Найти тему
МЧС.медиа

«Крылья надежды», «крылья спасения»

«Крыльями спасения» называют авиацию МЧС России. Доставка гуманитарных грузов, переброска спасателей к месту ликвидации ЧС, эвакуация российских и зарубежных граждан из зон вооружённых конфликтов, тушение крупных лесных и техногенных пожаров - для летчиков МЧС России это обычная работа.

За четверть века своего существования «крылатые спасатели» стали не просто частью системы МЧС России, а её символом. Не зря говорят - если на горизонте появились самолёты МЧС – значит появилась надежда.

О том, как становилась на крыло спасательная авиация, рассказывает летчик, стоявший у истоков её создания, Александр Фомин.

Александр Фомин - заслуженный военный лётчик Российской Федерации. За время лётной работы освоил одиннадцать типов вертолётов. Налёт – свыше 6000 часов.

В авиации МЧС России – с 1998 года. Был заместителем начальника авиации по организации лётной работы – заместителем начальника Управления авиации МЧС России.

Участвовал во всех международных учениях по программе НАТО «Партнёрство ради мира». Неоднократно возглавлял авиационные группы при тушении лесных пожаров за рубежом.

Участвовал в международных авиационных выставках и авиакосмических салонах.

С 2005 г. по 2014 г. являлся директором Федерального государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России.

Начало

-2

Как рассказывает А. Фомин, платформой для создания и становления Управления авиации МЧС России стал эвакуационно-транспортный отдел, который ранее занимался авиационными вопросами. Он давно присутствовал в структуре войск Гражданской обороны.

А толчком для формирования собственной авиационной структуры послужил целый ряд ЧС, который произошел незадолго до этого.

Например, в Ереване (Армения) произошёл взрыв на одном из армейских складов СНГ. Правительство Армении обратилось к руководству ГКЧС с просьбой об оказании помощи в тушении пожара. Для этого тогда пришлось взять в аренду авиацию.

И далее руководство министерства неоднократно сталкивалось с тем, что при возникновении различных ЧС было необходимо брать в аренду самолёты или вертолёты. Это, в свою очередь, было связано со взаимодействием с другими компаниями и организациями, с заключением дополнительных договоров и контрактов. Иногда это даже приводило к срыву выполнения поставленных задач.

Именно тогда у руководства и сложилась позиция о том, что для эффективного и оперативного реагирования на различные ЧС необходимо иметь собственную авиацию. Началась интенсивная работа по созданию авиационной структуры в самом ведомстве.

Этому предшествовал ряд серьёзных совещаний, участниками которых стали, в том числе, и главные авиационные конструкторские бюро страны.

После трагических событий в Ереване, на Ташкентском авиационном производственном объединении имени В.П. Чкалова закупили первый самолёт «Ил-76». Потом второй. Далее началось массовое поступление в МЧС России самолётов и вертолётов.

Далее встал вопрос: на какой базе они будут размещены, где их содержать? Рассматривались варианты: Клин, Чкаловский, Шереметьево, Быково, Внуково.

В итоге, российское правительство решило разместить отряд «Центроспас» с входящим в его состав авиационным комплексом на аэродроме в Раменском. Сейчас здесь находится аэропорт Жуковский. Размещение в этом районе обеспечивало трёхчасовую готовность к вылету на ЧС в любую точку мира.

Рождение команды

-3

А потом началась интенсивная работа по подбору кадров. За короткий срок удалось собрать целую команду единомышленников и специалистов. Были созданы отделы боевой подготовки, инженерно-авиационной службы, аэродромно-технического обеспечения. Теперь в каждом региональном центре находились авиационные подразделения.

Создавалась концепция авиационного обеспечения МЧС России. Согласно ей, был сформирован авиационно-спасательный центр, в основе которого три отряда: Дальневосточный, Сибирский и Центральный. Центральный отряд должен был прикрывать Центр и Юг России. Сибирский отвечал за Сибирь, Дальневосточный – за Дальний Восток.

Далее совершенствовалась структура Управления авиации, осуществлялось оснащение новой авиатехникой, разрабатывались новые авиационно-спасательные технологии.

По словам А. Фомина, всё создавалось буквально «с колёс», с нуля писались методики, накапливался опыт, после чего все это испытывалось в региональных подразделениях. Но руководство министерства всегда уделяло пристальное внимание тому, чтобы спасательная авиация отвечала самым современным требованиям.

Признание и помощь

-4

Сегодня авиация МЧС России оказывает помощь не только на территории РФ, но и за рубежом, - почти на всех континентах.

Российская спасательная авиатехника, авиационные технологии неоднократно представлялись на международных учениях и выставках. Их признали во всем мире.

Например, в апреле 1995 года, впервые в истории, на учениях МЧС России по оказанию помощи и эвакуации терпящих бедствие в Арктике командир воздушного судна Анатолий Терентьевич Загоруйко посадил самолёт «Ан-74» на ледовый аэродром Северного полюса.

Однако самое сложное в их работе, по признанию летчиков-спасателей - не это. Самое сложное – видеть всю боль и страдания пострадавших во время различных ЧС.

А свою достойную лепту в формирование, развитие и престиж российского чрезвычайного ведомства внесли абсолютно все специалисты, - настоящие профессионалы своего дела, которые работали и работают в МЧС России.