30,6K подписчиков

Архитектор Дмитриев: главный зодчий-благотворитель Петербурга

306 прочитали

Мой сегодняшний рассказ будет посвящён человеку с очень интересной биографией: он был выходцем из дворянской семьи, но при этом всю свою жизнь выступал за права простого человека и помогал нуждающимся. Будучи архитектором он построил в Санкт-Петербурге сразу несколько зданий социального назначения, основная цель которых заключалась в улучшении уровня жизни петербуржцев. За свою жизнь он успел побывать на многих значительных должностях, самой значимой из которых я бы назвал должность главного архитектора Гатчины. И зовут этого человека - Николай Дмитриев.

Сегодня я постараюсь максимально подробно раскрыть жизненный путь этого выдающегося архитектора, а также рассказать о его богатом творческом наследии, украшающим Санкт-Петербург по сей день!

Биография

Николай Всеволодович Дмитриев родился 18 января 1856 года в городе Оса Пермской губернии в семье симбирского дворянина и коллежского секретаря Всеволода Дмитриева, занимавшего должность почтмейстера (то есть, начальника почтовой конторы Осинского района).

Первоначальное образование Николай Всеволодович получил в Пермской гимназии, после чего юный Дмитриев отправился в столицу Российской империи для получения высшего образования. В 1871 году Николай Всеволодович поступил в Петербургское строительное училище (оно же Институт Гражданских Инженеров, оно же ЛИСИ/ГАСУ), которое он успешно окончил спустя пять лет обучения.

Портрет архитектора Дмитриева. Фото взято из Википедии
Портрет архитектора Дмитриева. Фото взято из Википедии

К самостоятельной архитектурной деятельности Дмитриев приступил практически сразу после получения диплома, однако первые его значимые работы датируются 1880-ми годами. Связано это с тем, что Николай Всеволодович занимался не только архитектурными проектами, но ещё и старался продвинуться по карьерной лестнице в смежных сферах. Так, в 1882 году Дмитриев был назначен смотрителем Императорских загородных имений: Елагиноостровского дворца, а также Императорских дач на Каменном и Петровском островах. А чуть позднее - в 1885 году, Дмитриева повысили до архитектора Гатчинского дворцового управления, или, если говорить более понятным языком - до главного архитектора города Гатчина. И эту должность Дмитриев занимал на протяжении 17 лет!

Интересной и очень важной особенностью Николая Всеволодовича была его социальная позиция, которая напрямую влияла и на его творчество: Дмитриев был человеком широкой души, он стремился помогать нуждающимся. Именно поэтому отдельной страницей в его творчестве стала социальная архитектура: Дмитриев стал автором проекта первого в России жилого комплекса для нуждающихся (Гаванский рабочий городок), а также автором одного из первых домов культуры для простого народа (дом просветительных учреждений на Обводном канале). Причём в обоих случаях он не просто был автором проектов, он был ещё и одним из инициаторов их строительства!

Гаванский жилой городок
Гаванский жилой городок

Кроме того, Дмитриев был членом Общества хронически больных детей, общества Красного Креста, общества пособия рабочим, пострадавшим на постройках, а также членом гатчинского благотворительного общества. Помимо всего прочего, Дмитриев, совместно со своим коллегой гражданским инженером Правдзиком (техник, регулярно работавший вместе со знаменитым зодчим Василием Косяковым) основал и собственное товарищество -
"Н. Дмитриев и Б. Правдзик". Данное товарищество занималось проектированием лечебных сооружений на Кавказских Минеральных Водах (в особенности - в Пятигорске).

Пристальное внимание Николая Всеволодовича к нуждам людей привело его и в политику: Дмитриев был членом Городской управы и гласным Государственной Думы.

В общем, Николая Дмитриева можно назвать одним из главных зодчих-благотворителей Петербурга (в прямом и переносном смысле). Мне даже было сложно вспомнить других архитекторов Северной столицы, которые были бы столь же сильно вовлечены в попытки улучшить уровень жизни нуждающихся: на ум пришли лишь Алексей Зазерский и Павел Сюзор.

