Найти тему
186,2K подписчиков

История аудиокассеты в СССР

1,9K прочитали

Самой яркой темой для воспоминаний всегда становится прослушивание музыки. В Союз со временем начали проникать новые веяния технического прогресса, и  грампластинки и проигрыватели были заменены магнитофонами и кассетами. Первые советские магнитофоны появились в 1969 году, а несколькими годами позже наладилось производство отечественных кассет, доступных гражданам Союза. Именно эти времена так трепетно обсуждаются всеми, кто успел застать только появившиеся за «железным занавесом» новшества музыкального мира.

Советские аудиокассеты
Советские аудиокассеты

В статье пойдёт речь о том, какие кассеты советские меломаны покупали для прослушивания музыки, как справлялись с недостатками аудио-носителей и почему они до сих пор остаются в памяти многих любителей ретро.

Производство и разновидности

Аудиокассеты производства СССР
Аудиокассеты производства СССР

Зарождение компакт-кассет как нового устройства для записи музыки началось в конце 60-х, когда в СССР был впервые представлен магнитофон «Десна». Всего в Союзе было несколько предприятий, производящих кассеты, но ведущим среди них был завод производства фотоматериалов в Казани. К середине 70-х их магнитофонные кассеты выпускались в большом объёме и в основном распространялись под маркой «Контак».

Массовую популярность обрели кассеты под обозначением МК-60 и МК-90; часто рядом с длительностью проигрывания указывался номер модели: МК-60-5. Через некоторое время в продажу стали поступать МК-44, длительность которых позволяла записать стандартное количество музыки для одного альбома, при этом на кассете не оставалось лишнего места.

Официальные аудиокассеты с музыкой выпускал завод в Таллине, а по Союзу их распространяла ведущий лейбл «Мелодия». Несмотря на массовость и доступность, такие кассеты уступали по качеству своим зарубежным конкурентам, достать которых можно было только через спекулянтов и фарцовщиков. Однако, импортные аудиокассеты стали появляться в Союзе во время проведения Олимпиады в 1980 году. Тогда рынок наводнили SONY, Denon и Agfa и BASF, отличавшиеся по качеству от популярных кассет марки «Свема» и «Славич», только приобрести их было затруднительно из-за высокой цены.

Стоимость и самые популярные модели

Кассета «Контак»
Кассета «Контак»

МК-60 были самыми доступными из всех представленных кассет – одна стоила около четырёх рублей. В основном использованный для них материал был некачественным; несмотря на это, они всё же были дефицитным товаром: с появлением большого количества магнитофонов даже такие кассеты расходились с прилавков быстро.

Немного выше в цене поднимались кассеты из более дорогих материалов: в них лента была сделана на основе хрома, что повышало цену – за такую кассету чаще всего брали на несколько рублей больше. С повышенной ценой продавались и кассеты с музыкой от «Мелодии» – МК-44.

Импортные кассеты
Импортные кассеты

Самыми дорогими считались зарубежные кассеты. В период появления в начале 80-х цена на них составляла вдвое больше, чем за обычную кассету – порядка 9 рублей. В сравнении со стоимостью заграничной пластинки у фарцовщиков, бравших около 25 рублей, такая цена становилась приемлемой. Когда импортные аудиокассеты начали распространяться, МК-60 постепенно потеряли свою актуальность.

Недостатки, которые раздражали всех

Аудиокассета МК-60-7
Аудиокассета МК-60-7

Популярность импортных кассет объяснялась тем, что для них использовались более качественные материалы, тогда как советским аудио-носителям не удавалось использовать хорошую продукцию.

Самым главным недостатком МК-60 было «зажёвывание» плёнки: иногда натяжение ленты внутри кассеты ослабевало и она, сбиваясь, становилась похожей на гармошку; исправить это можно было только ручным распрямлением плёнки. При этом звук уже не был таким чистым, как при первом прослушивании.

Кассета МК-60 от фирмы «Контак»
Кассета МК-60 от фирмы «Контак»

Еще одним существенным «минусом» советских кассет был характерный скрип при проигрывании, что обозначало «осыпание» слоя плёнки и попадания его на головки проигрывателя. Из-за этого меломаны с импортными кассетниками часто отказывались ставить в свой магнитофон отечественные кассеты, которые могли навредить элитной технике.

Проблемы случались и с важными составляющими внутри аудиокассет. Распространённой неполадкой становилась неисправность прижимного механизма, которая исправлялась установкой самодельного или кусочка ваты.

Аудиокассета МК-60 5 модель
Аудиокассета МК-60 5 модель

Касаемо длительности тоже существовали неприятности: шестидесятиминутные кассеты не были рассчитаны на музыкальные альбомы, трек-лист которых в среднем составлял около 45 минут. Меломанам приходилось покупать МК-44 с уже записанными на них песнями и особым образом переписывать на них свою музыку: оригинальный звук с плёнки стирался, и на неё накладывалась желаемая запись. Такие плёнки часто были некачественными, поскольку содержали лишние шумы.

И всё же это ностальгия...

Кассета фирмы SONY
Кассета фирмы SONY

Несмотря на все недостатки советских аудиокассет, поколение, заставшее их, бережно хранит детские и юношеские воспоминания. С особенной трогательностью меломаны 80-х вспоминают махинации для продолжительной работы кассет с любимой музыкой, а также дефицит качественных плёнок, прибавляющий им ценности.

Цифровые носители давно заменили сложные в использовании кассеты, пластинки и даже диски, однако настоящие ценители до сих пор хранят свои коллекции и слушают на этих записях любимые композиции. Стоит заметить, что производство кассет и других носителей не завершилось: после спада интереса слушатели всё же вернулись к ним, поскольку многие музыканты и группы переиздают свои лучшие записи именно в таком формате, или выпускают новый материал в ретро-формате, оставляя ссылку на электронную платформу для прослушивания.

→ ПРОДОЛЖЕНИЕ

Рекомендуем также:

Оригинал: 🔗источник

От автора:
Будем признательны, если вы подпишитесь на канал!
Так вы сможете читать нас чуть чаще