12 фактов о съемках фильма “Зеркало” Андрея Тарковского

2,4K прочитали

"...Я хочу, чтобы мой новый фильм равнялся серьезному жизненному поступку, судился по законам нравственной подлинности человеческой судьбы", – сказал Андрей Тарковский накануне съемок фильма "Зеркало". Для режиссера эта работа была очень личной, а повествование, идущее от имени главного героя, поэта Алексея, – во многом автобиографичным.

Маргарита Терехова (мать Алексея). Кадр из кинофильма "Зеркало", 1974 г., режиссер Андрей Тарковский, сценаристы Александр Мишарин, Андрей Тарковский, композитор Эдуард Артемьев (скриншот)
Маргарита Терехова (мать Алексея). Кадр из кинофильма "Зеркало", 1974 г., режиссер Андрей Тарковский, сценаристы Александр Мишарин, Андрей Тарковский, композитор Эдуард Артемьев (скриншот)

1. Идея нового фильма возникла у Андрея Тарковского и драматурга Александра Мишарина вскоре после съемок "Андрея Рублева". В 1968 году авторы приступили к работе над сценарием, получившим название "Белый, белый день". В его основу легли собственные воспоминания режиссера, услышанные жизненные истории, разговоры. Он складывался из эпизодов, одна часть которых была предложена Тарковским, другая – Мишариным. Окончательным вариантом сценария оказалась 33-я версия, значительно сокращенная.

2. Готовый сценарий был представлен в Госкино, но отклонен. Тогда Тарковский приступил к съемкам "Соляриса". В 1972 году "Белый, белый день" был утвержден и подписан в производство Филиппом Тимофеевичем Ермашом, только что назначенным на должность председателя Госкино.

Олег Янковский ( отец Алексея). Кадр из кинофильма "Зеркало", 1974 г., режиссер Андрей Тарковский, сценаристы Александр Мишарин, Андрей Тарковский, композитор Эдуард Артемьев (скриншот)
Олег Янковский ( отец Алексея). Кадр из кинофильма "Зеркало", 1974 г., режиссер Андрей Тарковский, сценаристы Александр Мишарин, Андрей Тарковский, композитор Эдуард Артемьев (скриншот)

3. В сценарии нет твердого сюжета. События развиваются нелинейно и разворачиваются вокруг воспоминаний Алексея, перемежаются снами и архивными историческими кадрами. По ходу съемок сценарий менялся – появлялись новые эпизоды, подправлялись прописанные сцены. "Я никогда не снимаю точно по написанному сценарию... Собственное настроение, состояние актеров, природы подсказывают наиболее точное выражение для данного куска", – объяснял режиссер.

4. Однажды в перерыве натурных съемок Тарковский в шутку объявил конкурс на лучшее название картины в одно слово, передающее основной смысл. И привел в пример шведского режиссера Ингмара Бергмана, часто употребляющего такой прием. В конце съемок фильма Тарковский сам предложил новое название – "Зеркало".

Филипп Янковский (Алексей в детстве). Кадр из кинофильма "Зеркало", 1974 г., режиссер Андрей Тарковский, сценаристы Александр Мишарин, Андрей Тарковский, композитор Эдуард Артемьев (скриншот)
Филипп Янковский (Алексей в детстве). Кадр из кинофильма "Зеркало", 1974 г., режиссер Андрей Тарковский, сценаристы Александр Мишарин, Андрей Тарковский, композитор Эдуард Артемьев (скриншот)

5. Образ Алексея, главного героя фильма, от имени которого идет повествование, создали несколько актеров. Иннокентий Смоктуновский играет взрослого Алексея, но не появляется на экране, читая текст за кадром. Маленького Алешу сыграл Филипп Янковский, а подростка – Игнат Данильцев. Сам Андрей Тарковский снялся в качестве умирающего пожилого Алексея, лежащего на кровати и отпускающего птицу. Лица режиссера при этом не видно.

6. Кинодебют пятилетнего Филиппа Янковского состоялся благодаря тому, что его отец, Олег Янковский, играл роль отца главного героя. Хотя общих сцен по сюжету у Янковских не было, в памяти Филиппа отпечатался день, когда снимали эпизод возвращения отца с фронта. Ему долго казалось, что это было на самом деле. А еще он помнит, что после съемок серьезно заболел: "...Были достаточно тяжелые погодные условия, и в итоге я простудился..."