Увы, события 1917 года вынудили Дмитриева покинуть страну - Николай Всеволодович перебрался в Париж, где и прожил всю свою оставшуюся жизнь. Причём Дмитриев продолжил заниматься социально значимой деятельностью и в эмиграции: Дмитриев стал бессменным председателем Русского народного университета в Париже, а также одним из руководителей объединения русских архитекторов, покинувших страну после революции. Другими словами, Дмитриев продолжал заботиться о русском человеке, но уже за пределами России.

Николай Дмитриев прожил долгую и насыщенную жизнь. Смерть настигла его во всё том же Париже в 1938 - на 82 году жизни.

Удивительно, но до сих пор в некоторых источниках указывается недостоверная информация о том, что Дмитриев не покидал страну, а скончался в 1918 году в Гатчине. Эта информация является недостоверной - я лично нашёл несколько источников, опровергающих эти данные. И мне не очень понятно - откуда именно пошла такая легенда, но надеюсь, что в скором времени (и в том числе - благодаря этой статье) она будет окончательно искоренена.

Ну а теперь давайте перейдём к основной сути данной публикации- к творческому наследию Николая Дмитриева!

Доходный дом Орлова-Давыдова

Дата постройки: 1885-1886
Адрес: Набережная Кутузова, д. 18

Первой крупной работой Дмитриева стала реконструкция под доходный дом старинного особняка, построенного ещё в 1770-х годах. К концу 19 века особняк утратил свою актуальность, и владевшие им на тот момент наследники генерал-адъютанта Балагова приняли решение продать здание графу Орлову-Давыдову. Последний же решил приспособить старый особняк под доходный дом, а заодно и расширить существующую постройку, надстроив её на один этаж. Выполнение этой задачи легло на плечи архитектора Николая Дмитриева.

Мой сегодняшний рассказ будет посвящён человеку с очень интересной биографией: он был выходцем из дворянской семьи, но при этом всю свою жизнь выступал за права простого человека и помогал нуждающимся.-3

Дмитриев кардинально переработал фасад: некогда скромный особнячок в классическом стиле превратился в роскошный дворец, фасад которого насыщен (а местами даже и перенасыщен) декором: тут вам и атланты, держащие мощную колоннаду, которая как бы обозначает парадный вход в здание, и скульптурные композиции (от путти до гриффонов), и маскароны, и пилястры с полуколоннами - чего тут только нет!

Мой сегодняшний рассказ будет посвящён человеку с очень интересной биографией: он был выходцем из дворянской семьи, но при этом всю свою жизнь выступал за права простого человека и помогал нуждающимся.-4

Но конечно главное украшение фасада - это уже упомянутая ранее колоннада в центральной части здания. Её держат на своих крепких плечах две пары атлантов: одни помоложе, другие постарше.

Мой сегодняшний рассказ будет посвящён человеку с очень интересной биографией: он был выходцем из дворянской семьи, но при этом всю свою жизнь выступал за права простого человека и помогал нуждающимся.-5

Сразу видно, что Дмитриев пытался создать полноценный дворец - со всеми его атрибутами. Правда получилось у него это немного с перебором - местами кажется, что без некоторых деталей доходный дом смотрелся бы логичнее.

Мой сегодняшний рассказ будет посвящён человеку с очень интересной биографией: он был выходцем из дворянской семьи, но при этом всю свою жизнь выступал за права простого человека и помогал нуждающимся.-6

Но, как говорится, из песни слов не выкинешь, а потому нам лишь остаётся любоваться концентрацией украшений на фасаде. Особенно милой мне кажется балюстрада, поддерживаемая снизу атлантами. Здесь мы можем увидеть двух милых малышей-путти, которые как бы взгромоздились на сандрик центрального окна. Причём позади путти мы можем разглядеть интересный узор, линия которого визуально прерывается то скульптурой, то колоннами.

Мой сегодняшний рассказ будет посвящён человеку с очень интересной биографией: он был выходцем из дворянской семьи, но при этом всю свою жизнь выступал за права простого человека и помогал нуждающимся.-7

Отмечу также, что совсем недавно здание было отреставрировано, и потому мы с вами можем наслаждаться его фасадами, воссозданными реставраторами до мелочей. Можно сказать, что эта работа Дмитриева предстаёт перед нами в своём первозданном виде - такой, какой её и задумывал Николай Всеволодович!

