536 подписчиков

Нет повести печальнее на свете... Кто в фигурном катании сумел дотянуться до Шекспира

Свою гениальную пьесу Шекспир написал предположительно в 1595 году, ему было чуть больше 30. Писал для современников. Получилось - для всех, и надолго. Пьеса до сих пор волнует зрителей, актеров, режиссеров. Почти сразу на гениальное произведения Шекспира откликнулись музыканты. Первые музыкальные опусы на тему любви юных веронцев появились уже в 18 веке. В 19 - ом Винченцо Беллини написал оперу "Монтекки и Капулетти". Справедливости ради надо сказать, что в основе либретто лежала не пьеса Шекспира, а старинные легенды Вероны, но суть была едина. Опера Беллини вызвала к жизни следующий шедевр. Гектор Берлиоз, ниспровергатель авторитетов, доказывал свою правду методом "от противного". Он порицал предшественника за бедную, на его взгляд, оркестровку. Желая показать, "как надо" Берлиоз создал драматическую симфонию "Ромео и Джульетта". Именно музыку французского композитора в 20 веке использовал для своего балета "Ромео и Юлия" легендарный Морис Бежар. В этом спектакле в свое время принимали участие прославленные Екатерина Максимова и Владимир Васильев.

Юлия была неожиданным подарком в моей артистической судьбе. Берлиоз иначе (чем Прокофьев) воспринял и выразил музыкой трагедию юных влюбленных и спектакль Бежара не схож ни с одним другим... Шекспир для меня что-то бесконечное, бездонное...

Екатерина Максимова.

От Берлиоза эстафету принял Шарль Гуно. Написал замечательную оперу с одной из самых известных женских арий - вальсом Джульетты, и, в свою очередь, "спровоцировал" на новую музыкальную версию "Ромео и Джульетты" Петра Ильича Чайковского. Чайковский восхищался французской певицей Маргаритой Дезире Арто, певшей в шедевре Гуно. К написанию собственного музыкального варианта трагедии Шекспира Чайковского подталкивали и друзья. Балакирев считал пьесу Шекспира темой, близкой именно Чайковскому.

Приходит в голову старая история, которую нам рассказал Шекспир: о любви Ромео и Джульетты, любви, которая победила смерть. И это сюжет для Вас, Петр Ильич. Вы должны записать в звуках эту радостно - трагическую историю, историю победы любви над смертью.

Петр Ильич написал ставшую впоследствии знаменитой увертюру - фантазию "Ромео и Джульетта". С посвящением Милию Балакиреву.

Мне хочется, чтобы Вы знали, что я не забыл, кто виновник появления на свет этой партитуры, что я живо помню Ваше тогдашнее дружеское участие, которое, я надеюсь, и теперь еще не вполне угасло.

Композитор задумывался и о написании полноценной оперы.

Я буду писать "Ромео и Джульетту". Все < > возражения уничтожаются перед тем восторгом, которым я возгорелся к этому сюжету. Это будет мой самый капитальный труд. Мне теперь даже смешно, как я мог до сих пор не видеть, что я как будто предназначен для положения на музыку этой драмы. Ничего нет более подходящего для моего музыкального характера.

Он не успел выполнить задуманное. Очень жаль, опера, действительно могла стать венцом музыкальной карьеры гениального композитора.

Нет царей, нет маршей, нет ничего, составляющего рутинную принадлежность большой оперы. Есть любовь, любовь и любовь. И потом, что за прелесть эти второстепенные лица: кормилица, Лоренцо, Тибальт, Меркуцио. Пожалуйста, не бойся однообразия. Первый любовный дуэт будет совсем не то, что второй. В первом все светло, ярко; любовь, любовь, не смущаемая ничем. Во втором трагизм. Из детей, беспечно упивающихся любовью, Ромео и Юлия сделались людьми, любящими, страждущими, попавшими в трагическое и безвыходное положение. Как мне хочется поскорее приняться за это.

Из письма П.И. Чайковского брату.

Сергею Прокофьеву предложили написать балет. Из нескольких представленных тем, композитор выбрал "Ромео и Джульетту". Балет оказался произведением с трудной судьбой: его отказывались принимать к постановке, слишком уж непривычной, новаторской казалась музыка Прокофьева. Написанный в 1935 году, в Большом театре он был поставлен только в 1940. В роли балетмейстера выступил Леонид Лавровский. Джульетту танцевала Галина Уланова. Осененный ее гением балет стал настоящим событием в театральном мире. Хотя Джульетта оказалась для нее материалом "на сопротивление". Но тем значительнее была победа. В 1956 году Большой "повез" балет на родину Шекспира - на гастроли в Англию. Выступления Большого прошли триумфально.

