного. «Смершевец» остался прикрывать отход бойцов. Вел бой до последнего патрона, а когда закончились боеприпасы, вступил в рукопашную схватку. Василий Михайлович Чеботарёв погиб в том бою. За свой подвиг он был удостоен звания Героя Советского Союза.
В ходе войны контрразведчикам «Смерша» удалось обезвредить около 30 тысяч вражеских агентов, более трех с половиной тысяч диверсантов и шесть тысяч террористов и их пособников. Больше историй о советских людях на фронте вы узнаете на экспозиции «Подвиг Армии».
#МузейПобеды #ПодвигАрмии