Что происходит?
Продолжаем разбираться с ЕНС.
Подборка статей:
Несмотря на все вышенаписанное и на все наши попытки разобраться,
главный вопрос так и остался: ЧТО ПРОИСХОДИТ с нашими деньгами, оплаченными на казначейский счет Тульского УФК.
Нормативка:
Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ (настоятельно рекомендую ЕГО ПРОЧИТАТЬ и ПЕРЕЧИТАТЬ и ЗАКОНСПЕКТИРОВАТЬ).
Содержание этой статьи(предупреждаю, что далее текст не про котиков, мозги придется напрячь):
1. новые понятия в ФЗ-263 с 2023г.
2. причина проблем
3. новые понятия, не вошедшие в ФЗ-263, возникшие из-за гениальной работы гениев цифровизации.
1. Новые понятия с 2023г.:
ЕНП
- единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком... в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика.
То есть,
ЕНП - это ОБЫЧНАЯ ПЛАТЕЖКА С ОБЩИМИ ДЛЯ ВСЕХ РЕКВИЗИТАМИ В ОДНУ инспекцию на ЕДИНЫЙ казначейский счет с ЕДИНЫМ обезличенным КБК.
И, даже, если платим ПЛАТЕЖКОЙ по КОНКРЕТНОМУ КБК, ОКТМО и налоговым периодом, то это ВСЕ РАВНО считается ЕНП.
ЕНС
- единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами:
1) денежного выражения совокупной обязанности;
2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.
Сальдо ЕНС
- разница между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности.
Отрицательное сальдо ЕНС - задолженность по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации - общая сумма недоимок, а также не уплаченных налогоплательщиком...пеней, штрафов и процентов, предусмотренных настоящим Кодексом, и сумм налогов, подлежащих возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом
вроде, все ясно-понятно.
Ок.
Идем дальше.
А дальше - вот, тот самый треш под названием "совокупная обязанность" и начинается!
Совокупной обязанностью является
- общая сумма налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую обязан уплатить (перечислить) налогоплательщик..., и сумма налога, подлежащая возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. При этом в совокупную обязанность не включаются суммы налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в порядке, установленном статьей 2271 настоящего Кодекса, и суммы государственной пошлины, в отношении уплаты которой судом не выдан исполнительный документ;
- формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основе:
1) налоговых деклараций - со дня их представления в налоговый орган, но не ранее наступления срока уплаты соответствующих налогов, если иное не предусмотрено подпунктом 3 настоящего пункта;
2) уточненных налоговых деклараций, в которых по сравнению с ранее представленными в налоговые органы налоговыми декларациями увеличены причитающиеся к уплате суммы налогов, - со дня представления в налоговые органы уточненных налоговых деклараций, но не ранее наступления срока уплаты соответствующих налогов ;
3) налоговых деклараций, в которых заявлены суммы налогов к возмещению либо суммы предусмотренных главой 23 настоящего Кодекса налоговых вычетов, уточненных налоговых деклараций, в которых по сравнению с ранее представленными в налоговые органы налоговыми декларациями уменьшены причитающиеся к уплате суммы налогов, - со дня вступления в силу решения налогового органа по результатам камеральной налоговой проверки на основе указанных деклараций либо в течение десяти дней со дня окончания камеральной налоговой проверки на основе указанных деклараций, если иное не предусмотрено настоящим пунктом;
4) уточненных налоговых деклараций, в которых по сравнению с ранее представленными в налоговые органы налоговыми декларациями уменьшены причитающиеся к уплате суммы налогов, - со дня представления организацией, в отношении которой проводится налоговый мониторинг, в налоговый орган уточненной налоговой декларации (расчета), но не ранее наступления срока уплаты соответствующих налогов;
5) уведомлений об исчисленных суммах налогов, представленных в налоговый орган, - со дня представления в налоговый орган таких уведомлений, но не ранее наступления срока уплаты соответствующих налогов и до дня представления налоговой декларации по соответствующим налогам, указанным в уведомлении, или направления налоговым органом сообщений об исчисленных суммах налогов либо по истечении десяти дней со дня окончания срока, установленного законодательством о налогах и сборах для представления указанных налоговых деклараций (расчетов), в случае их непредставления;
6) налоговых уведомлений:
со дня наступления установленного законодательством о налогах и сборах срока уплаты соответствующего налога;
