6,2K подписчиков

Как научиться лучше запоминать информацию и ничего не забывать

116 прочитали

Дети часто сталкиваются с тем, что плохо учат материал и быстро теряют концентрацию. Или заучивают параграфы к занятию и отвечают на пятёрки, а через неделю на контрольной не могут ничего вспомнить. Рассказываем, как не зазубривать материал, а научить ребёнка запоминать и применять это в обучении.

Изображение: Barbara Fondrieschi Bocchi / Dribbble
Изображение: Barbara Fondrieschi Bocchi / Dribbble

Что влияет на запоминание

На эффективность обучения влияет много факторов. Самые важные из них:

— график занятий

Если заниматься умственной деятельностью в одно и то же время дня, организм привыкнет, что улучшит концентрацию и активность мозга. А это, в свою очередь, повысит качество занятий.

— режим дня

Стоит обратить внимание на внутренние биоритмы человека. Учёные выяснили, что в период 8:00–12:00 тело человека больше готово к нагрузкам, в том числе интеллектуальным. Вечером, примерно в 21:00–22:00, люди лучше всего запоминают тексты.

— перерывы

Между занятиями и после них важно оставлять время на полноценный отдых. Например, на прогулку, спортивную активность, хобби. Так организм сможет переключиться, а материал усвоится лучше.

— отдых от гаджетов

Важно ввести ребёнку в привычку выключать телефон во время занятий или откладывать его в сторону, чтобы не отвлекаться.

— повторение материала

Закреплять пройденный материал просмотром конспектов и презентаций, выполнением домашних заданий и тестов.

Чтобы понять, когда именно нужно это делать, можно обратиться к кривой забывания Эббингауза. Немецкий психолог проводил опыты на студентах и выяснил: чтобы хорошо запомнить материал, нужно повторить его несколько раз — сразу после урока, через 20 минут, через 8 часов и на следующий день.

Аудиальный, визуальный и кинестетический подходы

Некоторые психологи и педагоги предлагают условно делить учеников на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Определить, к какому из типов относится ваш ребёнок, поможет тест.

Для каждого из этих типов мышления есть свои рекомендации по запоминанию информации.

Что делать аудиалу:

  • максимально использовать слух и говорение вслух для запоминания информации: повторять вслух, слушать аудиолекции;
  • использовать методику teach to learn: сначала выучить самим, а потом объяснить другому;
  • заниматься с людьми, лучше всего — с другими аудиалами: можно пересказывать друг другу информацию и запоминать её быстрее;
  • находить объяснение непонятных тем в аудио- или видеоформате, например на ютьюбе. Возможно, это будет эффективнее чтения конспекта.

Что делать визуалу:

  • обязательно вести конспект: это полезно для всех учащихся, но для визуалов — втройне;
  • делать карточки с терминами или датами, которые нужно запомнить, и развешивать по комнате;
  • прописывать информацию, как будто это развёрнутый ответ на вопрос учителя на письменном экзамене;
  • смотреть на лектора, когда вам что-то объясняют, — так улучшается концентрация.

Что делать кинестетику:

  • заучивая материал, не сковывать себя в движениях. Например, дополнительно ходить по комнате. В школе это делать затруднительно, но вы можете использовать этот совет при подготовке домашнего задания или во время онлайн-занятия в «Фоксфорде»;
  • если хочется подвигаться во время урока, делать разминку для рук, двигать ногами, разминать шею;
  • пробовать включать спокойную музыку при подготовке домашнего задания — многим кинестетикам это помогает сосредоточиться;
  • окружать себя красивой и приятной на ощупь канцелярией.

Общие техники запоминания

Независимо от того, к какому типу ребёнка отнес тест, ему могут подойти техники, рекомендованные для учеников с другими типами мышления, так как каждый индивидуален.

Также есть общие рекомендации, которые могут быть полезны всем ученикам.

1. Ведите конспекты

Лучше всего писать от руки, а не печатать на компьютере: выводя буквы на бумаге, человек одновременно задействует разные отделы мозга и может больше запомнить.

Также конспекты хороши тем, что к ним можно обратиться и воссоздать в памяти урок или его часть. Это гораздо быстрее и эффективнее, чем пересматривать запись всего занятия или перечитывать учебник.

Даже если вы не перечитаете конспект, при его ведении гораздо больше сконцентрируетесь на анализе материала и больше запомните.

2. Задействуйте фантазию

Попробуйте максимально ярко представить рассказ об изучаемом историческом событии, как будто снимаете кино в своей голове.

3. Мыслите ассоциациями

Придумывайте и запоминайте ассоциации — они могут быть максимально странными и нелогичными, но главное, чтобы они были понятны вам. Например, чтобы запомнить, что написания слов «крыса» (rat) и «красный» (red) на английском схожи, можно представлять себе красную крысу. Несколько раз обратившись к ассоциации, вы закрепите эту нейронную связь в мозге и запомните написание слов.

Этот метод отлично помогает в запоминании иностранных слов, названий, исторических дат.

Больше полезных текстов для родителей школьников читайте в журнале «Сила Лиса» от «Фоксфорда».