404 подписчика

Хих-хоп играет — футболист идёт, или «‎От Э до Ф всего один шаг»

Приветствую всех читателей моего канала! Как вы могли заметить, музыка довольно часто заглядывает на эту ничем не примечательную футбольную улицу. Сегодня погода хорошая, а это значит, что шанс встретить какого-либо исполнителя на просторах канала резко возрастает.

Недавно ваш покорный слуга обработал дискографию одного небезызвестного американца. Это мастеровитый и неприкрашенно естественный мужчина. Эминем, менее известный как Маршалл Брюс Мэтерс III. Да-да, именно он сегодня повернул не туда и попал в гости к некому Ниязу Шайгарданову.

Приветствую всех читателей моего канала! Как вы могли заметить, музыка довольно часто заглядывает на эту ничем не примечательную футбольную улицу.

Более чем за двадцать лет пребывания в рэп-игре американец выпустил одиннадцать сольных альбомов. Случайности не случайны. Раз уж количество пластинок, созданных Маршаллом, совпадает с количеством игроков, которые обычно находятся на поле в футболках одной команды, то сегодня мы соберём символическую сборную из футболистов, моменты из жизни которых можно соотнести с сюжетами песен Эминема.

Условие: с каждого альбома берём по одной композиции. В кавычках располагаются названия песен, вне этого знака препинания — названия альбомов. Как говорится, когда я ем, я Эминем. Приятного аппетита и прочтения!

Infinite — «It's OK»

Первый студийный альбом Маршалла не доступен для прослушивания на стриминговых площадках. Во многом из-за этого сейчас с этой пластинкой знаком далеко не каждый любитель творчества Маршала — впрочем, на момент своего выхода в 1996-м альбом особого успеха также не возымел. Пластинка слишком узка в тематическом и идейном плане: когда ты слушаешь её, сразу становится понятно, что она записана неименитым музыкантом, практически на коленках.

Проще говоря, Infinite пропитан бедностью Детройта — он не выходит за пределы разрушающегося города. Сначала я хотел найти какого-нибудь действующего футболиста из крупнейшего города Мичигана, но потом я понял, что рассказывать о рядовом американце, вставшим на путь соккера, будет нецелесообразно.

Наверное, историей Джейми Варди я тоже никого не удивлю, но англичанин хотя бы вызовет у вас какую-то эмпатию. Завод. Ред Булл. Национальная лига. Неожиданный подъем в Чемпионшип. Кстати, в "Флитвуд" (клуб, в котором Джейми добился первых значимых успехов) наш герой попал в возрасте двадцати четырех лет — как вы понимаете, я рассказал вам об этом не просто так. Infinite увидел свет, когда Маршаллу было двадцать четыре года, а вместо миллионов долларов и статуса самого продаваемого хип-хоп исполнителя он имел лишь несколько зависимостей и бешеное желание заниматься чем-то, кроме перетаскивания тяжестей во время смен на заводе.

Источник: https://www.leicestermercury.co.uk/
Источник: https://www.leicestermercury.co.uk/

Сравнение напрашивается само собой, а строки песни с аутентичным названием «It's OK» лишь подтверждают сходство двух культовых представителей разных культур: "It's a broke day but everything is okay/I'm up all night but everything is alright/It's a rough week and I don't get enough sleep/It's a long year pretendin' I belong here" ("Опять день в нищете, но у меня всё окей/Я на ногах всю ночь, но у меня всё хорошо очень/Выдаётся сложная неделька, мне не хватает сна/Этот год длинный, я делаю вид, что я в своей тарелке").

The Slim Shady LP — «Guilty Conscience»

Можно сказать, что этот альбом — первый по-настоящему значимый продукт совместного творчества Эминема и Доктора Дре. Второй выступил на этом релизе не только продюсером, но и непосредственным исполнителем. Песня «Guilty Conscience» рассказывает несколько новелл (позвольте назвать их так) в которых лирическим героям приходится выбирать — свернуть на безнравственный и противозаконный путь (на эти действия лирических героев всячески провоцирует Эминем) или остаться на светлой стороне (за это выступает Дре).

Нас интересует критический момент в жизни персонажа Эдди, намеревавшегося совершить разбойное нападение на магазин. Порочная сторона говорила парню: "Fuck that, do that shit, shoot that bitch/Can you afford to blow this shit? Are you that rich?/Why you give a fuck if she dies?" ("К черту это, сделай эту *вещь*, пристрели эту *женщину*/Неужели ты не можешь позволить себе это? Ты настолько богат?/Какое тебе дело, если она умрет?") Совесть же не сдавалась и отвечала: "Man, don't do it, it's not worth it to risk it/Not over this shit/Drop the biscuit" ("Мужик, не делай этого, это не стоит того/Не из-за этого *предмета*/Брось пушку"). Нравственность вовремя проснулась в парне, и он решил, что грабить магазин и убивать людей — не то, чем бы он хотел заняться в ближайшие десять минут.

*biscuit (на американском сленге) — "пушка"

Приветствую всех читателей моего канала! Как вы могли заметить, музыка довольно часто заглядывает на эту ничем не примечательную футбольную улицу.-3

К сожалению, у выбранного мною футболиста не было своего Доктора Дре, который смог бы его облагоразумить. Ради мимолётного свидания со своей "сладенькой" он пошел на совершенно бессовестный, грязный поступок. Давид Де Хеа, 2011-й год, посягательство на неприкосновенность пончика. Позвольте мне не не распространяться. Чересчур низкий поступок.

