Сердце молодого человека бешено колотится. Он вновь поправил шляпу и убедился, что роза в его руке по-прежнему выглядит свежей. Вдруг он слышит шаги. "Вот и она!", - думает он, выглядывая из-за куста. Наблюдает за дамой своего сердца, которая идет по тропинке, пристально глядя в свой мобильный телефон.
Именно так можно описать картину "Ожидание" австрийского художника Фердинанда Георга Вальдмюллера. Проблема в том, что художник написал ее в 1860 году. А смартфонов тогда, разумеется, еще не существовало.
Арт-блогер Питер Рассел сразу после посещения мюнхенского музея "Neue Pinakothek" отметил, что с этой работой XIX века что-то не так. Он поделился своим открытием в докладе на прикладной конференции. Как и он, его коллеги были поражены этой картиной.
Вальдмюллер и телефон
Возможно ли, что Фердинанд Георг Вальдмюллер, один из самых значительных австрийских художников эпохи бидермейера, запечатлел путешественника во времени? При ближайшем рассмотрении глаза девушки прикрыты, а ее наклонившееся вниз лицо освещено конусообразным лучом света.
"Нет, девушка не развлекается со своим телефоном, - говорит Джеральд Вайнпольтер, генеральный директор художественного агентства "austrian-paintings.at". "Она идет со службы, держа в руках молитвенник, предаваясь размышлениям. Потому она и выглядит такой отрешенной, как большинство современных подростков".
Свечение от предмета в ее руке - это всего лишь оптическая иллюзия. Художник изобразил образ в воскресном платье с ярким шарфом на шее. В то же время внимательный зритель может определить по тени от ее фигуры, что солнце находится за левым плечом. Поэтому лучи освещают ее левую щеку и часть подбородка.
Техника и искусство
Питер Рассел отмечает, что эта картина - прекрасный пример того, как люди могут менять реальность. "В 1860 году любой бы с ходу определил, что девушка держит в руках сборник гимнов или молитвенник", - говорит он. "На нашу интерпретацию влияет технический прогресс. В некотором смысле, это меняет контекст всей работы".
Поза молодой женщины ничем не отличается от позы многих пешеходов, которые пристально смотрят на свои мобильные телефоны. Наш мозг автоматически ассоциирует происходящее с нашим собственным опытом.