Найти тему
Анатолий Герасимов

Фильмы Тарантино: от худшего к лучшему

Совсем недавно Квентину Тарантино исполнилось 60 лет! В месяц своего юбилея живой классик анонсировал свой последний (или нет) фильм под названием «Кинокритик». Эта новость заставила фанатов затаить дыхание в ожидании чего-то грандиозного и по-тарантиновски отвязного.

По такому случаю вспомним все полнометражные фильмы Квентина и отрейтингуем их по системе "от худшего к лучшему". В расчёт берем только те фильмы, которые режиссёр снял по собственному сценарию без соавторов.

P.S. Этот список не претендует на какую-либо объективность. Все нижеизложенное является личным мнением автора.

9. "Доказательство смерти"

-2

С середины 90-ых Тарантино активно сотрудничал с Робертом Родригесом. Квентин написал сценарий для его "От заката до рассвета", срежиссировал один эпизод в "Четырёх комнатах" (Родригес также выступил одним из постановщиков) и на пару с Робертом затеял амбициозный проект "Грайндхаус". По задумке это два фильма типа "класса B" в рамках одного киносеанса, Тарантино снял "Доказательство смерти", а Родригес — "Планету страха". Попытка не увенчалась успехом — кино провалилось в прокате и не понравилось многим зрителям и критикам. По сути именно после этого проекта их дороги разошлись и больше совместных проектов они не создавали.

Сам Квентин позже заявил, что "Доказательство смерти" — главная неудача в его карьере. Сюжет этой "неудачи" разворачивается вокруг психа каскадёра, преследовавшего девушек на "смертоустойчивой" машине. Фильм действительно сделан с закосом на бэшку из 70-ых: прямолинейный сюжет, затертая пленка, странная съёмка и карикатурная игра актёров. От того понравится он сможет, лишь истинным фанатам Тарантино.

8. "Джеки Браун"

-3

Очевидно, что каждый фильм Тарантино в той или иной степени имеет культовый статус. Возможным исключением является "Джеки Браун". Это кино будто бы растворилось в фильмографии Квентина (о нём меньше всего вспоминают), тем не менее оно заслуживает минимального упоминания. Фильм уникален хотя бы тем, что это единственная экранизация в карьере режиссёра. Тарантино перенёс на экран роман «Ромовый пунш» Элмора Леонарда о стюардессе, ведущей двойную игру ради кругленькой суммы денег.

В главной роли Пэм Гриер — звезда средненьких фильмов 70-ых, на втором плане лица посерьёзнее: Роберт Де Ниро, Майкл Китон и Сэмюэл Л. Джексон. Актёрский состав в порядке, фирменный стиль режиссёра на месте, история завлекает, но не поражает дерзкими твистами. Кино спокойно идет по нарративу и приходит к логичной кульминации. Это неплохой фильм, во многом уступающий другим работам Квентина. Наверное поэтому он и не снискал фанатской любви.

7. Дилогия "Убить Билла"

-4

"Моего лирического героя охарактеризовать очень просто: он появляется, даёт всем под зад и уходит" — лаконичная цитата Тарантино, подходящая под каждый его фильм. В случае "Убить Билла" — это чуть ли не синопсис, содержащий спойлер. Хотя это никоим образом не влияет на восприятие фильма. История бывшей наёмной убийце, мстящей бывшим подельникам стоит особняком в фильмографии Квентина. По классике тарантиновского жанра тут всё нелинейно, с уймой отсылок и экспериментами с киноязыком.

На российском ТВ фильм часто крутили в начале-середине десятых с минимумом цензуры, при том, что это самая жестокая картина Тарантино с обилием драк и лужами крови. Жестокость и насилие — сквозные темы всех фильмов Квентина, в "Убить Билла" они достигают своего апогея и доходят до полного безумия.

6. "Джанго освобождённый"

-5

Стильный спагетти-вестерн, за который Тарантино получил свой второй сценарный Оскар. Ни для кого не секрет, что Квентин испытывает любовь к классическим вестернам, работая в видеопрокате он засматривал до дыр "долларовую трилогию" Серджо Леоне и итальянский вестерны — многие приёмы оттуда можно наблюдать и в "Джанго освобождённом". Это кино о работорговле в США середины девятнадцатого века. Такая позорная страница в истории страны не была сполна освещена в кино, поэтому режиссёр вновь показал зубы и снял свой очередной шедевр.

Одним из достоинств фильма можно назвать химию между актерским составом, а именно между троицей: Ди Каприо, Фокс, Вальц. Чего только стоит сцена за обеденным столом. Также на подхвате здесь и любимчик режиссёра — Сэмюэл Л. Джексон. Ну и не будем обходить стороной роль самого Квентина, она здесь, как обычно, небольшая, но весьма запоминающаяся.