Мой сегодняшний рассказ будет посвящён человеку с очень интересной биографией: он был выходцем из дворянской семьи, но при этом всю свою жизнь выступал за права простого человека и помогал нуждающимся.-8

Жилой дом и Типография А.Ф. Маркса

Дата постройки: 1894-1900
Адрес: Измайловский проспект, д. 29

Следующей знаковой постройкой Дмитриева стал жилой дом с типографией на Измайловском проспекте, построенный по заказу книгоиздателя с весьма любопытной фамилией - Маркс.

Скажу сразу - Адольф Маркс является лишь однофамильцем знаменитого философа, однако надо признать, что кое-что общее у них есть - это их вклад в книгоиздание. Просто Карл Маркс писал книги, а вот Адольф Маркс занимался немного менее творческим процессом - он их издавал. И делал он это очень успешно - в 1869 году Маркс основал журнал "Нива", который без перебоев выходил на протяжении 48 лет! Можно с уверенностью назвать журнал "Нива" самым успешным печатным изданием в дореволюционной России - по количеству тиража и по популярности другие журналы не могли конкурировать с "Нивой". Это и не удивительно, ведь именно в этом журнале издавались успешнейшие писатели своего времени, впоследствии ставшие классиками мировой литературы - Достоевский, Чехов, Андреев, Бунин, Толстой, Куприн и многие многие другие!

Однако в данной статье мы с вами говорим об архитектуре, так что вернёмся к зданию на Измайловском проспекте. Невероятный успех журнала "Нива" принёс Адольфу Марксу много денег, и в 1894 году он принял решение расширять своё дело. Для этого на Измайловском проспекте был выкуплен участок, на котором расположился целый комплекс построек, состоящий из жилого лицевого корпуса и промышленных дворовых - в последних и располагалось издательство журнала "Нива"!

Мой сегодняшний рассказ будет посвящён человеку с очень интересной биографией: он был выходцем из дворянской семьи, но при этом всю свою жизнь выступал за права простого человека и помогал нуждающимся.-9

Фасад здания Дмитриев спроектировал в русском стиле - это соответствовало как настроению журнала "Нива", так и вкусовым предпочтениям заказчика: известно, что Адольф Маркс интересовался не только русской литературой, но и другими проявлениями культуры нашей страны - так, к примеру, Маркс коллекционировал и изучал русские народные песни.

Мой сегодняшний рассказ будет посвящён человеку с очень интересной биографией: он был выходцем из дворянской семьи, но при этом всю свою жизнь выступал за права простого человека и помогал нуждающимся.-10

Так что фасад здания полностью соответствует его владельцу! Правда, некоторые детали Дмитриев добавил из других стилевых направлений: взять хотя бы те же самые венецианские окна, которые больше тяготеют к ренессансу, нежели к русскому стилю. Ну что поделать - в те времена в Петербурге царила эклектика, и Дмитриев с удовольствие работал в этом стиле.

Мой сегодняшний рассказ будет посвящён человеку с очень интересной биографией: он был выходцем из дворянской семьи, но при этом всю свою жизнь выступал за права простого человека и помогал нуждающимся.-11

Нужно отметить, что дом Маркса смотрится хорошо как вблизи (при детальном рассмотрении фасада), так и издалека: силуэт здания, увенчанного несколькими фигурными башенками, смотрится просто великолепно!

Мой сегодняшний рассказ будет посвящён человеку с очень интересной биографией: он был выходцем из дворянской семьи, но при этом всю свою жизнь выступал за права простого человека и помогал нуждающимся.-12

Правда есть у этого здания и минусы. Например, глухая стена, обращённая в сторону Варшавского вокзала. Вероятнее всего, Дмитриев предполагал, что к типографии Маркса в будущем пристроят другое здание (стена к стене). Вот только в дальнейшем на соседнем участке так ничего и не построили. Впрочем, можно ли назвать это виной Дмитриева - вопрос крайне спорный. Так что, пожалуй, и не буду развивать эту тему - перейдём к следующей постройке Николая Всеволодовича.

