2,6K подписчиков

«Симфония ужаса»: как менялся образ вампиров в кино

Доброго времени суток, читатели моего канала. Фильмы про вампиров уже стали настоящей попсой. Тем не менее образ кровососов менялся на протяжении всей истории. Сегодня я хочу рассказать вам о том, какими вампиров показывали в самых первых фильмах, и каким образом из чудовищных монстров они превратились в изнеженных юнцов. Приятного просмотра.

Первый вампир в кино

Кадр из фильма «Носферату: симфония ужаса»
Кадр из фильма «Носферату: симфония ужаса»

Вообще, первые фильмы про кровососов начали появляться ещё в 1910-ом году. Разумеется, фильмами это назвать сложно, скорее безымянные короткометражки, которые не сохранились до наших дней. Первые фильмы про вампиров были не совсем мистическими. Дело в том, что они были скорее метафорическими. В честь вампиров называли банды и женщин обольстительниц, которые как бы высасывают жизнь из мужчины. Первый, известный нам, фильм про вампира появился в Российской Империи. Назывался он «Женщина-вампир», а снял его Виктор Туржанский. Новаторский, на тот момент, фильм не оценили от слова совсем.

В кино-пьесе со смелым неведением смешаны средневековые легенды о вампирах и одержимых — с индийскими верованиями в переселение душ; эта стародавняя чертовщина модернизирована введением современного медиума и спиритического сеанса, со столоверчением

- Рецензия в журнале «Пегас», 1916-й год

Однако всё это не было серьёзно, ведь у большинства людей слово «Вампир» было тождественно Дракуле. Тогда жёстко действовали авторские права, и адаптировать образ злодея из романа Брэма Стокера было практически невозможно. Попытались это сделать в 1921-ом году. Венгры сняли «Смерть Дракулы», но до наших дней он не сохранился. Есть неподтверждённая информация о том, что впервые «Дракулу» экранизировали в Российской Империи.

Неправомочная версия «Дракулы» — первая экранизация романа Брэма Стокера была снята в России двумя годами ранее, чем «Носферату, симфония Гаруна», более известного фильма Фридриха Вильгельма Мурнау.

- Джон Гордон Мелтон, из книги «Энциклопедия вампиров»

Наиболее известной и знаковой экранизацией Дракулы стал фильм «Носферату: симфония ужаса». Как и предыдущие работы, фильм был плагиатом романа Стокера. При этом именно он задал тренд на экранизацию «каноничных» вампиров в кино. Дети Стокера подали в суд за плагиат, и они выиграли. Создатели фильма должны были выплатить штраф и уничтожить все копии фильма. Однако несколько плёнок сохранилось, а сам фильм стал культовым. Он оказал влияние не только на будущий кинематограф, но и на литературу, и даже на живопись. Благодаря «Носферату» фильмы про вампиров стали трендом.

Эпоха монстров в кино

Доброго времени суток, читатели моего канала. Фильмы про вампиров уже стали настоящей попсой. Тем не менее образ кровососов менялся на протяжении всей истории.-2

После фильма «Носферату: симфония ужаса» все крупные киностудии захотели снять свой фильм про вампиров. Естественно, придумывать что-то новое было сложно, да и неизвестно, как это примет публика. В это же время «Дракулу» читали все, роман был на слуху. Поэтому Universal решили купить права на экранизацию. В 1931-ом году выходит культовый фильм «Дракула». Роль графа исполнил Бела Лугоши, который навсегда вошёл в историю кинематографа, как и данный фильм. В отличие от предыдущих работ, данный проект является экранизацией одноимённого романа.

Трудно представить себе кого-либо, кто мог бы сравниться с вампирской ролью Белы Лугоши, даже с учетом слабого привкуса иностранной речи, которая так точно ему подходит.

- Рецензия из журнала Variety

Universal создали тот образ дракулы, который впоследствии отождествлялся с вампирами. Протагонист Лугоши интеллигентен, обаятелен, притягателен, и что самое главное, в нём есть какая-то загадка. Дракула перестал быть животным, теперь это аристократ, иностранец со странным акцентом. Universal не просто задали тренд на определённый стиль, они скорее монополизировали образ дракулы в кино. Теперь есть только их фильм и пародии, которые стараются быть похожими. Более того, студия создала свою франшизу так называемых «монстров Universal».

