Приговоры фронтовых лет свидетельствуют - за четыре года через военные трибуналы прошло немало липовых Героев и орденоносцев, - любителей поживиться за чужой счет. Страницы, которые они вписали в криминальную хронику войны, не самые мрачные. Скорее наоборот, некоторые их похождения могут даже вызвать у читателя улыбку. Речь идет о мошенниках, "Остапах Бендерах" в погонах. Об этом можно прочесть ЗДЕСЬ:
Не перевелись мошенники в погонах и в XXI веке. Вспомним, как в 2003 году наши спецслужбы разгромили преступное гнездо, располагавшееся рядом со зданием ФСБ на Лубянской площади и именовавшееся Ассоциацией Героев Советского Союза, Российской Федерации и Социалистического труда. В этой ассоциации работало около 30 человек. Все с Золотыми звездами. Хотя, настоящих Героев среди них было мало. Зато были судимые лица и находившиеся в розыске за совершение тяжких преступлений. Свой преступный бизнес они делали на торговле фальшивыми орденами, пытались организовать приобретение недвижимости, земельных участков, получение льготных кредитов и др.
Наш сегодняшний рассказ - еще об одном фронтовике, который оказался изворотливом мошенником. Между тем, некоторые ветераны встали на его сторону. Имя этого человека, вокруг которого десять назад разгорелись жаркие споры, дошедшие до суда - Сергей Николаевич Маслов.
Сегодня, когда споры и эмоции поулеглись, мы расскажем об этом человеке, опираясь на архивные документы.
Лейтенант Сергей Маслов в начальный период войны был офицером связи в 11-м кавалерийском корпусе. Оказавшись в июле 1942 года в плену, пошел на сотрудничество с фашистами, на допросе сообщил о местонахождении в лесном массиве группы командиров штаба корпуса, после чего они также были захвачены в плен.
Маслов был зачислен в запасной "Бобруйский полк", где готовил солдат к карательным акциям против партизан, а потом оказался в 3-м отдельном батальоне "Митте", который участвовал в проведении карательных акций против французских партизан.
В 1944 году Маслова взяли в плен американцы. Он неоднократно просил их не возвращать его на родину, отказался от советского гражданства, но все же был этапирован в советскую оккупационную зону и осужден за измену родине.
Военный трибунал Группы советских оккупационных войск в Германии в декабре 1945 года приговорил Маслова Сергея Николаевича по статье 58-1б УК РСФСР к 10 годам лишения свободы, с конфискацией имущества, поражением в правах на 5 лет и лишением воинского звания «лейтенант».
В сентября 1955 года С.Н. Маслов был амнистирован по отбытии наказания. Он устроился работать в подмосковный автодор - филиал Министерства транспорта в г. Можайске.
Обманным путем получил в 1968 году из рук военкома Можайского района (как оказалось, работавшего вместе с Масловым в автодоре) орден Славы III степени, а в 1980 году - удостоверение участника Великой Отечественной войны.
Перебравшись в 1991 году на постоянное местожительство в пос. Мамонтовка в Подмосковье, Маслов, предъявил удостоверение участника войны и вошел в состав местного Совета ветеранов, а вскоре - стал его председателем. Он представлялся во всех кабинетах единственным оставшимся в живых участником двух парадов на Красной площади – в 41-м и 45-м годах. Пробил себе квартиру, получил в подарок от бывшего губернатора Бориса Громова автомобиль "Лада-Калина". Начал писать «воспоминания» "Конник ХХ века", часто давал интервью - рассказывал о своем боевом пути и фронтовых историях. Некоторые из них, как оказалось, были почерпнутых из книг по истории войны. Маслов выступал с различными инициативами - совершить конный марш памяти по местам боевой славы Подмосковья, сделать памятную книгу «Парад парадов» об участниках Парада 7 ноября 1941 года и др.
Если бы мошенника не удалось разоблачить, то, не исключено, что ему воздвигли бы памятник - верхом на коне. Во всяком случае, по некоторым данным, в планах администрации города Пушкино на 2013 год это мероприятие значилось.
Не поверил лжегерою бывший боец кавалерийского корпуса Сергей Бутурлин, обнаруживший в его рассказах нестыковки.
В частности, он называл себя майором, иногда - даже полковником, и в то же время был кавалером ордена Славы, хотя в 41-м являлся лейтенантом, и не мог быть награжден солдатским орденом.
Председатель ветеранской организации Росавтодора С.Е. Александрова направила запрос в белорусский архив, в котором хранятся документы в отношении осужденных по 58-й статье. Пришел ответ за подписью начальника архива В.К. Дорошкевича следующего содержания:
В 2013 году прокурор Московской области Александр Аникин обратился в суд г. Пушкино с исковым заявлением о лишении С.Н. Маслова звания ветерана (участника) войны, признании недействительным и изъятии у него соответствующего удостоверения, а также о признании недействительными награждения его юбилейными медалями.
В августе 2013 года суд постановил лишить С.Н. Маслова статуса ветерана Великой отечественной войны. А 27 ноября 2014 года еще в одном судебном заседании суд города Пушкино лишил С.Н. Маслова ордена Славы III степени, который он получил, судя по информации на сайте "Память народа", в 1968 году и числится там не лейтенантом, а старшим сержантом...