От состояния психики и нервной системы зависят в конечном счете почти все жизненные проявления. Большинство людей сами делают невыносимым собственное существование, отравляя жизнь страхами, тревогами, заботами, гневом, вожделением, завистью, злобой. Но ведь «истинному Я» человека, тому, что верующие называют Душой, а эзотерики - высшими тонкими телами, эти эмоции несвойственны. «...временные проявления счастья и несчастья и их исчезновение в должный срок подобны приходу и уходу зимы и лета. Они рождаются из чувственного восприятия, о потомок Бхараты, и человеку должно научиться выносить их так, чтобы они его не тревожили», - поучает Кришна царя Арджуну.
Человек с хорошим здоровьем, то есть тот, у кого нет ни страха, ни болезней, радостен и несет с собой радость во всех обстоятельствах.
Звезды, солнце, горы, реки и моря являются частью нашей природы - так как же мы можем жить и не быть счастливыми? Мы должны быть счастливыми подобно ребенку, получившему подарок. Вам надо восхищаться и любить все существа, все вещи, даже ростки трав, песчинки, капли воды.
Разумеется, нельзя просто взять и перестать волноваться и тревожиться. Это требует серьезной работы над собой. Но в результате меняется отношение к жизни, человек становится мудрее. Тот, кто болен или несчастен, - лгун, у которого нет воли, чтобы жить справедливостью до конца.
Быть справедливым - значит понимать порядок Вселенной. Здоровье и счастье тоже являются проявлениями порядка Вселенной, наблюдаемыми в нашей повседневной жизни, это же относится и к внутреннему спокойствию.
Жизнь, Здоровье, Божественность и Вечность одно целое. Бхагавад Гита по этому поводу говорит:
«Никогда не было так, чтобы не существовал я, или ты, или все эти цари, и никогда не будет так, чтобы кто-то из нас прекратил свое существование.
Для Души не существует ни рождения, ни смерти. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она - нерожденная, вечная, всегда существующая, изначальная. Она не уничтожается, когда погибает тело. Тот, кто родился, обязательно умрет, а после смерти обязательно вновь родится. Поэтому не следует предаваться скорби, исполняя дхарму.»
В классической восьмиступенчатой йоге первые две ступени полностью посвящены нравственному очищению. Первая ступень - Яма, утверждает общие моральные заповеди, вторая - Нияма - внешнее и внутреннее очищение через самодисциплину.
Эти принципы носят всеобщий характер и имеют самое непосредственное отношение к теме нашего разговора.
ЯМА
К этой ступени относятся самые общие, универсальные этические принципы. Они применимы для любого человека независимо от возраста, пола, национальности, религиозной принадлежности. Вот эти принципы, сформулированные еще несколько тысяч лет назад:
- Ахимса - непричинение вреда;
- Сатья - правдивость;
- Астея - отсутствие стремления к обладанию чужим;
- Апариграха - непринятие даров, а также свобода от ненужных вещей;
- Брахмачарья - контроль над половым влечением.
Значимость этих правил трудно переоценить. Их нарушение ведет к насилию, лжи, воровству, жадности, сеет горе и страдания, в то время как соблюдение принципов Ямы приводит к гармонии. О любом человеке, следующем названным заповедям, окружающие скажут - это хороший человек. Тот, кто утвердился в Яме, открывает для себя новый источник наслаждения - радость доброжелательности, которая сильнее и постояннее удовольствий злорадства и обладания. Человек тем самым поднимается на новую ступень в своем духовном развитии.
1.Ахимса
Это высшее правило, главное изо всех Ям.
Ахимса переводится как «не убийство», «не насилие», но сам принцип имеет более широкое значение. Это не только не причинение вреда в поступках, словах и мыслях, но еще и Любовь ко всему существующему.
Ахимса учит любить человека, но не препятствует в то же время бороться со злом, которое в нем есть.
Но это будет борьба против зла, которое творят люди, а не против этих людей. Ведь утвердившийся в Ахимсе знает, что все имеют одинаковые права на жизнь и что жизни всех людей связаны.