Снимали они до 1945-го года, потом отдали права студии Hammer Horror, которая продолжила эксплуатировать образ знакомых зрителю монстров. Помимо этих студий редко кто решался снимать фильмы про вампиров. Это были в основном проекты, которые пытались обойти авторские права и экранизировать роман Стокера. При этом образ Лугоши настолько всем понравился, что когда студии пытались по своему экранизировать первоисточник, они всё равно обращались к визуальному стилю Universal.

Бурные шестидесятые

Кадр из фильма «Графиня Дракула»
Кадр из фильма «Графиня Дракула»

Уже ближе к 1960-м произошло то, что должно было случиться - Дракула всем надоел. Переизбыток одинаковых фильмов всем наскучил. Это породило множество комедийных проектов, которые как бы высмеивали «Дракулу». На какое-то время образ вампиров в кино стал комичным. Были и редкие фильмы-исключения. Например, «Маска Сатаны» опиралась на Гоголя и Стокера. В фильме вместо привычного нам «Дракулы» есть вампирша-ведьма, которая терроризирует героев. Но этот фильм, скорее редкое исключение, ведь классические вампиры уже устарели.

Кинематограф шестидесятых в США отождествляют с научной фантастикой. Ужастики также стали снимать через призму науки. Таким образом, вампиры перестали быть аристократами - они стали продуктом генной инженерии или вовсе пришельцами. «Последний человек на земле» является наиболее знаковым фильмом того времени про вампиров. Снят он по роману «Я - легенда» и рассказывает про кровососов в ключе научной фантастики.

В семидесятых вампиров уже начали изображать отдельно от Дракулы. Помимо научной фантастики, снимали классические ужастики, но уже про современных (на тот момент) кровососов. Чаще всего вампирами были девушки, на которых было неприлично мало одежды. Виной тому семидесятые, которые стали итогом «сексуальной революции». Из-за этого, ближе к восьмидесятым, образ вампиров сильно изменился. Он стал прообразом привычных нам вампиров: укушенные другим вампиром, вечно молодые и красивые, но не злодеи в привычном нам понимании. Если раньше кровососами зачастую были аристократы, то теперь на экранах стали показывать молодёжь. Фильмы про вампиров снимали через призму современной (на тот момент) культуры, со всей свойственной ей атрибутикой.

Начало 21 века

Доброго времени суток, читатели моего канала. Фильмы про вампиров уже стали настоящей попсой. Тем не менее образ кровососов менялся на протяжении всей истории.-4

Уже в девяностых вампиров в кино изображали молодыми, жадными до крови животными, которые, однако, не лишены шарма. Тогда же фильмы про «ночных тварей» пошли по разным ответвлениям. Одни старались вернуться к классике, как режиссёр фильма «Дракула» 1992 года. Другие же развили направление «ванильных вампиров». Особенно влиятельным проектом можно назвать «Интервью с вампиром». Здесь злодей представляет собой не столько угрозу, сколько любовный интерес. Ну и на конец, третье ответвление - «непривычный подход к вампирам». Тут может быть как и научная фантастика, так и криминальная комедия. Отличился здесь Тарантино со своим фильмом «От заката до рассвета».

Гибрид криминальной драмы и фильма о вампирах, «От заката до рассвета» - неравномерный, но часто безумно приятный фильм категории В

- Итоговая рецензия от сайта Rotten Tomatoes

До 2008-го фильмы про вампиров были сильно разношёрстными. «Бладрейн», «Другой мир» и «Блэйд» очень разные про структуре фильмы, которые используют тему вампиризма. Изменилось лишь то, что вампиры перестали быть антагонистами. Правда, боевики про неубиваемых героев тоже быстро всем надоели. На смену им пришли «Сумерки», которые стали квинтэссенцией романтического образа вампиров. Сумерки смогли восхитить девочек по всему миру. Это привело к тому, что вампиры в принципе перестали восприниматься как монстры. Появилось множество похожих сериалов, а самый успешный из них - «Дневники вампира».

Сейчас вампиров редко показывают злодеями. В нулевых из вампиров сделали героев, а к 2010-ому году их образ изменился в сторону «загадочных любовников». Только вот бесконечные «Сумерки» и спин-оффы «Дневников вампира» тоже пресытились публике. Сама эксплуатация вампиров всем надоела. Периодически студии выпускают сериалы и фильмы на эту тематику. Тут и Universal, которые хотели снять нового «Дракулу», и BBC, которые экранизировали роман Стокера, но показав его в современности. Сейчас фильмы про «вампиров» переживают не лучшие времена, ведь их почти не снимают. С другой стороны, редкие произведения в жанре зачастую «выстреливают» и получаются по настоящему хорошими. Уж лучше пусть снимают редко и хорошо, чем много и одинаково.