Мой сегодняшний рассказ будет посвящён человеку с очень интересной биографией: он был выходцем из дворянской семьи, но при этом всю свою жизнь выступал за права простого человека и помогал нуждающимся.-13

Гаванский рабочий городок

Дата постройки: 1904-1906
Адрес: Гаванская улица, д. 47б, Малый проспект В.О., д. 69-71б

Гаванский рабочий городок принято считать главной работой Дмитриева. И это вполне справедливо: более в его карьере не встречались столь масштабные проекты - фактически, Гаванский городок представляет собой отдельный квартал, состоящий из целого комплекса зданий (пять жилых корпусов + несколько хозяйственных построек), стоящих на расстоянии друг от друга. В этом плане Дмитриев уже опередил своё время: квартальная застройка на тот момент была чем-то кардиально новым, а привычной для обывателя она стала лишь в советское время.

Что уж говорить о социальной стороне проекта - на момент строительства Гаванский жилгородок стал настоящим нонсенсом!

Мой сегодняшний рассказ будет посвящён человеку с очень интересной биографией: он был выходцем из дворянской семьи, но при этом всю свою жизнь выступал за права простого человека и помогал нуждающимся.-14

В 1903 году учёный-криминолог и магистр права Дмитрий Дриль основал благотворительное Товарищество "устройства и улучшения жилищ для трудящегося нуждающегося населения" (позднее сложное название сократили до "Товарищества борьбы с жилищной нуждой"). Основной задачей Товарищества являлась, собственно, борьба с жилищной нуждой - проблемой, которая была невероятно актуальна в Петербурге начала 20 века. Конечно, строительный бум в Петербурге значительно увеличивал жилой фонд Петербурга, однако квартиры в доходных домах могли позволить себе лишь обеспеченные люди, тогда как простой народ был вынужден ютиться в неудобном и непригодном для существования жилье.

Дмитрий Дриль был одним из первых людей в Северной столице, попытавшимся бросить вызов этой проблеме. В этом начинании его поддержал Николай Дмитриев - он не только стал автором проекта Гаванского городка, но и занял должность председателя Товарищества, став в нём вторым по значимости после Дриля.

Мой сегодняшний рассказ будет посвящён человеку с очень интересной биографией: он был выходцем из дворянской семьи, но при этом всю свою жизнь выступал за права простого человека и помогал нуждающимся.-15

Дмитриев считал, что дарить квартиры новым жильцам было бы не совсем правильно. Он был сторонником системы долгосрочных кредитов: предлагалось выдать квартиру жильцам, оплатившим маленький первоначальный взнос, после чего владелец квартиры мог бы оплачивать свою квартиру на протяжении многих лет скромными выплатами - прямой аналог современной социальной ипотеки! И это сейчас все мы привыкли к такой системе, а на тот момент она была полностью уникальной! Никто и не задумывался о поддержке малоимущих - зачем, если в те времена квартиры разбирали как горячие пирожки, да ещё и за огромные деньги?

Мой сегодняшний рассказ будет посвящён человеку с очень интересной биографией: он был выходцем из дворянской семьи, но при этом всю свою жизнь выступал за права простого человека и помогал нуждающимся.-16

Интересно, что для создания Гаванского городка Дмитриев ездил в командировку в Европу, где о строительстве социального жилья задумались чуть раньше, чем в Российской империи. И именно оттуда Дмитриев привёз те знания, которые помогли ему построить первый в нашей стране жилгородок квартального типа с полноценной и удобной внутренней средой!

Первым новшеством Дмитриева стал отказ от "фасадной" застройки: в Гаванском рабочем городке нет лицевых фасадов и мрачных дворов-колодцев. Вместо них Николай Всеволодович организовал просторные незамкнутые дворы.

Мой сегодняшний рассказ будет посвящён человеку с очень интересной биографией: он был выходцем из дворянской семьи, но при этом всю свою жизнь выступал за права простого человека и помогал нуждающимся.-17

Архитектура фасадов Гаванского городка незамысловата: здесь Дмитриев впервые прибегает к модерну, причём к его рациональной ветви - фасады практически полностью лишены декора и облицованы кирпичом, который чередуется с оштукатуренными вставками. Из украшений можно отметить разве что руст в основании домов, а также фигурные кронштейны, придерживающие свесы крыши.