5. "Бесславные ублюдки"

-6

Единственный фильм Квентина, действие которого разворачивается не в Америке, а в Европе времен Второй мировой. Это история о группе американских солдат, жестоко разбирающихся с нацистами в оккупированной Франции. Обычно, военные фильмы трепетно относятся к истории и не идут вразрез с фактами. Но Тарантино не был бы собой, если бы не придумал свою историю, он отделил кино от реальности и смело создал то, что в итоге понравилось миллионам.

Отдельные сцены фильма впоследствии стали культовыми, но из всех выделяется одна. Многие киноманы называют открывающую сцену фильма одной из лучших в истории кино. В ней "охотник на евреев" Ганс Ланда (лучшая роль Кристофа Вальца) наносит визит в дом французского фермера, прячущего еврейскую семью в подполье. Диалоговая сцена, благодаря гениальности автора и выдающейся операторской работе создаёт эталонное напряжение, заставляющее застыть перед экраном и остаться в таком положении до самой кульминации.

4. "Омерзительная восьмёрка"

-7

Еще один вестерн мастера (на этот раз зимний), к сожалению, не снискавший огромной популярности у критиков и киноакадемиков, хотя со зрительскими оценками все в порядке (средний балл 8 на Кинопоиске и 7.8 на IMDb). В этом фильме Тарантино в очередной раз подтверждает звание "маэстро диалогов". Он засовывает масштабную историю в маленький американский трактир и нагло держит зрителя за одно место на протяжении трёх часов. Правда, как обычно, бывает у Квентина - эта наглость более чем оправдана.

Говоря о наглости, нельзя не упомянуть скандал, разгоревшийся вокруг фильма. И содержание "Омерзительной восьмерки" тут ни при чём, картина пострадала от пиратства (без флагов и грабежей, но с варварскими мотивами). Сначала в сеть слили сценарий фильма (где-то за год до премьеры), затем и сам фильм был вероломно выложен в интернет (забавно, что такая же участь тогда постигла и "Выжившего" с ДиКаприо в главной роли). Несмотря на это недоразумение кино в целом благоприятно выступило в прокате и со временем заработало культовый статус.

3. "Криминальное чтиво"

-8

Стоит ли вообще что-то рассказывать о "Криминальном чтиве"? Да наверное нет, можно лишь из раза в раз подтверждать культовость картины, ведь по мнению многих это лучший фильм Тарантино. Действительно, это нетленная киноклассика постмодернизма, чётко попавшая в своё время и сразу ставшая ключевым фильмом эпохи.

Существует такая байка, которую можно подогнать под пример эффекта Манделы. По легенде, когда у Тарантино спросили: "Квентин, почему вы не сняли ничего лучше "Криминального чтива"?" он ответил: "а кто снял?", на самом деле — это чистая выдумка, режиссёр лично заявлял, что некоторые свои фильмы он любит больше, чем "Криминальное чтиво".

2. "Однажды в... Голливуде"

-9

В последнее время складывается впечатление, что именно этот фильм Тарантино считает лучшим в своей фильмографии, ну что же — отличный выбор! Это монументальная работа о закате Золотого века Голливуда, в ней автор ностальгирует по ушедшему и в свойственной манере переписывает историю. Здесь он то ли спасает, то ли хоронит Голливуд (вообще тема смерти и воскрешения является лейтмотивом всего его творчества). Что он имел в виду, знает лишь он и в этой загадке вся прелесть фильма.

Это очень контекстное кино, тут переплетаются судьбы реальных личностей, о которых следует почитать перед просмотром. Выдуманы здесь два главных героя: известный актёр Рик Далтон (Ди Каприо) и его дублёр Клифф Бут (Питт). В финале выдумка и реальность соединяются и происходит... Это надо видеть и желательно в оригинале с субтитрами.

1. "Бешеные псы"

-10

Первый раз запоминается лучше последующих. Дебютный фильм Квентина Тарантино, подаривший ему билет в индустрию. Классический гангстерский боевик об ограблении, которое не показывается в кадре. Всё действие разворачивается до и после него. Революционность фильма подтверждается хитросплетённым сюжетом, и талантливо прописанными диалогами. При том, что это самый короткий фильм режиссёра (всего полтора часа с небольшим) в нём умещается буквально всё. Вся эпоха.

Великий шедевр Тарантино определил эпоху 90-ых, уже после выхода "Псов" в Квентине увидели большого автора, подарившего такое количество топовых фильмов. Человек, никогда не учившийся киноискусству, вмиг стал ключевой фигурой этого самого современного киноискусства, а началось всё как раз с "Бешеных псов".