Следуя этому принципу и приобретая опыт, человек освобождается также от страха и от гнева.
Действительно, чего бояться, если Душа бессмертна? И как можно гневаться на частицу самого себя?
- Сатья
Это слово переводится как «правдивость» или«белый». Сатья предполагает абсолютную правдивость в мыслях, словах и делах. Однако, при попытках манипулировать Йогин может отказаться отвечать вовсе. Ведь неискренность, ложь, клевета, оскорбления и ругань, а также высмеивание того, что почитаемо другими, наносят прямой вред окружающим и самому человеку, вслух или мысленно изливающему яд. Контроль над речью ведет к контролю над мыс-лями. Контроль над мыслями ведет к освобождению от злобы. Свободный от злобы исполняется милосердием ко всем.
Некоторые, однако, прибегают ко лжи, не желая кого-то огорчить. В этой связи сказано: «Тот, кто из ложного нежелания доставить неудовольствие искажает действительность, на деле причиняет гораздо больший вред».
Следование Сатье не должно противоречить Ахимсе.
- Астея
Астея - буквально «неворовство», предписывает не домогаться чужого. «При утверждении в неворовстве все драгоценности стекаются к йогину». Чем больше йогин отвращается от мира, тем настойчивее мир преследует аскета, предлагая ему все новые и новые дары.
- Апариграха
Апариграха переводится как «не копить», «не собирать», «не принимать дары». Человек по мере духовного роста тренирует свой ум не привязываться к материальным благам. Тогда все, в чем он действительно нуждается, само приходит в надлежащее время. При этом богатство не отрицают.
Значение же непринятия даров помимо нравственных аспектов имеет и другой смысл. Подарки энергетически привязывают получателей к дарующим, особенно если одной из сторон движет корысть. В целом Апариграху можно определить как свободу от накоплений. Ведь равнодушие к вещам дает человеку спокойствие. В упанишадах есть стих:
"Отправляясь к Яме (Богу смерти), с собой не возьмешь ничего".
- Брахмачарья
Брахмачарья переводится как «безбрачие», «религиозные занятия», «воздержание». Однако понятие Брахмачарья - это скорее состояние ума и духа. Правильнее сказать, что это контроль над половым влечением. И холостяк, и семьянин могут одинаково следовать этому принципу. Более того, женитьба рекомендуется для большинства людей. Многие йоги и мудрецы древней Индии имели семьи. Ведь благодаря потомству человек обеспечивает энергией многочисленные поколения своих предков, а в дальнейшем и себя самого.
Брахмачарья сохраняет и увеличивает психическую силу. При этом могут использоваться тантрические или даосские техники. Суть их едина - преобразование сексуальной энергии в другие, более высокие ее виды.
НИЯМА
Это индивидуальные правила поведения, дисциплинирующие человека. Классическая йога выделяет пять Ниям:
- Шауча - чистота;
- Сантоша - удовлетворенность;
- Тапас - рвение и строгость;
4.Свадхиайя - самообразование или познание своей души;
- Ишвара Пранидхана - преданность высшему Божеству, или "упование на Ишвару". Ишвара значит "Верховный Правитель"
- Шауча
Под Шаучей понимают чистоту тела и чистоту души. Чистота внешних покровов поддерживается омовениями, ношением чистой одежды и поддержанием жилища в чистоте и порядке. Гигиена некоторых внутренних поверхностей - полости рта, желудочно-кишечного тракта, носовых ходов осуществляется с помощью специальных процедур.
Физические и дыхательные упражнения поддерживают телесное и отчасти психическое здоровье, что также входит в понятие «чистота». Но главное зна-чение йога придает нравственному очищению. Это прежде всего устранение отрицательных эмоций -ненависти, гнева, страха, алчности, гордыни, страсти, вожделения. Отсутствие отрицательных эмоций способствует контролю над дурными мыслями. Такое очищение делает невозможным умственные страдания, уныние, печаль; дает доброжелательность и внутреннюю радость. Большое значение придается чистоте речи. Это и соблюдение произносительных норм языка, и хорошая дикция, и нравственность высказываний.