Мой сегодняшний рассказ будет посвящён человеку с очень интересной биографией: он был выходцем из дворянской семьи, но при этом всю свою жизнь выступал за права простого человека и помогал нуждающимся.-18

К сожалению, смелый эксперимент Дриля и Дмитриева не стал повсеместным: Гаванский городок можно назвать скорее исключением из правил. И лишь в 1920-х годах в нашей стране была продолжена эта идея, которая в итоге вылилась в конструктивистские жилмассивы. Но стоит помнить о том, кто закладывал идейную и практическую основу - в те времена, когда жилищный вопрос, к сожалению, волновал немногих...

Мой сегодняшний рассказ будет посвящён человеку с очень интересной биографией: он был выходцем из дворянской семьи, но при этом всю свою жизнь выступал за права простого человека и помогал нуждающимся.-19

Доходный дом Томилина

Дата постройки: 1905-1906
Адрес: Садовая улица, д. 32, Апраксин переулок, д. 1
Совместно с: Леонидом Харламовым

Доходный дом Томилина архитектор Дмитриев спроектировал и построил совместно с зодчим Леонидом Харламовым. И вот что удивительно - эти два архитектора были коллегами вдвойне (и не только коллегами, но об этом дальше): помимо того, что оба они занимались зодчеством (причём они оба были выпускниками Института Гражданских Инженеров), так ещё и оба они занимали одну и ту же должность главного архитектора Гатчины! Просто Дмитриев был на этой должности с 1885 по 1902 год, а его преемником стал Харламов, занимавший эту должность с 1902 по 1917 годы.

Как же так вышло? Не подумайте, что всё это - большое совпадение. Как бы ни так! Архитектор Харламов приходился зятем Николаю Дмитриеву. Так что да, оба зодчих были друг для друга не последними людьми, а потому, по всей видимости, тесть (Дмитриев) помогал своему зятю (Харламову) в продвижении по карьерной лестнице. Ну и совместные работы они тоже выполняли - и дом Томилина самое яркое тому подтверждение!

Мой сегодняшний рассказ будет посвящён человеку с очень интересной биографией: он был выходцем из дворянской семьи, но при этом всю свою жизнь выступал за права простого человека и помогал нуждающимся.-20

Сразу замечу, что, к сожалению, до наших дней доходный дом Томилина дошёл не в первозданном виде: в советское время здание потеряло одну очень важную деталь - купол, завершавший угловой эркер, и являвшийся архитектурной доминантой здания. Таким образом, дом Томилина лишился своего основного смыслового акцента, своей главной отличительной черты!

Мой сегодняшний рассказ будет посвящён человеку с очень интересной биографией: он был выходцем из дворянской семьи, но при этом всю свою жизнь выступал за права простого человека и помогал нуждающимся.-21

Впрочем, дом Томилина и без того прекрасен - благо архитекторы Дмитриев и Харламов уделили достаточно внимания фасаду здания, украсив его и прекрасными декоративными элементами (маскаронами, вензелями и лепниной) и эркерами интересных форм.

Мой сегодняшний рассказ будет посвящён человеку с очень интересной биографией: он был выходцем из дворянской семьи, но при этом всю свою жизнь выступал за права простого человека и помогал нуждающимся.-22

Фасады доходного дома Томилина выдержаны в стилистике модерна: об этом нам, в первую очередь, сигнализирует трёхгранный стеклянный эркер - относительно популярный приём петербургского модерна, отражающий саму суть модерна как современного стиля с оригинальными идеями и новаторскими технологиями!

Мой сегодняшний рассказ будет посвящён человеку с очень интересной биографией: он был выходцем из дворянской семьи, но при этом всю свою жизнь выступал за права простого человека и помогал нуждающимся.-23

Два других эркера выдержаны в более традиционной для Петербурга стилистике: прямоугольник эркера как бы вырастает из общего балкона, и балконом же завершается - но уже куда более скромным, но элегантным (чего только стоит ажурная решётка ограды).