со дня направления налогоплательщику налогового уведомления, но не ранее дня формирования положительного сальдо единого налогового счета в размере, не превышающем такое положительное сальдо единого налогового счета. В случае наличия у налогового органа на дату учета налогового уведомления в совокупной обязанности налогоплательщика информации о суммах налогов с ненаступившими сроками уплаты сумма учитываемого в совокупной обязанности положительного сальдо налогоплательщика уменьшается на суммы таких налогов
7) сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов - со дня, следующего за днем информирования налоговым органом налогоплательщика-организации о результатах рассмотрения пояснений и (или) документов, представленных в налоговый орган в соответствии с пунктом 6 статьи 363, пунктом 6 статьи 386, пунктом 5 статьи 397 настоящего Кодекса, либо со дня, следующего за днем истечения одного месяца, в случае непредставления таких пояснений и (или) документов;
8) решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов в соответствии с главой 9 настоящего Кодекса - со дня, указанного в соответствующем решении;
9) решений налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, решений налоговых органов об отказе в привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, решений об отмене (полностью или частично) решений о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, решений об отмене (полностью или частично) решений о предоставлении налогового вычета полностью или частично - со дня вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено подпунктом 10 настоящего пункта;
10) решений налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, решений налоговых органов об отказе в привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, решений об отмене (полностью или частично) решений о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, решений об отмене (полностью или частично) решений о предоставлении налогового вычета, которыми установлено неисполнение обязанности по уплате налога в связи с изменением налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности налогоплательщика, либо решений, вынесенных по результатам проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, - со дня вступления в силу соответствующего судебного акта;
11) судебного акта или решения вышестоящего налогового органа, отменяющего (изменяющего) судебный акт или решение налогового органа, на основании которых на едином налоговом счете ранее была учтена обязанность лица по уплате сумм налогов, - на дату вступления в законную силу соответствующего судебного акта или решения;
12) исполнительных документов о взыскании с лица, указанного в пункте 4 настоящей статьи, государственной пошлины - со дня выдачи судом соответствующего исполнительного документа, который для целей учета совокупной обязанности на едином налоговом счете признается установленным сроком уплаты;
13) расчетов суммы налога (перерасчета ранее исчисленных сумм налога), произведенных налоговым органом в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 2022 года № 17-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" или в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", - со дня уведомления налогоплательщика о сумме налога, подлежащего уплате, но не ранее наступления срока уплаты соответствующих налогов;
14) сведений о разрешениях, выданных органами, выдающими в установленном порядке разрешения на добычу объектов животного мира и (или) разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, - со дня представления сведений указанными органами;
15) решения о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании - со дня принятия соответствующего решения;
16) уведомлений, представленных плательщиком торгового сбора в налоговый орган в соответствии со статьей 416 настоящего Кодекса, информации уполномоченного органа, представленной в налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 418 настоящего Кодекса, - со дня представления в налоговый орган указанных уведомлений, информации;
17) иных документов, предусматривающих возникновение, изменение, прекращение обязанности по уплате налогов, установленной законодательством о налогах и сборах.
6. Сумма пеней, рассчитанная в соответствии со статьей 75 настоящего Кодекса, учитывается в совокупной обязанности со дня учета на едином налоговом счете недоимки, в отношении которой рассчитана данная сумма.
Сумма процентов, определяемая в соответствии со статьей 64 настоящего Кодекса, учитывается в совокупной обязанности со дня, следующего за днем уплаты последнего платежа, предусмотренного решением о предоставлении отсрочки, рассрочки, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Еще - читайте в ФЗ, что НЕ ВХОДИТ в совокупную обязанность.
