Отечественная психология об основных методах диагностики памяти

237 прочитали

В любом психологическом обследовании памяти уделяется особое значение. Потому что на ней, если можно так выразиться, держится вся психическая деятельность человека. Невозможно организовать восприятие, если не удерживать в памяти образы прежнего опыта. Иначе мы каждый раз заново знакомились бы с окружающим миром. Невозможно мыслить, если в памяти не хранятся слова, обозначающие обобщенные признаки предметов и явлений окружающего мира. Невозможно совершать двигательные комплексы, если не помнишь их последовательность.

В отечественной психологии разработаны многочисленные методы для изучения памяти. Это связано с разнообразием свойств памяти. Во-первых, у памяти есть объем, то есть количество единиц любой информации, которая удерживается сразу после предъявления этой информации. Во-вторых, у памяти существуют сроки хранения информации. Причем нужно отметить, деление памяти на кратковременную и долговременную очень относительное. Вся информация, которую мы воспринимаем, переходит в память и остается там практически на всю жизнь. Просто что-то человеку легче вытащить, или актуализировать, а что-то труднее. Все зависит от степени важности данной информации для человека. В-третьих, в памяти вся информация делится на зрительную, слуховую, двигательную, телесную. То есть у каждого органа чувств в памяти имеется своя папка. В-четвертых, информация в памяти хранится в преобразованном виде. Если речь идет об образах, то они представлены в виде совокупности главных признаков. Если говорить о словесной информации, то в памяти нет слов, там связанные по смыслу семантические схемы. То есть информация перед попаданием в папку памяти проходит определенное кодирование.

Советский психолог А.Р. Лурия обозначает три основные задачи исследования памяти.

1. Установить объем и прочность запоминания.

2. Дать характеристику физиологической природе забывания.

3. Описать возможные уровни смысловой организации памяти.

Объемом непосредственной (кратковременной) памяти считается то максимальное число элементов, которое испытуемый может воспроизвести после однократного предъявления и без ошибок.

Для исследования объема памяти используются методики с различной информацией (буквы, числа, слоги, слова, написанные на листке, буквы, числа, слоги, слова, произнесенные вслух, картинки простые (фигуры), картинки с изображением реальных предметов, движения).

Предлагается запомнить с нарастанием какую-либо информацию. Например, слоги на зрительную память.

В любом психологическом обследовании памяти уделяется особое значение. Потому что на ней, если можно так выразиться, держится вся психическая деятельность человека.

Сначала читаем первый ряд, вспоминаем. Если справились, читаем второй ряд. Если справились, то – третий. Так повторяем, пока не допустим ошибку. Тот ряд, который был воспроизведен правильно последним и содержит то количество элементов, которое составляет объем вашей памяти.

В среднем человек легко запоминает после первого чтения 5-7 отдельных элементов. Это считается нормальным объемом памяти. Люди с плохой памятью удерживают сразу только 4-6 изолированных элементов. Люди с хорошей памятью оказываются в состоянии сразу после первого чтения удержать 7-8 изолированных и бессмысленных элементов.

Надо отметить, что такая характеристика как объем памяти очень чувствительна к общему состоянию человека. Если человек не выспался или чувствует усталость, то объем может снижаться. Данная методика скорее подходит для установления индивидуальных особенностей
человека в запоминании информации разного вида (зрительная, слуховая, на числа, на слова). Для определения различий между зрительной и слуховой памятью достаточно предъявлять ряды сначала на слух, а затем зрительно. Для зрительного запоминания лучше придумать другие слоги или взять из тех рядов, которые не использовались при диагностике слуховой памяти. Люди с преобладанием слуховой памяти запоминают больше элементов, если бессмысленные слоги читаются им вслух. Люди с преобладанием зрительной памяти запоминают большее число элементов, если они предъявляются им в написанном виде. А если вместо слогов расставить в случайном порядке числа, то можно определить какой вид информации человек запоминает легче, числа или слова.

Изучением памяти, как механического запечатления информации, занимались преимущественно зарубежные психологи. В отечественной психологии память всегда рассматривалась как сложная психическая деятельность, при которой даже бессмысленная информация при запоминании подвергается смысловой обработке. То есть человек все, что хочет запомнить, пытается осмыслить.

Сам процесс запоминания обычно исследуется с помощью методики А.Р. Лурия «10 слов». Она дает представление о способности человека удерживать в памяти информацию после нескольких предъявлений, или заучивании.

Дается инструкция – внимательно выслушать и постараться запомнить. То есть мы даем задачу на активность памяти как деятельности. Человек ставить задачу запомнить.

Вслух читается ряд из 10 слов. Например, такие как - дом, лес, стол, кот, ночь, мгла, пирог, звон, мост, крест.

Затем предлагается назвать те слова, которые запомнились. Отмечаем их в таблице плюсиком.

