После того, как появились первые школы (а это произошло после Крещения Руси), основным детским чтением были церковные книги. Только спустя почти 6 веков Иван Федоров в 1574 году создал первую славянскую «Азбуку». Книга Федорова состояла из трех частей: в первой — алфавит, во второй — грамматика, а в третьей — материалы для чтения.
Для крестьян книги стоили достаточно дорого, и мало кто мог себе позволить купить детский учебник. Например, Новый завет стоил примерно 3-4 рубля, за эти деньги можно было купить лошадь! Так, книги стали считаться роскошью, на которую было жалко тратить деньги. В народе слагали сказки и былины, они запоминались наизусть и передавались «из уст в уста».
Такого понятия как «психология возраста» еще не существовало, поэтому и книг, рассчитанных для детей, тоже не было вплоть до середины XVII века. Именно в это время начали перерабатывать, переписывать, упрощать повести, былины и рассказы.
С приходом к власти Петра Первого и последующие за ним императоры и императрицы, вдохновившись педагогическими идеями французских философов и педагогов о том, что ребенку нужно развиваться в соответствии с возрастными особенностями, стали выпускать новые буквари, сказки и поучительные рассказы. Екатерина Вторая хотела дать лучшее образование своему внуку и лично уделяла большое внимание этому вопросу.
Образование все равно считалось чем-то высоким и недоступным для крестьян. Все изменилось с появлением книгоиздательства Ивана Сытина. Благодаря низким ценам, книги «пошли в народ». Стали в большом количестве издаваться детские календари, лубки, учебники и сказки. Крестьянские дети впервые открывали для себя А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. Гоголя и многих других.
Сегодня мы представляем вашему вниманию детские книги издательства Сытина, которые вы также можете посмотреть в постоянной экспозиции музея-квартиры И.Д. Сытина.