2. ПРИЧИНЫ проблем
Итак, что же мешает Налоговикам все исполнить, как выше написано?
Этому есть ряд причин и они все связаны меж собой
обыкновенной безграмотностью подельников,
связанных между собой общим делом налоговой реформы по введению народа в статуса вечного должника,
начиная с цифровизаторов,
которые все это замутили (в спешном порядке, исполняя волю своих темных хозяев), принуждая к исполнению
- законодателей
- программистов
- налоговиков
И среди всей этой кагорты умников и умниц не нашлось никого:
ни грамотного налоговика (вы видели этого г-на Егорова? его неименное выражение лица? слышали, как он говорит? или его шефа - вышедшего сухим в конфликте с Улюкаевым (которого посадили, лишь бы не признаваться в своих безпределах) Силуанова? или их начальника, бывшего начальника ФНС - Мишустина?),
ни законодателя (про гимнасток-депутатов мы с вами в курсе),
ни программиста
об уровне программистов тут:
кто бы был способен объединить теорию с практикой или оформить практику в теорию. Ни того ни обратного сделать не смогли.
А Налоговики до сих пор не понимают, что такое "совокупная обязанность".
А мы все почему-то на подсознании считаем, что налоговики - разбираются лучше нас в налогах.
Потому что, мыслим, как нормальные люди - раз ты пошел туда работать, значит, тебя этому научили.
Так было в советское время: неучи не могли работать там, где не обладали знаниями и опытом.
Хотя, уже 30ть лет, как такой принцип не соблюдается:
- в Налоговую идут работать отнюдь не самые лучшие представители человечества.
В "совокупную обязанность" законодатели запихнули все, что могли (что составляет почти ПОЛОВИНУ НК РФ):
в спешной попытке объявить нас должниками, внесли все, что может так или иначе относиться к возникновению у нас долга:
- суммы налогов по декларациям, по уведомлениям, по отчетам
- сроки сдачи этих уведомлений и деклараций с отчетами,
- сроки оплат налогов,
- суммы решений по отсрочкам-рассрочкам,
- сроки вступления в силу решений
- сроки оплат по решениям
- суммы решений по штрафам,
- сроки вступления в силу решений
- сроки оплат по решениям
- суммы решений по отменам,
- сроки вступления решений
- заявления о распоряжениях
- сроки наступления распоряжений
- размеры сумм по списанию денег с ЕНС в бюджеты
- сроки по списанию денег с ЕНС в бюджеты
И ВСЕ ЭТО - по их задумке ДОЛЖНО ОТРАЖАТЬСЯ В САЛЬДО ЕНС.
О том, что налогоплательщику невозможно разобраться в нововведениях по вопросу, когда Налоговики считают, выполнил ли он свои обязательства или нет, этих ГЕНИЕВ НЕ ВОЛНУЕТ!
Такой задачи перед ними не стоит:
- их задача ОБЪЯВИТЬ нас должниками и, как можно, скорее.
Весь ФЗ-263 прямо заточен на это.
Отсюда и вытекают все наши непонятки и вопросы
- НАМ-ТО КАК С ЭТИМ ЖИТЬ?!
- смиренно накарябать на картонке слово "ДОЛЖНИК", надеть на себя эту табличку и накинуть себе удавку, предварительно выбив из-под своих ног табурет....
Согласны с такой участью, которую нам уготовили эти цифрогении?
Пошел 4й месяц, а до сих пор НЕТ ОТВЕТА
- В КАКОЙ МОМЕНТ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК СТАНОВИТСЯ ДОЛЖНИКОМ.
