Как праздновали Новый год на Руси

119 прочитали
Новый год на Руси праздновался в разные даты. Как в случае с римлянами, нам «достался» греческий календарь.

Новый год на Руси праздновался в разные даты. Как в случае с римлянами, нам «достался» греческий календарь. Только не в виде того «ужасного полуфабриката», с которым мучились римляне, а вполне достойный — Византийский календарь, успевший «переболеть» многими «детскими болезнями». Прежде чем рассматривать Византийский календарь, стоит отметить тот факт, что ранее на Руси был собственный календарь, который вполне соотносился с Византийским. Что это был за календарь?

История об этом умалчивает, но, скорее всего, он начинался также в марте, как греческий и первый римский, иначе, русский народ его не принял бы. Ведь не принимала Русь Христианство до тех пор, пока не перевели на славянский язык не только Библию, но и всё богослужение в храмах. Русь могла пользоваться солнечным календарём Велеса, который пришёл на смену лунному календарю Коляды. И, если «Коляды Дар» за начало года принимал точку зимнего солнцестояния (23 декабря), то последовавший за ним календарь должен был использовать следующую «солнечную точку» — день весеннего равноденствия (23 марта). Почему?

Потому что «Коляды Дар» был общеевропейским и им кто-то продолжал пользоваться дальше, а уточнённый солнечный календарь Велеса уже был русским и имел своё начало — весной. От календаря Коляды ему достался сдвиг начала года (1 марта) назад на 23 дня от точки весеннего равноденствия. О том, что это мог быть календарь Велеса, говорит второй римский календарь Нумы Помпилия.

Помпилий добавил к десяти месяцам ещё два — январь и февраль. Год начинался также — 1 марта, поэтому февраль был последним месяцем года. Ключевым в календаре римлян является 6-й день до календы первого месяца года. В Юлианском календаре — это 25 декабря (6-й день до январских календ), в календаре Нумы Помпилия — это 23 февраля (6-й день до мартовских календ — «sextus dies ante calends Martius»).

В лунных календарях обычно раз в два-три года вставляют целый месяц, чтобы уточнить календарь. А в солнечном календаре достаточно вставки одного дня в конце года (29 февраля) раз в четыре года, так как год начинался 1 марта. Этот год с добавочным днём ещё называют високосным. Только Нума Помпилий вставлял дополнительный день не в конце месяца февраля (как это делается сейчас), а после 23 февраля. Этот день назывался «вторым» 6-м днём до мартовских календ. Повторный шестой день звучал как — «bis sextum», а год при этом назывался — «bissextilis» — что и попало потом в русский язык от византийцев как «високосный».

В русском календаре за 23-м февраля идет 24-е февраля. А день 24 февраля у славян называется — Великий Велесов день. Високосный год бывает только в солнечном календаре. Поэтому можно предположить, что Велесов календарь был солнечным и начинался 1 марта.

Крещение Руси произошло в Лето 6496 (в 988 году или 10 веке) по Византийскому календарю. А сам календарь Византии был принят на Руси в 11 веке. Новолетие (по-русски Новый год) отмечалось 1 марта, а счёт Лет вёлся от Сотворения Мира (5508 лет до н. э.). Когда счёт Лет перевалил за семь тысяч (конечное число некоторых летоисчислений), Византийский календарь получил корректировку летоисчисления, в виде добавления шести месяцев. В результате чего, Лето 7000-е началось 1 марта 1492 года, а Лето 7001-е уже 1 сентября 1492 года. Так как стало считаться, что Сотворение Мира произошло полугодом ранее — 1 сентября 5509 года до н. э. Это привело к тому, что Новолетие (празднование Нового года) перекочевало с 1 марта на 1 сентября.

Как это объясняли людям, непонятно, но, скорее всего, было не до выяснений причин. Прошло лишь 12 лет после отмены Монгольского ига (1480 год), Русь была в разрухе и только приходила в себя. Да к тому же ещё, татарские орды с Крыма и Таврии продолжали терзать не только Южную Русь, но и Московию. Со временем Русь окрепла, при Иване Грозном стала «царством», приросла Сибирью и многими другими землями. Но, при этом, продолжала платить унизительную дань крымскому хану.