Маргарита Терехова и Андрей Тарковский на съемочной площадке фильма "Зеркало". Фото: cpleten.net
Маргарита Терехова и Андрей Тарковский на съемочной площадке фильма "Зеркало". Фото: cpleten.net

7. На роль Марии, матери Алексея, режиссер искал исполнительницу, похожую на его собственную мать, поскольку она была прообразом героини. Рассматривались кандидатуры Аллы Демидовой и шведской актрисы Биби Андерссон. В итоге автор остановил свой выбор на Маргарите Тереховой, которую впоследствии назвал "обыкновенной гениальной актрисой"

8. Алла Демидова сыграла роль служащей типографии Елизаветы Павловны, коллеги Марии. В фильме задействованы Николай Гринько, Тамара Огородникова, Анатолий Солоницын – исполнители, которых киноведы называют "актерами Тарковского", ведь он неоднократно приглашал их в свои проекты. В съемках приняла участие мама режиссера, Мария Тарковская-Вишнякова, сыгравшая героиню в пожилом возрасте. И отец, поэт Арсений Тарковский. Он читает свои стихи за кадром.

Алла Демидова (Елизавета Павловна) и Николай Гринько (мастер в типографии). Кадр из кинофильма "Зеркало", 1974 г., режиссер Андрей Тарковский, сценаристы Александр Мишарин, Андрей Тарковский, композитор Эдуард Артемьев (скриншот)
Алла Демидова (Елизавета Павловна) и Николай Гринько (мастер в типографии). Кадр из кинофильма "Зеркало", 1974 г., режиссер Андрей Тарковский, сценаристы Александр Мишарин, Андрей Тарковский, композитор Эдуард Артемьев (скриншот)

9. Основная часть сцен картины снималась в поселке Тучково Московской области. Некоторые эпизоды были отсняты в столице в Каланчевском тупике и в павильонах "Мосфильма".

10. Для Тарковского было важно, чтобы зритель ощущал настроение, атмосферу происходящего на экране. Поэтому он очень внимательно относился к деталям в кадре, там нет ничего случайного. В этом режиссеру помогали художник Николай Двигубский и оператор Георгий Рерберг. К примеру, перед съемками экспериментировали, как нужно полить мост, чтобы он вначале блестел от воды, а потом словно растворялся в перспективе.

На съемках фильма "Зеркало". Фото: kino.ru
На съемках фильма "Зеркало". Фото: kino.ru

11. Чтобы создать в поле видимость ветра, колышущего посевы, были задействованы два вертолета. Правда, потребовалось приноровиться, потому что их первое появление чуть не снесло ветром всю съемочную группу.

12. В качестве композитора Тарковский пригласил Эдуарда Артемьева, с которым уже работал на картине "Солярис". "Ему снова понадобились шумы – не авторская музыка, а шумомузыка", – рассказывал Эдуард Николаевич. Почти вся музыка в "Зеркале" спрятана. К примеру за шумом листвы.

Мария Тарковская-Вишнякова (мать Алексея в старости). Кадр из кинофильма "Зеркало", 1974 г., режиссер Андрей Тарковский, сценаристы Александр Мишарин, Андрей Тарковский, композитор Эдуард Артемьев (скриншот)
Мария Тарковская-Вишнякова (мать Алексея в старости). Кадр из кинофильма "Зеркало", 1974 г., режиссер Андрей Тарковский, сценаристы Александр Мишарин, Андрей Тарковский, композитор Эдуард Артемьев (скриншот)

Премьера фильма "Зеркало" состоялась в апреле 1975 года. Однако в отечественный прокат картина вышла небольшим тиражом. Зато у нее оказалась успешная прокатная судьба за рубежом. В Италии "Зеркало" даже отметили призом Национальной кинопремии. Эта работа Тарковского включена в справочник "1001 фильмов, которые вы должны увидеть, прежде чем умереть". Его составили 70 кинокритиков с мировым именем (под редакцией Стивена Шнайдера). В справочник вошли также картины "Андрей Рублев", "Солярис" и "Сталкер".

Друзья, 4 апреля, в честь дня рождения Андрея Тарковского, смотрите на телеканале "Мосфильм. Золотая коллекция" автобиографическую драму "Зеркало" и другие знаменитые фильмы выдающегося режиссера – "Андрей Рублев", "Иваново детство" и "Сталкер". Ссылка на программу здесь, не пропустите! Читайте и другие статьи:

Спасибо за внимание, друзья! Подписывайтесь на канал, мы подготовили для вас много интересного. Коллекция "Мосфильма" огромнаяркое найдется для каждого.