Найти тему
Пикабу

Чудо на Неве или приводнение в Ленинграде

21 Августа 1963 года Ту-124 Аэрофлота выполнял рейс по маршруту Таллинн — Москва. На борту находилось 52 человека (45 пассажиров и 7 членов экипажа). Проблемы возникли сразу после взлёта. Носовую стойку шасси заклинило в полуубранном положении. Хотели вернуться - но не тут то было. Аэропорт Таллинна внезапно накрыл плотный туман. Диспетчеры решили направить аварийный борт на посадку в Ленинград.

Ту-124.

Экипаж вёл самолёт к аэропорту Пулково на малой высоте - 4200 метров. Ожидалось, что он сядет на брюхо, поэтому все экстренные службы были приведены в полную готовность. К полосе прибыли пожарная техника и машины скорой помощи. Перед посадкой пилоты решили выработать топливо, чтобы уменьшить вероятность пожара, для чего начали нарезать круги над Ленинградом на высоте 500-600 метров. В это же время экипаж через лючок в полу кабины пытался с помощью шеста полностью выпустить заклинившую носовую стойку шасси.

Спустя час и десять минут с момента начала облёта, на восьмом круге остановился один из двигателей. Экипажу дали разрешение лететь к Пулково через центр города. Но добраться до аэропорта они не успели. Когда лайнер находился в районе Исаакиевского собора у него внезапно заглох второй двигатель. Ту-124 начал планировать с высоты 500 метров над центром Ленинграда.

Экипажу не оставалось ничего, кроме как попытаться приводниться на Неву. Командир передал управление второму пилоту, ранее служившему в военно-морской авиации и имевшему опыт приводнения самолёта. Ту-124 пролетел над домом № 6 по Малоохтинскому проспекту, затем в 4 метрах над мостом Александра Невского и приводнился в районе Финляндского железнодорожного моста. Второй пилот грамотно сориентировал Ту-124, не допустив его заныривания и удара хвостовой частью об воду. От остановки второго двигателя до приводнения прошло всего 14 секунд.

.
.

Посадка на воду была совершена между мостом Александра Невского и железнодорожным мостом, напротив Александро-Невской лавры. Ширина реки в этом месте была около 400 метров. При приводнении лайнер получил пробоины и начал тонуть. На помощь подоспел проходивший мимо буксир. С помощью буксировочного троса, для крепления которого было разбито стекло в кабине пилотов, буксир оттянул самолёт к правому берегу Невы. Пассажиры и экипаж успешно эвакуировались, никто из них не пострадал.

-3

Лайнер попытались сохранить на плаву, для чего сутки из него откачивали воду. Однако, она активно прибывала через пробоины в фюзеляже. На следующее утро Ту-124 затонул. В итоге под самолёт подвели понтоны и буксиром оттащили на территорию нынешнего комплекса «Ленэкспо», где была войсковая часть.

-4

Буксировка.

Комиссия по расследованию пришла к выводу, что основной причиной аварии явилась неисправность системы подъема и выпуска шасси – разрушился болт крепления из-за некондиции. Подобные дефектные болты в передней ноге обнаружились еще на семи самолетах Ту-124. Точную причину выключения двигателей установить не удалось. Из-за пробитых баков и попадания в них воды, определить остаток топлива на момент крушения было невозможно.

По одной из версий в случившемся был виноват экипаж. Горючего не хватило для нормальной посадки на полосу так как экипаж неправильно рассчитал фактический расход топлива и не учел, что полет проходит на малой высоте с выпущенными шасси. Кроме того, в показаниях членов экипажа имелись противоречия. Командир, второй пилот и штурман с бортмехаником разошлись в том, в каком режиме ходили двигатели, а также — сколько именно на борту было топлива.

Согласно другой версии произошёл отказ электрического топливомера. То есть показания были, а керосина уже не было. По словам командира, когда двигатели остановились, топливомер и расходомер показывали остаток в 1600 кг. Может быть, по его мнению, топливо и оставалось в баках, но по каким-то причинам в двигатель не подавалось. Это подтвердил второй пилот. Бортмеханик сообщил, что красная лампочка, показывающая остаток горючего, загорелась за несколько секунд до отказа двигателя. Штурман объяснил, что топливомер мог врать и в одну и в другую сторону, такие замечания уже имелись в бортжурнале. Из-за того, что самолёт оказался под водой, выяснить работоспособность прибора не представлялось возможным.

Вдова командира Виктора Мостового в интервью газете «Известия» говорила, что он и его коллеги были представлены к наградам (Ордену Красной Звезды), но указ о награждении в итоге не был подписан. Тем не менее, командир и штурман Виктор Царёв по распоряжению руководства «Аэрофлота» получили двухкомнатные квартиры. Капитана буксира Юрия Поршина наградили почётной грамотой и часами.

Самолёт из-за повреждений был списан. После восстановления его отправили в Кирсановскую авиашколу, где какое-то время он служил авиатренажёром для курсантов училища. В 1970 году Ту-124 был разделан на металлолом.

"Расследования авиакатастроф" в Telegram.

https://t.me/rumayday/

Пост автора rumayday.

Читать комментарии на Пикабу.