Долго вдохновлялся к переложению впечатлений в связный текст, наверное, время пришло. Иногда у меня спрашивают, когда узнают, что я иду на «Вишневый сад» в Ленком - В который раз? Не надоело? - Нет не надоело. И, надеюсь, не скоро надоест.
Ленком – особенный театр, его исторически любят не «за что», а «потому что», бескорыстной настоящей любовью, а теперь еще и вопреки! Сюда ходят не на звезд, хотя их здесь едва ли не половина труппы, а на бренд: захаровскую музыкально-лиричную, искряще-ироничную режиссуру. После ухода Горина Марк Анатольевич Захаров взялся сам работать над классическими произведениями, и его слово оказалось метким и остроумным.
В золотом составе, как теперь принято говорить, Вишневого сада в ролях Гаева и Раневской, благородных и легкомысленных дворян - героев недалекого прошлого, заняты самые яркие жемчужины из звездного ожерелья Ленкома — Александр Збруев и Александра Захарова.
Когда режиссер уровня и таланта Марка Захарова решается на постановку такой пьесы, как "Вишневый сад", значит увидит в ней что-то такое, чего до него не видел ни один другой режиссер и не решался показать это на сцене. Захаров увидел многое. Не по времени успешного «дворового» Лопахина (Антон Шагин), искренне влюбленного в Раневскую – уже не молодую, воспитанную в духе времени дворянку, сохраняющую ценности и культуру сословия, ревниво встревающего в их отношения Гаева, с каким-нибудь пустяком, дабы отвлечь Раневскую от «мальчишки». Его подчёркнутое презрение к «хаму» Лопахину вполне вписывается в его облик мелкого партийного лидера («Я человек 80-х, я не могу молчать!»): он созывает всех и в порыве произносит назидательную речь перед старым шкафом, как перед бюстом вождя.
Еще ярко прослеживается нарочитая набожность Вари (Алла Юганова), депутатские задатки в Трофимове (Дмитрий Гизбрехт) и еще огромное количество игровых нюансов, вызывающих внутренний отклик у взрослого поколения, а также бурю эмоции и овации.
В целом, спектакль о любви, о том, что по молодости легко можно сделать многие вещи, а повзрослев, так уже и не очень. О влиянии сословных различий на чувства. О мезальянсах.
Через образ Лопахина Захаров ярко продолжает Чеховскую линию: на место не способных прагматично мыслить дворян приходит новый человек — купец, предприимчивый и современный. Бывший дворовый, не имеющий душевной привязки к дворянской усадьбе, а испытывающий только боль и пренебрежение, передаваемое из поколения в поколение, предлагает Раневской «вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи». Раневская решительно отвергла предложение Лопахина, хотя оно принесло бы огромную прибыль и помогло бы расплатиться с долгами: «На месте дворянской усадьбы дача и дачники - это так пошло, простите».
По современным меркам Раневская, конечно, могла бы легко выйти замуж за Лопахина, несмотря на различия в возрасте и общественном положении, и сохранить свой вишневый сад. В захаровской трактовке все свои безумные поступки она уже совершила и на еще один неспособна. А, может быть, ее образ - это образ уходящей эпохи, а Лопахин - далеко не самый худший вариант неотвратимого будущего, которое будет гораздо тяжелее и безжалостнее, и не будет предлагать ничего, а просто рубить все на корню. Пришло новое время, в котором царствует экономика и чистый расчет. А аристократы с тонкой душевной организацией доживают свой век и скоро исчезнут.
Отдельный герой спектакля – Фирс (Владимир Юматов), милейший старик, окружённый ореолом пиетета. В стремительно меняющемся мире он гротескно отличается от остальных на столько, что даже в толпе он кажется одиноким посреди пустоты, а всякая его фраза повисает в воздухе безответной. Последняя сцена в спектакле ярко демонстрирует отказ от прежних ценностей, безразличие молодежи: закрыли Фирса в пустом доме. «Забыли, забыли… Забыли! – Чего ждать-то, жизнь-то кончилась». С отчаянием кричит Фирс и уходит в темноту.
Финал в виде лопнувшей лампочки и обрушившихся стен дома с окнами громок и эффектен. А дальше, как говорится в другом произведении, - тишина. Ну, и бурные, продолжительные овации.
«Вишневый сад» по мотивам Чехова актуален, как никогда. Время идет, а вопросы о человечности и морали, неустанно поднимаются. Спасибо гению Захарову и, конечно, мастерам актерам – за невероятную гамму эмоций: любовь и ненависть, презрение и злая ирония, и никчемность, и глупость, и эгоизм.
Успейте попасть, пока не «вырубили» наследники Лопахина «Вишневый сад» в Ленкоме!