Мой сегодняшний рассказ будет посвящён человеку с очень интересной биографией: он был выходцем из дворянской семьи, но при этом всю свою жизнь выступал за права простого человека и помогал нуждающимся.-24

Интересно, что вся эта красота обращена лишь к Садовой улице, тогда как в Апраксин переулок выходит более упрощённый фасад. Тут налицо желание создать асимметричный фасад вкупе с рациональным зерном - фасад, обращённый к переулку, можно сделать скромным, тогда как на одну из главных улиц города должен выходить прекрасный фасад, насыщенный декором и оригинальными эркерами.

Мой сегодняшний рассказ будет посвящён человеку с очень интересной биографией: он был выходцем из дворянской семьи, но при этом всю свою жизнь выступал за права простого человека и помогал нуждающимся.-25

Ну а главной доминантой доходного дома Томилина служит угловая башня, которая раньше была ещё более выразительной за счёт своего завершения в виде купола (ныне утраченного).

Мой сегодняшний рассказ будет посвящён человеку с очень интересной биографией: он был выходцем из дворянской семьи, но при этом всю свою жизнь выступал за права простого человека и помогал нуждающимся.-26

Ну и куда без моих любимых сюрпризов в основании эркера: там нас встречает крупный маскарон, изображающий женское личико - ещё одна узнаваемая черта русского модерна, которую Дмитриев и Харламов намеренно добавили в свою постройку, тем самым сделав её ещё прекраснее!

Мой сегодняшний рассказ будет посвящён человеку с очень интересной биографией: он был выходцем из дворянской семьи, но при этом всю свою жизнь выступал за права простого человека и помогал нуждающимся.-27

Собственный доходный дом Дмитриева

Дата постройки: 1910
Адрес: 5-я Красноармейская, д. 1

В Петербурге есть ещё одна постройка архитектора Дмитриева, дошедшая до наших дней в изменённом облике: вот только если дом Томилина лишился одного лишь углового купола, то собственный доходный дом Дмитриева был изменён практически до неузнаваемости.

Но обо всём по порядку.

Мой сегодняшний рассказ будет посвящён человеку с очень интересной биографией: он был выходцем из дворянской семьи, но при этом всю свою жизнь выступал за права простого человека и помогал нуждающимся.-28

В 1910 году архитектор Дмитриев приобрёл крупный участок земли на пересечении Забалканского (ныне Московского) проспекта и 5-й Роты Измайловского полка (ныне 5-я Красноармейская улица). На этом участке он возвёл огромный (во всяком случае, по меркам этого района) доходный дом в шесть этажей с мансардой.

Архитектура у этой постройки была относительно незамысловатой: рациональный модерн с небольшими количеством декора, представленным в виде фигурных щипцов в верхней части здания и повторяющимися эркерами. Основной фасад здания был обращён к 5-й Роте, тогда как на Забалканский проспект выходил более узкий участок дома, составлявший примерно 1/3 от основного фасада.

Увы, доходный дом Дмитриева ждала участь, постигшая и многие другие здания Санкт-Петербурга/Ленинграда: во время Великой Отечественной войны в дом Дмитриева угодило несколько немецких снарядов, которые практически полностью уничтожили детище Николая Всеволодовича. Угловая часть здания была утрачена, остальные фасады пострадали чуть меньше, но при этом внутренние помещения здания обвалились. Здание буквально не подлежало восстановлению.

Угловая часть доходного дома Дмитриева, разрушенная немецкими бомбардировками в 1943 году. Фото взято с сайта pastvu.com
Угловая часть доходного дома Дмитриева, разрушенная немецкими бомбардировками в 1943 году. Фото взято с сайта pastvu.com

После войны большую часть дома Дмитриева снесли, оставив единственный более-менее сохранившийся фрагмент. В 1950 году на месте дома Дмитриева возвели новый жилой дом, знакомый многим своей высокой башней, архитектура которой отсылает нас к московским сталинкам. При этом здание получило интересную конфигурацию: оно как бы огибает перекрёсток, оставляя на месте несохранившейся угловой части дома Дмитриева небольшой скверик.

Благодаря этому, в наше время догадаться о том, что сохранившаяся часть доходного дома Дмитриева является остатком некогда крупного углового дома - почти невозможно!