И не потому, что нет доступа к ЕНС, а потому, что это невозможно сделать БЕЗ оповещения налогоплательщика САМОЙ Налоговой о дате ею принятия соответствующих Решений. О чем налогоплательщика Налоговая оповещать и не обязана (не прописано в ФЗ-263):
Нам с вами очевидно, что прописанные в ФЗ-263 требования к нам - можно исполнить при условии ПОЛНОЙ отладки программного обеспечения, причем, если it-ники обладают не только знаниями программирования, но и знаниями налогового и бухгалтерского учетов и умеют мыслить аналитически и критически, понимая, как взаимоувязать все несостыковки в теории, замудренно написанные в Налоговом кодексе с тем, как их надо исполнять и как их надо исполнять ПО-НОВОМУ и ДОНЕСТИ это до налогоплательщиков!
Вместо этого, тети из Налоговых охотно снимаются в новом кино (от которого меня уже, если честно, тошнит)
повторяя, друг за дружкой одну и ту же ахинею на своих вебсеминарах:
чтобы ваши платежи мы учли, надо узнать свое сальдо ЕНС и направить заявление о его распоряжении... но, доступ к ЕНС вам не дадим и подачу заявления вам в ЛК закрыли. И, даже, если вы подадите заявление через платного оператора, то мы вам откажем, потому что, ваше сальдо по ЕНС не сходится с нашим, и пояснять вам, почему оно не сходится, мы не собираемся.
(это уже даже не сказочные "Алиса в Зазеркалье" и не "Незнайка на Луне", это уже реальная "Палата №6" нашего классика)
Как показали последние 3 месяца нашей жизни (отобранных у нас горе-реформаторами) НЕТ ТАКИХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ!
И мы видим, что программа, на которую потрачены миллиарды рублей - сделана только на 1/10:
- на то, чтобы автоматом принимать НАШИ Уведомления об исчисленных налогах и НАШИ суммы по Декларациям.
А НАШИ оплаты - программа не сумела принять так, как расписано в их ФЗ-236.
То есть, все запуталось на первой простейшей стадии "начислено-оплачено".
Так как, объявив пп со статусом 02 - "начислением и оплатой" (совокупной обязанностью и погашением этой обязанности. То есть, пп со статусом 02 ДОЛЖНА БЫЛА И начислить совокупную обязанность И оплатить ее, а робот должен был просто разнести все по срокам) одновременно, они даже в элементарном не смогли распределить по срокам "начислено" и "оплачено", а ТУПО СВАЛИЛИ ВСЕ, как ЕНП.
А ЕНП - это просто ОПЛАТА!
И на вопрос "где наши деньги, Зин" - налоговики по телефону при выяснении сальдо ЕНС говорят про какой-то
"РЕЗЕРВ",
пояснить, что это такое и где про него прописано,
они отказываются.
Ранее, на своем сайте они выпустили памятку-методичку про РЕЗЕРВ, который образовался по состоянию на 01 января 2023г.
(но, эта памятка не основана на нормативке. Странно, не правда ли? )
и вот тут плавно переходим к п.3 содержания данной статьи:
3. Новые понятия, не вошедшие в ФЗ и НК РФ, возникшие из-за гениальной работы гениев цифровизации.
!!! РЕЗЕРВ !!!
Давайте прочтем вот этот абзац ФЗ-263 :
В случае представления налогоплательщиком заявления о досрочном исполнении решения о предоставлении отсрочки, рассрочки в соответствии с главой 9 настоящего Кодекса либо заявления в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 78 настоящего Кодекса сумма задолженности, в отношении которой поданы такие заявления, учитывается в совокупной обязанности последовательно начиная с задолженности с наиболее ранним сроком уплаты в размере, не превышающем положительное сальдо единого налогового счета на дату ее учета, со дня, следующего за днем представления заявления.
то есть, чтобы воспользоваться в 2023г. оплаченными нами налогами и сборами в 2022, надо ПОДАВАТЬ ЗАЯВЛЕНИЯ.
Это означает, что платежи находятся в КАКОМ-ТО РЕЗЕРВЕ.
И мы вышли с вами на НОВОЕ ПОНЯТИЕ, которого НЕТ ни в ФЗ-263 ни в НК РФ ни в Инструкциях ФНС и Минфина.
РЕЗЕРВ?
- разбираемся в следующей статье: