Найти тему
Pop Heaven

Звуки довоенного Киева на альбоме Heinali – Kyiv Eternal

Сегодня героем рубрики эмбиент по средам становится украинский композитор Олег Шпудейко, который работает под псевдонимом Heinali, и его новый проект Kyiv Eternal, который вышел в феврале – спустя ровно год после начала войны. Можете воспринимать это, как политическое заявление, но я буду слушать этот альбом, как любовное послание родному городу, в которым автор родился и вырос.

Работа над Kyiv Eternal началась более десяти лет назад, когда композитор записывал звуки Киева. Не знаю, планировался ли изначально цельный альбом, или Олег просто проводил исследование и старался запечатлеть атмосферу города, как это делают фотографы, но когда война прервала его привычную работу над новой музыкой, он вернулся к этим записям – они и стали основой для Kyiv Eternal, который призван сохранить образ мирного Киева. Все эти звуки смешиваются с тягучими синтами и создают ощущение не очень ярких воспоминаний или сна – всё-таки кажется, что мирное время было уже слишком давно.

Треки выстраиваются в своеобразную экскурсию, где нам предстоит проехаться на трамвае и посетить не только интересные публичные места города, но и весьма тихие спальные районы. Этот альбом не слепое восхваление Киева, а реалистичные звуковые зарисовки, которые будут очень понятны жителям постсоветских пространств. Важность проекта в том, что он показывает, что у жителей бывает эмоциональная привязанность не только к площадям, памятниками и историческим зданиям, но и к обычным хрущёвкам, родным простеньким дворам и даже магазинам у дома. Но обо всём по порядку.

Наше путешествие начинается с поездки на трамвае. На Tramvai 14 мы едем от улицы Зоологічной до Лук'янівськой площи и смотрим в окно на мелькающие мимо дома, светофоры, машины... Город завораживает, и лишь где-то вдали слышится характерный скрип, разговоры людей и записанные объявления.

На втором треке Stantsiia Maidan Nezalezhnosti мы уже оказываемся в метро. Начинается номер с мечтательной музыки, которая удаляется вместе со стуком колёс, и звучание здесь довольно реалистично изображает завязший в эхо шум мчащегося по тёмному тоннелю поезда.

Первые два трека хороши, но они очень выбиваются из общего треклиста. Потому что слишком резко обрываются и совсем не связаны со своими соседями. Меня это несколько пугало и мгновенно выводило из приятного транса – напрашивается какой-нибудь фейд-аут хотя бы. К счастью, такое дальше по альбому не повторяется, и треки уже более плавно сменяют друг друга, представляя слушателю слайдшоу воспоминаний жителя Киева.

Хайлатом альбома для меня стала мрачноватая Borshchahivka at Night, которая очень точно передаёт атмосферу плохо освещённых советских районов. Это отличный эмбиентный трек, где лишь шум потрескивает на переднем плане, напоминая мне шумы на фотографиях, которые вы пытаетесь сделать в полутьме. Эта же музыкальная эстетика остаётся на треке Peizazhna Aleia, но он уже не кажется столь ночным. Скорее мы слышим шум фонтанов (хотя не уверен, есть ли на этой аллее такие большие и шумные фонтаны). А потом нам предлагается зайти в магазин сети Сильпо – на треке Silpo за гипнотическим поблёскиванием клавишных мы слышим шум корзинок и касс.

Botanichnyi Sad уже намного более жизнерадостный трек. Птички поют, электронное пианино спотыкается, словно создавая эффект быстрой перемотки, а мимо проносятся шуршащие синты – действительно похоже на весеннюю прогулку в саду, когда всё начинает цвести, и растёт так быстро, что даже наблюдатель может заметить это невооружённым глазом. Этот трек иллюстрирует баланс неторопливости и лёгкости в жизни, который теперь Киев покинул, и перемен в природе, гораздо более быстрых, чем мы себе представляем.

А вот Rare Birds снова показывает более индустриальную часть города. Мы оказываемся на автовокзале, где шум автобусов заглушает пение птиц, а мягкая электроника сливается с объявлениями водителей, которые скоро отправляются в путь. Shuliavka in Winter продолжает ту же тематику и смешивает объявления о распродаже, голоса спешащих куда-то людей и индустриальный резкий синт, который со временем начинает даже убаюкивать.

Night Walk показался мне слишком шумным для ночной прогулки. Один и тот же мотив повторяется по кругу, со временем становясь искажённой версией себя. Это не лучший трек на альбоме, но один из самых запоминающихся. Зато следующий заглавный трек словно совмещает в себе все идеи, сказанные ранее, и превращается в эпичную городскую симфонию. Хаотичная мелодия органа борется с шумом дождя, ревущим басом моторов или фабрик. После такого насыщенного номера Coda оказывается идеальным завершением пластинки. Простые и понятные ходы по пианино в конце концов вязнут в звуках шагов и шуме автомобилей. И минус этого трека в том, что он снова обрывается слишком уж резко на полуфразе. Может, это символизирует то, что жизнь тоже так резко обрывается и теперь перестала быть такой, какой автор её помнил? Или может спотифай что-то накосячил – сложно сказать.

Послушать альбом на ютубе или на спотифай или поддержать артиста по-другому: все его ссылки

Kyiv Eternal отличный эмбиент-альбом, который особенно важен сейчас для сохранения наследия страны. Его можно слушать с мыслями о политике и с желанием восхититься ещё раз красотой Киева, а можно просто наслаждаться музыкой – почти все треки вышли первоклассными, и единственный минус в том, что иногда они звучат, как отдельные зарисовки, а не часть цельного произведение, и в итоге сумма частей получается больше, чем целое. Ставлю 4/5.

-2

______________________

Читайте также на моём канале:

______________________

Ещё больше статей о музыке и не только на моём персональном сайте или телеграм-канале. Поддержите меня напрямую!