44,4K подписчиков

а что такое гражданин?

131 прочитал

Вопрос, вынесенный в заголовок, отнюдь не риторический. И ответ на него давным-давно сформулировал поэт: "Отечества достойный сын". Ясно и исчерпывающе? Да. Но именно высота, приподнятость этой формулировки мешает нам подчас ощутить её будничный, каждодневный смысл.

Между тем "Отечества достойный сын" ещё ведь и просто сын. И если мы забудем про обыденное, житейское содержание высокого понятия, то как же сможем воспитать из сына достойного сына Отечества? Из всех воспитательных целей- эта, наверное, самая трудная. Однако она же и самая главная: ещё Достоевский заметил, что "без связующей, общей, нравственной и гражданской идеи нельзя взрастить...поколения" и, напротив, само присутствие такой идеи есть уже "начало порядка, то есть нравственного порядка".

Что же мы разумеем сегодня под этой связующей идеей? Каким реальным смыслом наполняет она усилия всех общественных институтов, включая семью? Какие гражданские добродетели стремимся мы внушить своим наследникам?

Для начала отметим наивное заблуждение, будто бы человека можно воспитывать по частям и, значит, гражданское воспитание- забота только общественных учреждений(детского сада, школы, вуза). На самом деле гражданское ощущение (то есть ощущение себя как части некого целого) и гражданское поведение (то есть поведение, основанное на сознании ответственности за всё, что происходит при тебе) закладывается в самой ранней поре.

Если в школе ребенок стремится к знаниям, участвует в общественной жизни, не замыкается на собственных (даже очень хороших) интересах, плодом такого поведения станет наступательная гражданская позиция, когда подросток становится юношей, достигает зрелости.

Молодые люди, прошедшие настоящую школу общественной активности обретают образ мышления, который исключает саму возможность жить по принципу: “А если что не так – не наше дело”. Жизненное кредо таких людей: “Если не я, то кто же”. И это порождает острейшую реакцию на любое отступление от внушённых с детства, втолкованных правил жизни. “Несовместимость гнома-поступка и слова-гиганта”, по меткому определению Роберта Рождественского, вызывает у ребят, особенно старшеклассников, активную неприязнь и прямое сопротивление.

Огромная педагогическая удача, когда семнадцатилетний человек воспитан, вырос на таких понятиях, когда он вступает в жизнь бескомпромиссным максималистом, и находит в себе мужество поступать так, как вы же сами учили поступать.

Гражданскую активность мы усматриваем подчас в говорении “правильных” слов. Сын пишет их в сочинении на вольную тему? Дочь упоенно произносит их для галочки? Нет сомнений в искренности этих слов? Человек же боле?

Но гражданин все-таки не тот, кто только рассуждает, а тот, кто и действует во имя внушённого (и усвоенного!) от младых ногтей идеала. Тот, у кого хватает мужества поступать так, как многие из нас поступили бы, если бы хватило мужества. Потому-то и думается, что задача воспитателя, озабоченного гражданским становлением воспитанника, не в том лишь, чтобы переплавить знание в убеждение, но и в том, чтобы убеждение непременно влекло за собой поступки, ему соответствующие. Только тогда и вырастет из нашего сына – помните?- “Отечества достойный сын”.

Игорь Меднов, творческое объединение Авангард, 2023 год.

Для связи: avangard-naroda@yandex.ru

Дмитрий Моор, 1920 год.
Дмитрий Моор, 1920 год.

История плаката: Дмитрий Моор создал плакат за одну ночь в конце июня 1920 года в трудный для Красной армии период: на Западном фронте — разгар польской операции, на Южном — боевые действия против армии Врангеля. Плакат призывает добровольно вступать в ряды РККА. Сам художник говорил о нём: На этом плакате — красноармеец, указывающий пальцем, глаза его устремлены прямо на зрителя и поворачиваются по ходу его. Я собрал много разговоров по поводу этого плаката. Некоторые мне говорили, что они стыдились его, что им было стыдно не записаться добровольцами.