Как звучит "Отче наш" на самом деле

Несмотря на значение и авторитет «Отче наш», две её редакции в Евангелиях от Матфея и Луки, отличаются друг от друга. В критических текстах молитва звучит иначе. Привожу их не ради вашего смущения, а размышления над смыслами молитвы Господней.

Первый вариант

«Отче! Да святится имя Твое. Да приидет Царствие Твое; Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день и прости нам грехи наши,  ибо и мы прощаем всякому должнику нашему. И не введи нас в искушение».

Второй вариант

«Отче! Да святится имя Твое; Твой Святой Дух да пребудет в нас/сойдет на нас; да приидет Царствие Твое;

хлеб Твой присносущный/грядущий подавай нам на каждый день;

и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему;

и не дай нам быть введенными во искушение».

Ни один из вариантов не претендует на истинность и является попыткой реконструкции изначального текста.

Царство или Духа? Смыслы "ОТЧЕ НАШ"

-2

Иисус Христос говорит о Боге как об Отце и в Своих молитвах доверительно обращается к Богу «Авва Отче! («Отче» по-арамейски abba). Представление о Боге как любящем Отце было известно иудеям, но не было характерно для молитвенного обращения. По свидетельству древнего христианского автора Тертуллиана, в призывании «Отче наш, сущий на небесах» стояло просто «Отче».

ДВА ПРОШЕНИЯ - "да святится имя Твое" и "да приидет Царствие Твое"

В критическом тексте нет прошения о воле. Это место отсутствует в папирусе p75, многих других греческих и сирийских манускриптах и в тексте, которым пользовался Ориген при составлении Гомилий на Евангелие от Луки.

Скорее всего, оба прошения восходят к иудейской молитве «Каддиш», которая являлась частью синагогальной службы уже в первом веке и читалась сразу после проповеди. Она звучала так: «Да возвеличится и святится имя Его великое в мире, который Он сотворил по воле Своей».

Славянский и русский переводы неточно передают первый глагол. В оригинальном тексте глагол стоит в страдательном залоге, который в библеистике называют «страдательный божественный» (passivum divinum). Иначе говоря, подразумевается, что это Сам Бог святит Свое Имя: не мы его святим, освящаем, а Бог его святит, освящает. То же и с Царствием Божиим. Это Сам Бог принесет Свое Царствие. Везде действующее лицо – Бог. Почувствуйте разницу, как говорится.

Есть мнение, что вместо просьбы о приходе Царства, было прошение наития Святого Духа. Об этом говорит святитель Григорий Нисский: «Так в Евангелии от Луки, вместо слов: «да придет царствие Твое» сказано: да придет Святый Дух Твой на нас, и очистит нас». Преподобный Максим Исповедник соглашается с ним: «Матфей называет здесь Царством, другой Евангелист назвал Духом, говоря: Да приидет Дух Твой Святый, и да очистит нас».«Приобретайте друзей богатством неправедным» - как это понимать?

Чувствуете разницу?

-3

Посмотрите, какая яркая и красочная манера речи Иисуса Христа!

Начни читать Библию! Уже 5 лет мы изучаем Слово Божие в «Библейском Движении» онлайн. За это время более 10.000 человек прочли Библию целиком!

Наш кружок изучения Библии - это пространство для исследования Священного Писания и духовного общения. Участники получают задания по изучению Библейских текстов и полезные материалы.

В закрытом канале я буду публиковать задания на неделю и проводить прямые эфиры. Участники закрытого канала получают возможность общаться в чате, а также поддержку кураторов.

ВСТУПИТЬ В ЗАКРЫТЫЙ КАНАЛ - https://t.me/+wco1vNn74FAzMGRi

Николай Бабкин | священник, медицинский психологСвященник, медицинский психолог, автор «Библейское движение» - Библия за год со священником. Уже 20.000 участников! См. проекты по ссылке в профиле. Сотрудничество через телеграм 🤝 сотрудничество - @avvanickoas
75K подписчиков