104,8K подписчиков

Последнее пристанище Людмилы Пахомовой. Боль, пот и слезы

78K прочитали

Её самобытный русский стиль считался поистине эталонным в танцах на льду.

Её путь от ученицы, не подававшей надежд, до олимпийской героини был весьма длителен и труден.

И даже находясь чуть ли ни на последнем издыхании, она верой и правдой продолжала служить делу своей жизни...

Славный город-герой Москва стал местом появления на свет Люды в последний день декабря 1946 года, и новогодний подарок её родителям получился на загляденье. Отец девочки, Алексей Константинович, служивший в ВВС СССР, на удивление был неравнодушен к фигурному катанию. И немудрено, что записать ребенка на занятия данным видом спорта, которые проводились на одном из столичных катков, им с женой-врачом сам Бог велел.

И пусть тогда наша героиня особых звёзд с неба не хватала, тот самый стадион свёл и сдружил её с Танечкой Тарасовой, впоследствии одной из главных фигур отечественного фигурного катания.

Тем временем Люда решила попробовать силы в парном катании, и её первым партнёром стал Сергей Селезнев. Которого сменил оставшийся без партнерши, попавшей в больницу, Фарид Сафаргалеев.

Завоевав в качестве одиночницы золотую медаль чемпионата РСФСР, Пахомова по совету Виктора Рыжкина решает перейти в танцы на льду. Так сказать, брать высоты их учил Станислав Жук, и завоевание дуэтом золотых медалей на трёх первенствах страны Советов не заставило себя ждать.

Открытые источники
Открытые источники

К сожалению, дальше у них дело не пошло, ибо тренеру пришлось весьма не по душе, что Пахомова, поступившая в ГИТИС, уделяет больше внимания учебе, чем работе на катке.

В 1967 году Людмила и её земляк Александр Горшков начинают кататься вместе. Поначалу сама Пахомова и тренировала их новоявленный дуэт, пока под свою опеку не взяла ребят неподражаемая Елена Чайковская.

И что бы вы думали, они взлетели практически моментально--2-е место на первенстве СССР, стали десятыми на чемпионате Европы и заняли 13 место на мировом соревновании. Через год они уже были пятыми в Европе и шестыми на планете.

А затем ребята практически не проигрывала никому и никогда.

Танцевальной паре Горшков-Пахомова тогда поистине не было равных. Да и то сказать, быть одновременно шестикратными чемпионами мира и Европейского континента мало кому удавалось. Если вообще кому-то удалось.

А уж их зажигательные берущие за живое и исполняемые на одном дыхании танцы "Романтика", "Вдоль по Питерской" и "Кумпарсита" и подавно не могли никого оставить равнодушными.

Замечу, что в том числе и успехи достигшего всепланетной славы дуэта из страны Советов поспособствовали включению в программу Олимпийских игр 1976-го в австрийском Инсбруке дисциплины «Спортивные танцы на льду».

Между прочим, и публика, и профессионалы придерживались мнения, что в мини-команде Александра и Люды последняя была за главную.

Сама же спортсменка высказывалась в том смысле, что коли даже и так, то без чуткого, внимательного, заботливого и умеющего держать себя в руках напарника она бы была никем и звали её никак.

Открытые источники
Открытые источники

В общем, в Инсбруке мастерство и артистичность наших героев были оценены медалью высшей пробы, и только представьте себе, дуэт из основополагающего государства Варшавского договора застолбил себе место в истории, став первым олимпийским триумфатором в танцах на льду.

Уход спортсменов из большого спорта был ознаменован грандиозным представлением на льду с участием подлинных звёзд советской эстрады.

Людмила стала наставлять молодых фигуристов на путь истинный, подсказала алгоритм действий чемпионам Европы и планеты Моисеевой и Миненкову, рассорившимся с Тарасовой, работала с известной парой Натальи Анненко и Генриха Сретенского.

Один из любимых учеников Пахомовой Игорь Шпильбанд также пошёл по тренерской стезе, выпестовав поколение, которое в фигурном катании XXI века находится воистину на переднем плане.

Замечу, что надёжность и основательность были присущи Горшкову не только на катке. Он и в быту спутницу жизни практически не подводил. Хотя в принципе какой им тогда был быт? Уже в ранге супругов они практически не вылезали из соревнований в течение шести лет, и главной по дому была родительница Пахомовой.

Неслучайно как-то фигуристка заметила, что первый полноценный обед вышел из-под её рук тогда, когда ей уже было за тридцать.

После того, как уход фигуристов из большого спорта стал состоявшимся фактом, находиться в четырех стенах Людмила категорически не пожелала.

Открытые источники
Открытые источники

Предоставив появившуюся на свет в 1977 году дочурку Юлечку заботам бабушки, олимпийская чемпионка занялась тренерской работой, но тем не менее ребенок никогда не испытывал недостатка в материнской любви. Пусть Пахомова уделяла девочке не так много времени, оно было наполнено теплом и лаской с избытком.