Конечно, мимо пьесы Шекспира не могли пройти кинематографисты. Собственно, первый фильм на тему шекспировской трагедии был поставлен Жоржем Мельесом в 1902 году. Затем последовало еще несколько немых фильмов, в том числе фильм Д.Г. Эдвардса, созданный в 1916. А первый звуковой фильм был снят в 1936 году американцем Джорджем Кьюкором. Джульетту играла Норма Ширер, а Ромео - Лесли Говард, более известный по роли Эшли Уилкса из "Унесенных ветром". В 1968 году совершенно потрясающий фильм сделал известный итальянский режиссер Франко Дзеффирелли. Очевидно, его "достали" возрастные Джульетты и солидные Ромео. Он пригласил на роль юных влюбленных актеров, ровесников шекспировских персонажей. Оливии Хаксли на момент съемок было 15 лет, а Леонарду Уайтингу - 17. Костюмы, декорации - все соответствовало эпохе. Немалую роль в успехе фильма играла и прекрасная музыка Нино Рота.

Фильм 1996 года База Лурмана с Леонардом Ди Каприо в роли Ромео, Клэр Дэйнс в роли Джульетты и Гарольдом Перрино в роли Меркуцио стал очень оригинальной версией пьесы Шекспира. Действие было перенесено в современную Америку. Фильм и название носит не традиционное - "Ромео + Джульетта". В качестве музыкального сопровождения использовались хиты поп - и рок - музыки в драматической, "сгущенной" обработке Нелли Хупера, Армстронга Крейга и Мариуса Де Вриса. Музыку для финальных титров режиссер заказал группе Radiohead.

В 2013 (в год 90-летия Франко Дзеффирелли и 45-летия выхода на экраны его фильма "Ромео и Джульетта") свою киноверсию пьесы Шекспира предложил еще один итальянец Карло Карлеи. В главных ролях Хейли Стейнфилд и Дуглас Бут. Музыку написал Абель Кожаневский, известный именно как талантливейший кинокомпозитор, музыкант со своим фирменным изысканным стилем, сочетающий классические оркестровые темы с модными элементами современных музыкальных течений.

Таким образом, у спортивных тренеров и хореографов был роскошный выбор.

Все началось с Увертюры Чайковского. В 1978 году Татьяна Тарасова поставила дуэту Моисеева - Миненков показательный танец на эту музыку.

Чем были сильны Моисеева и Миненков? Никто лучше них не мог показать любовь.

Так писала о своих учениках Татьяна Тарасова. Поэтому Ромео и Джульетта, безусловно, их тема.

Позже, в 1990 музыку Чайковского уже для спортивной произвольной программы взяли юные Гордеева и Гриньков. Совершенно беспроигрышный вариант. Они идеально соответствовали гениальной музыке и не менее гениальной драматургии. Это поняла их тренер Марина Зуева и сказала Кате очень важные слова.

Для того, чтобы все получилось, тебе надо кататься только для себя, чтобы зрители почувствовали ваши отношения.

С этой программой Гордеева и Гриньков (первый раз) уходили из любительского спорта, завоевав все золото сезона.

Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков.
Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков.

Совершенно неожиданными предстали в образах юных героев Шекспира Марина Анисина и Гвендаль Пейзера. Они использовали музыку Прокофьева. У них были вполне традиционные костюмы: чуть удлиненный жилет (претина) на партнере, "шапочка Джульетты" у Марины, а вот хореография оказалась очень необычной. Их тренер Мюрель Буше - Зазуи во главу угла поставила именно Джульетту - Анисину, более сильную и решительную. Это решение многое в программе объясняет. Произвольная на шекспировскую тему принесла им бронзовую медаль Олимпиады в Нагано - 1998.

В 2006 году произвольную программу на музыку Нино Рота из фильма 1968 года поставили Татьяне Тотьмяниной и Максиму Маринину. Программа великолепна: сложная технически, с интересными хореографическими "цитатами" средневековых танцев.

Дебютная совместная работа Татьяны Волосожар и Максима Транькова. Снова Прокофьев, и сразу удача - бронза на чемпионате мира.

"Нахальные" и восхитительные танцоры - юниоры Василиса Кагановская и Валерий Ангелопол буквально ворвались в мир фигурного катания. Удивили до изумления уже во второй свой юниорский сезон произвольной программой "Ромео и Джульетта". Дерзость, отвага и...любовь.

Еще одна танцевальная версия на музыку Нино Рота к фильму Дзеффирелли. Нескончаемая изысканная хореографическая вязь Александры Степановой и Ивана Букина..

Не менее интересные программы на тему шекспировской трагедии представили на суд зрителей и одиночники. Но это, наверное, уже в другой раз.