Всё закончилось только при русском царе Петре Первом. В результате Азовских походов 1695 и 1696 годов, была взята турецкая крепость Азов и нанесён урон Крымскому ханству, на тот момент вассалу Османской империи. После чего молодой царь Пётр совершил поездку в Европу в 1697 — 1698 годах, где заручился поддержкой для будущей войны против Швеции за выход к Балтийскому морю (на Руси его называли Алатырским, а затем Варяжским). К концу 1699 года был решён вопрос с османской империей и Крымским ханством, осталось заключить мирный договор. Этот договор был подписан летом 1700 года в Константинополе.

Согласно этого договора:

«Россия получала крепость Азов с прилегающей территорией и вновь построенными крепостями (Таганрог, Павловская, Миус) и освобождалась от ежегодной выплаты дани крымскому хану. Турции возвращалась занятая русскими войсками часть Поднепровья с мелкими турецкими крепостями, которые подлежали немедленному уничтожению. Стороны обязались не строить новых укреплений в пограничной полосе, не допускать вооружённых набегов. Турция должна была освободить русских пленных, а также предоставить России право на дипломатическое представительство в Константинополе на равных основаниях с другими державами.»

© Википедия. Константинопольский мирный договор (1700)

Сбросив с себя «ярмо рабства», Русское царство отменяет и Византийскую эру с непонятным для Руси «Новолетием», к тому же ещё и осенним. Почему непонятным? Да потому что, в одиннадцати из двенадцати ныне существующих славянских языках (включая и русский) слово «год» пишется как «год», «година» или «рок». И только в словенском языке, как, кстати, и в греческом, год называется «лето».

В Лето 7208-е (1699 год) принимается решение о введении на всей территории Русского царства нового летоисчисления от Рождества Христова, а также Юлианского календаря с празднованием Нового года — 1 января. При этом, Новолетие 1 сентября никуда не делось; Русская православная церковь отмечает его по сей день — 14 сентября (в Юлианском календаре оно соответствует 1 сентября).

Что дал русскому народу Новый год — 1 января? Новый год — это русский праздник и греко-словенцы, при желании, могут его не отмечать. Принимая Юлианский календарь и праздник Нового года, царь Пётр понимал, что это не римская традиция, а своя — русская.

Мы уже знаем, что у римлян год хоть и начинался сначала 1 марта, а затем 1 января, праздник Нового года (считаем образование римского народа) приходился на 15 марта. Потому, Пётр Первый вернул русскому народу «День его образования» — Новый год. И подтверждением этому является событие, которое отмечается русскими 1 января — это День Ильи Ивановича Муромца — русского былинного богатыря.

Связь Ильи Муромца с возрождением русского народа бесспорна. Царь Пётр не мог этого не знать. Илья Муромец особый богатырь; ему неведома смерть в бою, что говорит о жизненной силе русского народа; он нигде не встречается с главным врагом Руси — Змеем, что характеризует его как раннего русского богатыря; да и прозвище Ильи — «старый казак» говорит об этом. Былинный русский богатырь Илья Муромец имел немало последователей-продолжателей его главного дела — защищать Русскую землю. С обретением Христианства, Святая Русь стала поминать имя Ильи Муромца, возведя одноимённого монаха-воина в ранг святых. День памяти преподобного Илии Муромского отмечается также 1 января.

Китайцы отмечают свой Новый год пятнадцать дней, тем самым показывая его важность для китайского народа. В России празднование Нового года также стало продолжительным и важным праздником для простых людей. И несёт он в себе забытый исток русского народа, который был возрождён русским царём Петром, и получил дальнейшее развитие в Советское время, а также в современной России.

По аналогии с Римом, в истории русского народа были: «начало года» — 1 марта; «начало Лета» (Новолетие) — 1 сентября; и Новый год — начало русского народа — 1 января. Несовпадение «начала года» в календаре Велеса (1 марта) с Новым годом русского народа (1 января) говорит о том, что русский народ изначально возник как богатырское (воинское) сословие, наподобие казачества, для защиты земли Славы. Об этом говорит и главный символ-ориентир русского народа — «старый казак» Илья Муромец. Потому Пётр Первый отказался от греческого «новолетия» в сентябре и не стал возвращать велесовское «новогодие» в марте, а принял готовый «подходящий» календарь, по принципу «зачем изобретать велосипед».

Рекомендуем статью на эту тему:

Начало всех начал Новый год.

Авторы - Валерий и Ольга Салфетниковы