Контроль над речью способствует и контролю над мыслями. Сознательное искоренение недобрых слов почти автоматически приводит к устранению нега-тивных мыслей. И наоборот, слова -паразиты вызывают соответствующие мысли и состояния.
В один ряд с категориями чистоты тела, мыслей и речи йога ставит чистоту пищи. Здесь важны способ, которым добывается пища, характер пищи и цель ее употребления. Йоги не едят ни слишком много, ни слишком мало, а ровно столько, сколько необходимо для жизнедеятельности. Привычка же есть только ради удовольствия ослабляет волю, препятствует духовному развитию и разрушает организм.
- Сантоша
Сантоша - это удовлетворенность, другими словами, - поддержание постоянного положительного эмоционального фона. Сантоша не допускает конфликтов, точнее, учит исключать саму возможность их зарождения. В конфликтной ситуации йогин всегда ищет собственные промахи и если не в силах изменить положение вещей, изменяет свое отношение к нему. На определенной стадии конфликты становятся просто невозможными.
- Тапас
Дословно «тапас» - «быть снедаемым огнем», «пламенеть» или «испытывать боль», что означает непреклонное стремление к развитию через самоограничения, борьбу со своими пороками, дисциплину. Практика Тапаса - это кузница характера.
Тапасом может быть голодание, занятие физкультурой, медитациями или пранаямой, стояние на одной ноге, ночное бдение, изучение иностранного языка... То есть любое сознательное волевое действие, связанное с преодолением своих слабостей. Но обычно под тапасом понимают все же практику аскетизма.
Очень часто тапасом называют соблюдение обетов. Несомненно, выполнение обетов увеличивает психическую силу, но сам факт принятия обязательств может поставить в очень тяжелое, иногда даже смертельное положение. Один из природных законов предписывает вообще не давать никаких обещаний, ни себе, ни другим. «Ни один волос вы не можете сделать ни черным, ни белым, так не клянитесь вовсе»; цитирую Иисуса Христа. Если же обещание дано, надо очень постараться его выполнить.
- Свадхиайя
Свадхиайя значит «познание своей Души» или самообразование. Это философские размышления, беседы, чтения, способствующие осознанию смысла жизни и пути к самосовершенствованию.
Интересно, что Свадхиайя предполагает изучение всех доступных источников о различных философских системах, религиях, воззрениях.
Утвердившись в Свадхиае, человек получает неисчерпаемое поле деятельности.
- Ишвара Пранидхана.
Под Ишвара Пранидханой понимают посвящение человеком всех своих действий и воли тому. Высшему, что он осознал, практикуя Свадхиайю. Для одних это Бог, для других - Абсолют, для третьих - Вселенский порядок, а для иных Природа. И несмотря на кажущиеся различия, дорога к вершине всегда учит любви и мудрости.
Познание своей Души - самое трудное и самое легкое в жизни. Более того, что бы мы ни делали и чем бы ни занимались, мы всегда познаем Душу. Вновь и вновь воплощаясь, человек каждый раз выносит жизненные уроки, записывая опыт в буддхи (одно из энергетических тел человека).Но процесс этот очень медленный. Йоги считают , что души проходят около 8 млн. воплощений. Все подсчитано… Пока человек не осознает себя, он тысячи раз спотыкается на одном и том же месте, набивает одну и ту же шишку, прежде чем начинает что-то понимать. Существует множество техник, помогающих обуздать свой ум, стать его господином. Ведь обычно человек не думает, мысли «думаются» сами. Постоянно прокручиваются внутренние диалоги, человек мысленно с кем-то спорит, о чем-то переживает, стремится, мечтает.
Патанджали признают все авторитеты йоги, поэтому указанные средства - Яму и Нияму, можно назвать начальными законами всех йогов.
2
В дальнейшем же йог понимает, несколько категорий добра и зла относительны. Любое деяние, являясь добром для одних существ, будет злом для других.
3
Будда учил, что достигший йог любит всех существ ещё и потому, что помнит о том, как он был каждым из них в бесчисленных своих воплощениях, совершал те же ошибки, так же радовался и страдал.
Ну вот, как то так, если коротко.