В любом психологическом обследовании памяти уделяется особое значение. Потому что на ней, если можно так выразиться, держится вся психическая деятельность человека.-2

Затем читаются слова еще раз и снова просят человека вспомнить слова. Ответы отмечают в таблице. Для исследования отсроченного воспроизведения можно попросить вспомнить слова через час.

В норме при многократном предъявлении одной и той же серии, состоящей из 10, число удержанных членов постепенно возрастает, и, таким образом, оказывается возможным вывести кривую возрастающего числа удержанных членов, или кривую заучивания.

В любом психологическом обследовании памяти уделяется особое значение. Потому что на ней, если можно так выразиться, держится вся психическая деятельность человека.-3

Характерным является тот факт, что кривая заучивания у нормальных испытуемых носит регулярно возраставший характер. У человека, находящегося в состоянии сильного утомления, она задерживается или сначала поднимается, а затем начинает опускаться. У человека с дефектами памяти (например, в старческом возрасте) она поднимается очень медленно и практически останавливает свой подъем.

Например, у здоровых людей, как взрослых, так и детей школьного возраста, кривая запоминания носит примерно такой характер: 5,7,9, 9,10 или 6,8,9, 9, 10 или 5, 7,10, 10, 10 т.е. к третьему повторению исследуемый воспроизводит 9 или 10 слов и при последующих повторениях удерживается на числах 9 или 10.

Кривая (4,4,5,3,5) свидетельствует о плохой памяти. А кривая (2,8,6,7,4), как в примере в таблице, свидетельствует о повышенной утомляемости.

В любом психологическом обследовании памяти уделяется особое значение. Потому что на ней, если можно так выразиться, держится вся психическая деятельность человека.-4

В таких случаях после второго повторения воспроизводится 8 или 9 слов, а затем после каждой пробы воспроизведения — все меньше и меньше. В жизни такой человек страдает обычно забывчивостью и рассеянностью, но в основе его забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. Об истощаемости внимания испытуемых также говорит кривая, которая имеет зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.

Если воспроизведено менее 4 слов, то следует дополнительно проверить, что конкретно не может запомнить человек, а именно, сами слова, или предметы, которые эти слова обозначают. Для этого просим дорисовать незаконченные простые изображения. Например.

В любом психологическом обследовании памяти уделяется особое значение. Потому что на ней, если можно так выразиться, держится вся психическая деятельность человека.-5

Если человек с заданием не справляется, тогда проводим исследование восприятия. Если с представлением все в порядке, значит, разбираемся с природой забывания. Исследование забывания также необходимо в тех случаях, когда у человека наблюдаются снижение памяти на текущие события. Эти нарушения могут быть вызваны как слабостью образования следов в нервной системе, так и нарушениями центрального аппарата памяти - головного мозга.

В первом случае можно использовать следующую методику.

Берется любой ряд с изображёнными на нём фигурами.

В любом психологическом обследовании памяти уделяется особое значение. Потому что на ней, если можно так выразиться, держится вся психическая деятельность человека.-6

Просим человека внимательно их разглядеть и запомнить. Образец убирается. Затем просим нарисовать, то, что запомнилось. Затем рисунок убираем и снова даем образец с теми же самими фигурами. Образец убирается, опять рисует то, что запомнит. При необходимости процедура выполняется 5 раз. Через 20-25 минут без дополнительного предъявления образца просим нарисовать фигурки ещё раз.

Слабость следов проявляется в том, что успешно повторив ряд непосредственно после его предъявления, испытуемый обнаружит затруднения при его отсроченном воспроизведении и либо будет давать меньшее число воспроизведенных звеньев, либо будет воспроизводить посторонние фигурки.

С целью установления других причин забывания, а именно, связанных с головным мозгом можно провести методику «Три слова».

Человеку предлагаются слова: «холод — рама — книга». Они должны предъявляться только 1 раз. Максимально разборчиво, со скоростью примерно одно слово в секунду. Просим повторить.

Затем предъявляем вторую тройка слов: «гость — риск — дождь». Просим повторить вторую тройку. Затем предлагается вспомнить слова, которые были предложены для запоминания в первый раз. А затем спрашивается: «А во второй раз?»

Затем тройки слов аналогичным образом предъявляются второй и при необходимости третий раз. При втором и третьем предъявлении дается специальная команда запомнить слова («А теперь повторите и запомните»).

После третьего предъявления в норме должны быть запомнены все слова. Затем внимание человека отвлекается, например, можно попросить его последовательно вычитать из 20 по 3.

После выполнения отвлекающего задания человека вновь просят припомнить слова, которые заучивались ранее. В норме после отвлечения внимания может быть забыто не более одного слова. Если слово воспроизводится искаженно, его не засчитывают. В пожилом возрасте выполнение этого теста может несколько ухудшаться.

Если после отвлечения внимания слова не запомнились совсем, то проблемы с забыванием, возможно, связанны с нарушениями работы головного мозга. Требуется более углубленная диагностика у специалиста.

