28 подписчиков

«Национальная безопасность» в представлениях школ политического реализма и идеализма

Вопрос о теоретическом рассмотрении понятия национальной безопасности стоит начать с того, что проблематика безопасности является одной из ключевых в политико-философском дискурсе на протяжении многих веков. Если мы обратимся, например, к небезызвестной пирамиде потребностей, предложенной А. Маслоу, то обнаружим, что безопасность занимает второй уровень среди прочих потребностей человека. В связи с чем оказывается вполне очевидной мысль о том, что удовлетворение данной необходимости является одной из важнейших по мере развития общества и государства.

Специфика безопасности

В современном как отечественном, так и в зарубежном академических дискурсах исследователи говорят о том, что мы имеем дело с несколькими уровнями безопасности[1]. Например, мы можем рассматривать ее как «личную безопасность», «общественную безопасность», «национальную безопасность государств», «региональную безопасность» или «коллективную безопасность» группы стран, то есть «глобальную безопасность»[2].

Говоря же предметнее о понятии, которое нас интересует, а именно о национальной безопасности, то стоит отметить, что его появление восходит к XVII веку, что связано, прежде всего, с появлением национальных государств в том виде, к которому мы привыкли.

Понимание безопасности Томасом Гоббсом, который видел в ней цель существования государства как такового, помимо прочего рассматривал последнее как главный субъект международных отношений. Его восприятие феномена безопасности стало своего рода теоретической аксиомой для школы политического реализма. Видные представители которой противопоставляли понятие национальной безопасности по отношению к международной.

Политический реализм

Апологеты школы политического реализма определяют свой подход на том факте, что в основе всей международной политики лежит острая проблема столкновения интересов разных стран[3]. Реализм подразумевает, что в основе любых отношений всегда заложена конфликтность, особенно это касается цивилизационного фактора, поскольку в основе цивилизационных различий лежат ценности и убеждения, которые примирить гораздо сложнее, чем экономические и политические интересы. Кроме того, защищая собственные убеждения, цивилизации стремятся к обретению власти. Различия в обладании властью и борьба за военные, экономические и институциональные ресурсы, как и прежде, будут основной движущей силой мировой политики, практически не существует факторов, сдерживающих стремление к господству. В основе данной теории находится идея того, что государства обеспечивают собственную безопасность военными средствами.

Политический реализм в представлениях нейросети
Политический реализм в представлениях нейросети

Подобное толкование идеи национальной безопасности, говоря более предметно, легло в основу американской политической системы, в 1947 году, в рамках принятия в США Закона о национальной безопасности, ее толкование базировалось на восприятии безопасности школой политического реализма. Однако изменения в рамках восприятия стали происходить несколько позднее, к концу XX столетия. Это было связано с нарастающим влиянием глобализации, оказавшей на национальную безопасность чрезвычайное влияние.

Теоретики глобалистского подхода в теории международных отношений отмечают тот факт, что с развитием процессов глобализации, в рамках политической сферы появляются новые «игроки», экономическая детерминированность общественных отношений приводят к тому, что возникают новые глобальные угрозы[4], среди которых проблемы экологии, международного терроризма, неравенства. Как следствие, риторика апологетов глобализма сводится к идее того, что национальное государство не способно решить эти проблемы, в связи с чем необходима их интеграция в рамках различных институциональных образований, а как следствие, нет необходимости в том, чтобы определяющим фактором таких отношений являлось соотношение военной мощи государств.

Политический идеализм

Такое восприятие проблемы безопасности является определяющим для школы политического идеализма. Главной идеей которого является создание такого мирового порядка, в котором не было бы войн, тирании и неравенства. Теоретики идеализма считают, что негосударственные субъекты оказывают большое влияние на международную политику и в некоторых случаях действуют независимо от государства. Решение конфликтов между национальными государствами они видят в осуществлении коллективных усилий по их разрешению, помимо этого важным элементом идеализма оказывается идея создания эффективной системы коллективной безопасности.

Политический идеализм в представлениях нейросети
Политический идеализм в представлениях нейросети

[1] См.: Турдубаев А.Ж. Разграничения понятий безопасность и национальная безопасность// Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. №6. 2022. С.211-214

[2] См.: Современная международная безопасность : учебное пособие /. В.М. Кулагин. — М. : КНОРУС, 2012. — 432 с.

[3] См.: Калачев Д.Н. Безопасность: эволюция понятия // Тренды и управление 4(8) 2014. С. 386

[4] См.: Калачев Д.Н. Безопасность: эволюция понятия

Подписывайтесь на наш канал, там вы можете найти еще больше интересного материала. Если вам понравилась данная статья, не забудьте поддержать ее лайками и комментариями.

Благодарим за прочтение.