В то же время, как известно, когда героини спорта не стало, тёща Горшкова начала считать внучку чуть ли не своей единоличной собственностью, и путь Саше в её дом был, по словам женщины, закрыт навсегда.

И лишь с уходом бабушки всё вернулось на круги своя, и Юля снова была рядом с отцом.

Хотя существует и такая версия, что когда спустя пару лет после кончины супруги Горшков женился во второй раз, девочка не простила этого отцу и по собственной инициативе перебралась к бабуле.

В данный момент женщина, которая в прошлом году, так сказать, стала ягодкой опять, ибо она перешагнула порог 45-летия, обитает и трудится в модельном бизнесе в столице враждебной нам ныне Франции, причем её двойная фамилия Пахомова-Горшкова напоминает всем о её чудесных родителях, которые оставили такой заметный след в истории отечественного ледового спорта. Ещё недавно отец Юлии стоял у руля замечательной Федерации фигурного катания страны и занимался добрыми делами в благотворительной организации, носящей фамилию его супруги.

Между тем, за год до знаменитой Олимпиады в Москве с её любимом миллионами Мишкой как гром среди ясного неба раздалось известие о наличии в организме знаменитости злокачественного новообразования, которое раскинуло свои щупальца на всю лимфу нашей бедной героини.

Причем привела её к врачам буквально за руку уже упомянутая Татьяна Тарасова, которая, кстати, сама сейчас даёт бой жестокому недугу. Правда, не онкологического плана.

Что же касается болезни Людмилы, иллюзий ни у кого не оставалось--излечить это невозможно. Однако, придерживаясь рекомендаций врачей и ведя соответствующий образ жизни, вполне вероятно продлить жизнь на десятилетия.

Пахомовой же настоятельно прсоветовали "завязать" с вдыханием никотина и держаться подальше ото льда.

Увы и ах. Все сказанное специалистами Людмила пропустила мимо ушей. Фигурное катание накрепко вошло в её плоть и кровь, что же касается привязанности к пусканию табачного дыма, то коли конец известен, зачем лишать себе последней оставшейся в жизни радости? Так она до поры до времени и выбегала то и дело на леденящее покрытие катка, обманывая персонал лечебного учреждения, и смолила одну сигарету за другой, даже на пустой желудок.

И как тут уповать на плодотворность специального лечения?

Тем не менее до своих последних дней Пахомова старалась быть кому-нибудь нужной. Уже практически обездвиженная она дала жизнь весьма полезной для начинающих фигуристов книге «Монолог после аплодисментов» и экзаменовала подопечных в письменной форме.

Между тем 31 декабря 1985-ого Людмиле исполнилось 39 лет. Медики разрешили ей поехать домой, дабы отметить "днюху" и Новый год в кругу близких людей. Позже наследница фигуристки вспоминала: «Я не узнала маму. Без волос на голове, ни ресниц, ни бровей – ее было просто не узнать. Кроме меня, маму никто такой не видел.

Богема, которая продолжала собираться у нас дома, лицезрела прекрасную сильную женщину с копной темных прекрасных волос (мама носила парик), всегда стильно одетую и накрашенную. Когда мы оставались вдвоем, она тихо садилась в кресло, включала свою любимую песню «Танцующая королева» группы «АББА» и начинала плакать. Видимо, тогда уже она предчувствовала см...ть…»

Открытые источники
Открытые источники

Нить жизни прославленной фигуристки, которая немного не дотянула до 40-летия, прервалась 17 мая 1986 года, когда в тогда ещё великой, единой и уважаемой на планете стране Советов вовсю ликвидировали последствия страшнейшей Чернобыльской катастрофы. А унес Пахомову в могилу, повторюсь, рак лимфатической системы, будь вовеки веков неладна любая онкология. На проводах спортсменки в последний путь наблюдалось море её поклонников, в связи с чем на некоторых улицах было запрещено дорожное движение, а очередь, состоявшая из людей, желавших сказать Людмиле последнее прости-прощай, достигала длины больше километра.

Она нашла свой последний приют

в Ваганьковском некрополе и лежит там бок о бок с отцом, который не пробыл на этом свете и 60-ти лет.

В годы Ельцинского беспредела рядом с родными людьми упокоилась и матушка Людмилы.

Бюст из мрамора белого цвета водружен на мраморную же колонну. Взгляд Пахомовой исключительно выразителен, её излюбленная стрижка "под мальчика" и будто укутанные шалью плечи вновь возвращают нас в то чудесное и благословенное время, когда деревья были большими, а наш спорт, впрочем, как и всю страну ценили и уважали во всем мире. А где мы теперь? И кто наши друзья нынче--Эритрея, Зимбабве, КНДР, Никарагуа, Папуа Новая Гвинея?Спустя 36 лет после ухода первой супруги перешёл в мир теней и Александр Горшков. Это случилось совсем недавно, 17 ноября 2022 года.

Теперь они вновь вместе. Танцуют ли на льду? Бог знает, но очень на это надеюсь.

Благодарю покорно за внимание.