Последняя задача изучения памяти связано с исследованием способности смысловой организации информации при запоминании. Отечественные психологи, А.Н. Леонтьев, Л. С. Выготский первыми в истории психологии занимались изучением памяти не как механического процесса запечатления после многочисленных повторений, а как деятельности, имеющей задачу запомнить. Они показали, что для достижения данной задачи человек прибегает к различного рода средствам, например, устанавливает связи с символами (узелок, крестик), разделяет информацию на группы и т.п.

А.Н. Леонтьев разработал методику опосредованного запоминания для людей разного возраста. Данный метод применялся в двух вариантах — свободном и связанном.

В свободном варианте опыта перед испытуемым раскладывается 25-30 карточек из лото, а затем предъявляются отдельные слова, для запоминания каждого слова он должен отобрать одну из картинок, которую он связывает с данным словом. После того, как было предъявлено 12-15 слов, испытуемому в случайной последовательности предъявляются отдельные карточки и предлагается каждый раз назвать то слово, для запоминания которого картинка была отобрана.

В любом психологическом обследовании памяти уделяется особое значение. Потому что на ней, если можно так выразиться, держится вся психическая деятельность человека.-7

В связанном варианте опыта экспериментатор произносит подлежащее запоминанию слово и предъявляет испытуемому одну картинку, которую он должен использовать как вспомогательное средство для запоминания слова. Возможность логической организации материала проявляется как в правильном конструировании вспомогательных связей, так и в использовании к первоначально данным словам.

Недостаток логической организации памяти проявляется в том, что испытуемый либо оказывается не в состоянии установить вспомогательные связи между данным словом и вспомогательными картинками, либо в том, что он не может вернуться к исходному слову, и при проверке, разглядывая картинки, либо отказывается сказать, какое слово эта картинка условно обозначает, либо вместо воспроизведения исходного слова дает какое-либо слово, ассоциативно связанное с отобранной картинкой. В настоящее время данный метод используется редко, и то в основном - его сокращенный вариант для исследования детей.

Наиболее распространенным в психологической практике является разработанный А.Р. Лурия вариант метода опосредствованного запоминания известный под названием «Пиктограммы»

Для проведения опыта достаточно иметь карандаш и бумагу. Заранее готовится набор из 12—16 слов и выражений для запоминаний. Существует три варианта таких наборов. Первый набор слов, которым можно пользоваться:

Веселый праздник, Тяжелая работа, Развитие, Вкусный ужин, Смелый поступок, Болезнь, Счастье, Разлука, Ядовитый вопрос, Дружба, Темная ночь, Печаль, Справедливость, Сомнение, Теплый ветер, Обман, Богатство, Голодный ребенок

Человеку зачитывается первое слово, после чего следует пауза, во время которой он должен сделать рисунок, благодаря которому он сможет вспомнить названное слово. После того как рисунок закончен, зачитывается следующее слово. По прошествии контрольного времени, определяемого экспериментатором (обычно через 30-60 минут), необходимо по своим рисункам вспомнить предлагавшиеся слова.

В первую очередь исследуются изображения, с помощью которых человек запоминает слова и выражения. Условно выделены следующие варианты.

Стандартные образы — если рисунки отражают контекст ситуации, которой изображенные предметы могут встречаться (например, изображение флагов, шаров для запоминания понятия «веселый праздник).

Атрибутивные образы — если при изображении понятий используется принадлежность к чему-то, то есть преобладают рисунки, которые отражают неотъемлемую часть понятия (например, изображение блюд, ассоциирующихся с «вкусным ужином»).

Конкретные образы — если рисунки содержат предметы или явления непосредственно связанные с ситуацией (например, лежащий в постели человек при изображении понятия «болезнь»).

Метафоры — если для изображения понятия берутся конкретные образы. прямо с ним не связанные и использующие абстрагирование (например туча, закрывающая солнце, при изображении «болезни»).

Индивидуально значимые образы — если при изображении используются значимые для данного человека образы (например, ребенок к понятие «счастье»).

Подозрения на нарушения в нервной системе могут возникнуть, если в рисунках преобладают незаконченные линии, штриховка в тех случаях, когда предполагается завершенность (круг), повторные линии.

Очевидные нарушения в развитии наблюдаются, если преобладают макрографии (неестественно крупные буквы, символы), подчеркивание, обрамление рисунков, чрезмерная стереотипия рисунков.

В норме преобладают конкретные, атрибутивные, стандартные упорядоченные образы.

При нарушениях нервной системы воспроизведение слов по рисункам, как правило, затруднено. В норме человек легко вспоминает по своим же рисункам более 60 процентов слов и выражений.

Таким образом, исследование памяти является полезным, а в некоторых случаях даже необходимым занятием. Об эффективных приемах развития памяти мы поговорим в следующих статьях.

Возможно, вам будет интересна статья «Отечественная психология о нарушениях памяти человека».

Все статьи блога посвящены отечественной психологии, ее научным достижениям и возможности применения их в реальной жизни.

Благодарю за внимание! Жду в подписке!