Что такое сказкотерапия? Для чего она нужна? И как это работает?

Сказкотерапия — это метод  психологии, использующий сказку для решения задач в области воспитания,  образования, коррекции поведения, профилактики психологических  сложностей, психологической и...

Сказкотерапия — это метод психологии, использующий сказку для решения задач в области воспитания, образования, коррекции поведения, профилактики психологических сложностей, психологической и психотерапевтической помощи, но самое главное в сказкотерапии, это духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе.

Сказкотерапия работает в ситуациях эмоционального уровня: страхи, тревога, беспокойства, когда ребенок попал в затруднительную ситуацию, и с другой стороны - он закрыт или не готов для разговоров и объяснений. Также сказка, хорошо подходит детям, которые подвержены психосоматическим симптомам - напряжены, склонны реагировать на эмоциональные события повышением температуры, расстройством желудка, нарушениями сна. Сказки отлично подходят для малышей и для детей дошкольного возраста, поскольку, в силу возраста, сказкотерапия наиболее доступна ребёнку для понимания.

Так же через сказотерапию вы можете лучше узнать своего ребёнка, определить, что было для него важно в течение дня, на что он обратил внимание и о чем переживал, что его радовало и огорчало. Сказка поможет сблизиться с ребёнком, поможет выстроить диалог и построить доверительные отношения. В моменты совместного сочинения сказок вы с ребёнком начинаете говорить на общем языке.

Сказкотерапия эффективна поскольку, когда мы рассказываем сказку, ребенок расслаблен - он не ждёт поучений или наставлений. На уровне сознания он понимает, что это история не про него, а про кого-то другого. Поэтому ребенок не защищается от этой информации. А на уровне подсознания, ребенок получает модель эффективного поведения: как главный герой решает возникшую ситуацию. В сказке всегда используется прием замаскированного сходства - главного героя и ребенка.

Пример сказки

Однажды, маленькая мышка проснулась утром и сразу начала плакать. Мама обняла Мышку и спросила:
- Почему ты плачешь Мышка?

После этого вопроса даём ребёнку возможность самому ответить, так мы узнаем, что чувствовал ребёнок, когда плакал, почему он плакал. Ответы иногда бывают очень неожиданные.

Дальше, следуя из ответа, продолжаем сказку:
И Мышка сказала:
- Я плакала потому, что хотела кушать.
Мама улыбнулась и ответила:
- Мышка если ты хочешь кушать, ты можешь не плакать, а просто сказать об этом маме или папе и они дадут тебе покушать. Если тебе что-то хочется, то можно просто попросить словами, тебя всегда услышат и поймут. Теперь можно самой обнять ребёнка. Этой сказкой мы даём понять ребёнку, что его потребности важны, что его слышат и что ему не нужно плакать для достижения своих целей.

Виды сказок в сказкотерапии:

Художественные сказки. Сюжеты, наиболее приближенные к обычному фольклору, универсальные, редко адаптируются под конкретного ребёнка. В основном они используются в качестве поддерживающей терапии и не применяются для корректировки.

Психокоррекционные сказки. Рассказываются с целью оказать мягкое влияние на черты характера и поведение. Эти сказки прорабатываются психологом индивидуально под каждого ребёнка.

Психотерапевтические сказки. Темы, которые затрагиваются в психотерапевтических сказках - отношение ребёнка к самому себе, к миру и к другим людям. Цель психотерапевтической сказки - оказать своевремен­ную поддержку, избавить от страхов, помочь в непростой жизненной ситуации, выле­чить психоэмоциональную травму. Обычно такие сказки пишут специально под ребёнка, в этом случае, эффективность сказки повышается за счёт персонализации: главным героем сказки является сам ребёнок. Есть и универсальные психотерапевтические сказки, которые могут применяться без адаптации психологом под конкретного ребёнка. Обычно используются готовые сборники терапевтических сказок по наиболее частым проблемам (боязнь темноты, жадность и др.).

Медитативные сказки. Отличаются отсутствием конфликтов и злых героев. Они пишутся для расслабления после психологической загруженности. Медитативные сказки часто рассказываются в формате диалога с ребёнком, что помогает рассказчику-психологу менять сюжет, опираясь на явные или скрытые потребности ребёнка.

Дидактические сказки. В основном используются для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Их цель — научить ребёнка чему-то новому. Применяются в начальной школе как часть учебной программы. С помощью такой сказки можно проработать с ребенком ту или иную ситуацию, модель поведения, систему поиска решения. Например: как правильно переходить дорогу, зачем быть вежливым, как совершать покупки в магазине, как и зачем самостоятельно одеваться.

Как рассказывать сказку?

Когда вы рассказываете сказку, не нужно спорить и переубеждать детей, если они в чем-то с вами не согласны.Не давите на ребенка, даже если что-то идет не так, как вам хотелось бы. Если ребёнок не желает принимать участие в процессе, то насильно заставлять это делать не стоит, потому как он может замкнуться в себе. Самое главное - это позитивный настрой, не только в сказкотерапии, но в целом в общении с ребёнком. Я люблю рассказывать сказки на прогулке, когда мы куда-то идём с ребёнком и перед сном.