Мой сегодняшний рассказ будет посвящён человеку с очень интересной биографией: он был выходцем из дворянской семьи, но при этом всю свою жизнь выступал за права простого человека и помогал нуждающимся.-31

И лишь по оставшемуся скромному фрагменту мы можем судить о том, каким некогда был доходный дом Дмитриева...

Мой сегодняшний рассказ будет посвящён человеку с очень интересной биографией: он был выходцем из дворянской семьи, но при этом всю свою жизнь выступал за права простого человека и помогал нуждающимся.-32

Дом просветительских учреждений в память 19 февраля 1861 года

Дата постройки: 1911-1912
Адрес: Набережная Обводного канала, д. 181

Последней работой Николая Дмитриева в Санкт-Петербурге стало строительство ещё одного социально-значимого объекта - речь идёт о доме просветительских учреждений, построенном в память о событиях 19 февраля 1861 года. Название у этого заведения символическое: здание, предназначенное для просвещения трудящихся, названо в честь отмены крепостного права!

Отмечу, что строительство дома просветительских учреждений - это самый настоящий акт благотворительности, так как здание было построено по инициативе Николая Всеволодовича, землю для этого здания он тоже купил сам, и даже само строительство велось на средства Дмитриева, а также нескольких пайщиков (среди которых, к слову, был и гражданин Томилин, для которого ранее Дмитриев выстроил дом на Садовой улице).

Мой сегодняшний рассказ будет посвящён человеку с очень интересной биографией: он был выходцем из дворянской семьи, но при этом всю свою жизнь выступал за права простого человека и помогал нуждающимся.-33

Основная идея заведения была проста - нести образование в массы! И фактически здание использовалось по назначению и до революции, и после неё: просто название "народный дом" в какой-то момент сменилось на "дом культуры" (значение у этих терминов одинаковое, только сами названия разные)..

Мой сегодняшний рассказ будет посвящён человеку с очень интересной биографией: он был выходцем из дворянской семьи, но при этом всю свою жизнь выступал за права простого человека и помогал нуждающимся.-34

Что касается архитектуры здания, то перед нами яркий образец так называемого "классицизирующего модерна" - позднего этапа развития стиля модерн, в котором архитекторы "приправляли" свои модерновые постройки элементами классической архитектуры.

В случае с домом просветительских учреждений классические вариации выражены, в первую очередь, в композиции постройки: пускай фасад здания ассиметричен, однако весь он пронизан пилонами (замена классической колонне), которые членят здание по вертикали.

Мой сегодняшний рассказ будет посвящён человеку с очень интересной биографией: он был выходцем из дворянской семьи, но при этом всю свою жизнь выступал за права простого человека и помогал нуждающимся.-35

Впрочем, классический декор тут тоже присутствует - просто он довольно скромен - как, в общем-то, и всё здание в целом. Да, фасады дома просветительских учреждений лишены излишних украшений, что логично: здание строилось с целью подарить бедным и трудящимся возможность получить образование - а для таких целей излишний декор, на мой взгляд, ни к чему.

Напротив, благотворительная постройка смотрелась бы пошло, если бы Дмитриев решил добавить на неё излишние украшения. А так здание смотрится строго и лаконично - и таким своим видом оно радует нас по сей день!

Мой сегодняшний рассказ будет посвящён человеку с очень интересной биографией: он был выходцем из дворянской семьи, но при этом всю свою жизнь выступал за права простого человека и помогал нуждающимся.-36

Заключение

А на этом я заканчиваю свой рассказ об архитекторе Николае Дмитриеве. Скажу честно: в процессе написания данной статьи я искренне проникся симпатией к Николаю Всеволодовичу. На мой взгляд, таких людей не хватало нашей стране, и если бы их было больше, то, возможно, нас бы не потрясли две революции и последовавшая за ними Гражданская война.

Так или иначе, Дмитриев сделал очень много важных и полезных дел для нашей страны, а в особенности - для Санкт-Петербурга. Так что мы должны помнить и уважать этого человека!

Ну а кроме того, Дмитриев был прекрасным зодчим, подарившим нашему городу сразу несколько прекрасных памятников архитектуры. И сегодня я постарался рассказать вам о них как можно подробнее - надеюсь, у меня это получилось!

Спасибо за внимание и до новых встреч на страницах моего канала!