2,6K подписчиков

Почему голливудские звёзды предпочитают «Школу Станиславского»?

171 прочитал

Доброго времени суток, читатели моего канала. Сейчас самым популярным способом преподавания актёрского мастерства является «метод Станиславского». Суть его проста, но воплотить идеальный образ актёру порой сложно. У этого метода есть как сторонники, которые считают его подлинным способом достичь пика актёрского мастерства, так и противники, которые считают, что не обязательно «вживаться» в роль. Тем не менее среди голливудских звёзд школа Станиславского остаётся самой популярной. Давайте разбираться, в чём её феномен и почему многие критические к ней относятся. Приятного просмотра.

Суть метода

Фото Константина Станиславского, взято с просторов интернета
Фото Константина Станиславского, взято с просторов интернета

Смысл системы Станиславского заключался в том, чтобы актёр максимально вживался в роль. При этом он должен не просто чувствовать единение со своим персонажем, он сам должен стать персонажем. Получается, что актёр не играет какого либо героя, он сам становится героем. Это приводит к полной психологической достоверности актёрской игры. Система была разработана с 1900 по 1910. Автор метода - Константин Сергеевич Станиславский.

Когда я даю искренний ответ на вопрос «если», то я что-то делаю, я живу своей личной жизнью. В такие моменты нет характера. Только я. Всё, что остается от персонажа и пьесы - это ситуация, жизненные обстоятельства, все остальное - моё, мои собственные заботы, так как роль во всех её творческих моментах зависит от живого человека, т.е. актера, а не от мертвой абстракции человека, т.е. роли.

- Константин Станиславский

Разумеется, в роль вживались и раньше. Например, в Древней Греции актёры, дабы пережить боль на сцене, испытывали реальную. Известен случай, когда актриса держала в руках прах сына, чтобы плакать по-настоящему. Однако суть метода заключается не только во внешнем сходстве. Сейчас для того, чтобы сыграть какую либо роль, актёр будет добиваться должно физической подготовки. Вероятно, он будет составлять соответствующий имидж, чтобы его ассоциировали с персонажем. Однако метод Станиславского заходит дальше. Чтобы сыграть психически неуравновешенного, ты должен в какой-то мере сам стать сумасшедшим. Не удивительно, что у такой системы появились противники.

Наследие Станиславского покоряет Голливуд

Мэрилин Монро, одна из первых сторонниц «школы Станиславского»
Мэрилин Монро, одна из первых сторонниц «школы Станиславского»

После октябрьской революции многие ученики и коллеги Станиславского перебрали за рубеж. Там они оказали огромное влияние на людей искусства. Ответственным за популяризацию системы Станиславского в Голливуде считают Ли Страсберга. Он был ярым сторонником данного метода. В адаптации данного метода ему помогала Стелла Адлер и Стэнфорд Мейснер.

Марлон Брандо стал первым голливудским актёром, который прославился благодаря методу Станиславского. Вскоре после ряда успешных актёров, вышедших из-под пера Страсберга и Адлер, люди начали видеть закономерность. Школа обрела невероятный успех, и всё больше именитых Голливудских знаменитостей изучали «метод». Даже Мэрилин Монро в своё время лично училась у Страсберга. Последний даже стал ей близким другом.

Школа разрослась по всему миру. Сейчас большинство оскароносных актёров так или иначе связаны с «методом Станиславского». Джек Николсон, Харви Кейтель, Дэниел Дэй-Льюис и даже Рэйф Файнс - все они последователи школы Станиславского. Одним из печально известных актёров данной школы считают Хита Леджера. Он смог воплотить образ психопата Джокера, но при этом его психика пострадала, что привело его к трагичному концу.

Критика «метода»

Эллен Бёрстин, одна из последовательниц «школы Станиславского»
Эллен Бёрстин, одна из последовательниц «школы Станиславского»

Несмотря на то, что большинство именитых актёров сторонники метода Станиславского, нашлись и те, кто выступают критически по отношению к этому подходу. Одни признают его положительное влияние на индустрию, но при этом жалеют самих актёров, чьё психическое здоровье страдает.

Конечно, бесследно это не проходит: когда мой персонаж пытается выйти из образа, его сознание раздирают конфликты. Такое происходит и с актерами, работающими по системе Станиславского: им бывает трудно вновь стать собой, и иногда для этого требуется очень много времени, скажем, месяцы. Опасная штука, как вы понимаете. Не скрою, с ролью расстаться не так-то просто. Бывает, приезжаешь домой, а мозг все еще кипит… Я не жалуюсь, но, когда очень долго притворяешься кем-то другим, это не проходит бесследно

- Шон Бин

Однако находятся и те, кто вовсе отрицает влияние метода Станиславского. Сторонники классической школы кинематографа считают, что для хорошего отыгрыша роли необязательно вживаться в образ. Это, между прочем, доказывается на практике, ведь ряд Голливудских актёров предпочитают не жить персонажем, а адаптировать его под себя. Крис Пратт, Джонни Депп и даже Кристиан Бейл не используют «метод» в широком смысле. Конечно, для воплощения образа они идут на какие-либо жертвы. Достаточно вспомнить, как Бейл похудел для фильма «Машинист». Однако они не перестраивают свою личность так, чтобы самому стать персонажем.

Это чушь собачья… Даже в своей подготовке можно дойти до полного безумия. А что, если фильм — плох? Чего ты тогда достиг, в твоём понимании? Мне что, надо восхищаться тому, что ты не выходил из образа? Да тебе в него и входить не надо было! А как ты будешь готовиться к роли серийного убийцы? Будешь два года жертв высматривать?Мадс Миккельсен

Так почему «метод» так популярен

Мадс Миккельсен, один из противников школы «метода»
Мадс Миккельсен, один из противников школы «метода»

Вероятнее всего, метод Станиславского действительно позволяет сыграть невероятную роль, ведь актёр не играет, а живёт образом. Однако я согласен с критиками по поводу того, что это крайность. Огромная часть талантливых актёров вообще не использует этот метод. Вероятнее всего, СМИ лишь раздули «школу Станиславского». То, что последователи её школы являются великими актёрами, не означает, что они бы не стали таковыми, используя другой подход к съёмкам. Отличным примером послужит Шайа Лабаф, который использует «метод» постоянно, но в топы актёров он войти не может. Джаред Лето тоже пытался вжиться в образ «Джокера», но его талант не спас плохо прописаного персонажа с его ужасными репликами.

Я бы как следует позабавился, я бы постоянно пытался «сломать» его образ. «Да, я покурю? Ничего, что эта сигарета из 2020-го, а не из 1870 года, вы же сможете это пережить?» Это всего лишь претенциозность. Дэниел Дэй-Льюис — великий актёр, но «метод» к этому отношения не имеетМадс Миккельсен, ответ на вопрос «Чтобы он сделал если бы оказался на одной съёмочной площадке с Дэниель Дэй-Льюисом?»

Я считаю, что «метод Станиславского» - это больше крайность, чем необходимость. В образ можно вжиться и не перестраивая свою личность. Разумеется, самым убедительным актёром будет тот, кто играет «сам себя»(т.е. не выходит из образа). Но разве кино не должно быть немного фальшивым? Иначе какой тогда в нём смысл. Если мы перестанем отличать кино от реальности, то зачем нам кино?