The Marshall Mathers LP — «Stan»

Когда мне пришла идея о написании этой статьи, я понимал, что не попадаю в целевую аудиторию канала. Чтобы вызвать у вас какие-то эмоции, мне придется взять большое упреждение и написать своеобразную аннотацию.

«Stan» — культовая песня, поднимающая вечную проблему взаимоотношений артиста и его поклонников. Вымышленный фанат Эминема Стэн пишет кумиру письма, но не получает на них ответов. Парень тяжело реагирует на молчание артиста и начинает сходить с ума. Смирившись с тем фактом, что Маршалл никогда не отправит ему ответное письмо, Стэн решается на отчаянный шаг — напиться, положить свою жену в багажник автомобиля, сесть за руль и на полной скорости вылететь с моста. Эминем в итоге взялся за написание письма, но было уже слишком поздно — в процессе раздумий Маршалл осознал, что человеком, о трагичной смерти которого он слышал в новостях, является Стэн.

Нарратив довольно серьезный, чего не скажешь о футбольной истории, которую выбрал я. В феврале 2019-го пользователь Твиттера Ли Баркер спросил у Джеймса Милнера, где можно приобрести нижнее белье, как у футболиста "Ливерпуля" с седьмым номером (на приложенной фотографии был изображен Луис Суарес).

Полузащитник ответил не сразу, а фанат решил ускорить процесс, отправив еще одно сообщение, в котором он интерпретировал следующие строки из песни Эминема: "Dear Mr. I'm-Too-Good-to-Call-or-Write-My-Fans This'll be the last package I ever send your ass/It's been six months, and still no word — I don't deserve it?" ("Дорогой мистер «Я слишком хорош, чтобы отвечать фанатам»/Это будет последним, что ты от меня получишь/Прошло полгода — нет ответа, я этого не заслужил?")

Милнер не растерялся и также решил попробовать себя в поэтическом рерайтинге. Материалом для его преобразований послужил последний куплет композиции: "Dear Stan, I meant to write you sooner, but I just been busy//Why are you so mad? Try to understand that I do want you as a fan/I just don't want you to do some crazy shit/I seen this one shit on the news a couple weeks ago that made me sick" ("Дорогой Стэн, собирался написать раньше, но я был занят//Почему ты так зол? Пойми, чего я не хочу от своих фанатов/Я не хочу, чтоб ты сходил с ума/Пару недель назад я видел такое в новостях, что сам чуть не сошел [с ума]").

Сама версия Милли переводится следующим образом: "Дорогой Ли, я собирался написать раньше, но был занят. Почему ты так зол? Пойми, я действительно хочу, чтобы ты был моим поклонником... Но ты спросил о другом номере семь".

The Eminem Show — «Hailie's Song»

Отношения Маршалла с дочерью Хэйли можно обсуждать довольно долго. У него самого было тяжелое (я бы назвал его маргинальным) детство: жизнь в бедных кварталах Детройта, страдающая от алкогольной и наркотической зависимостей мать, вечные нападки со стороны сверстников. Хэйли же родилась в середине девяностых, когда Эминем был далек от статуса мировой звезды.

С приходом популярности наш герой решил, что он сделает всё для того, чтобы его дети даже представить себе не могли, в каких условиях рос их отец. С финансами у одного из самых продаваемых артистов в истории музыки, как вы понимаете, проблем не было, а вот со свободным временем возникали некоторые трудности.

Эминем постоянно писал тексты, работал на студии, ездил в туры несмотря на такую загруженность, он всегда старался оставаться хорошим отцом, дарить детям частичку тебя. Песня с незамысловатым названием «Hailie's Song» является одной из самых теплых композиций в дискографии музыканта. Особенно нежен её конец: "Hailie, 'member when I said/If you ever need anything,/Daddy would be right there?/Guess what — Daddy's here and I ain't goin' nowhere, baby/I love you (*smooch*)​​" ("Хэйли, помнишь, я как-то сказал,/Что если ты когда-нибудь будешь в чём-нибудь нуждаться, папа всегда будет рядом?/Знаешь, что? Папа здесь, и я никуда не пропаду, малышка/Я люблю тебя (*чмок*)​​").

Приветствую всех читателей моего канала! Как вы могли заметить, музыка довольно часто заглядывает на эту ничем не примечательную футбольную улицу.-5

Как вы уже могли догадаться, среди футболистов нам тоже нужно будет отыскать примерных отцов. Лионель Месси, Криштиану Роналду, Роберто Фирмино — отличные варианты. Я, однако, остановлюсь на кандидатуре Антуана Гризманна. Песни дочери француз, конечно, не посвящал, но в 2020-м году он отметился другим милым поступком: наш герой отпраздновал гол по заказу старшей дочери Мии. Антуан приставил руки к вискам и помахал, а дочь, смотрящая игру по телевизору, стала показывать тот же жест.

Помимо столь очаровательного танца, Гризманна над другими кандидатами возвышает прическа. Да-да, вы не очитались. Француз любит удивлять публику цветными короткими волосами — это роднит его с Эминемом, который на протяжении многих лет носил на голове "белого ежа".

Encore — «My 1st Single»

Немного забегая вперёд, я скажу, что Эминем недолюбливает пареньков, использующих свои нежные голоски для воспроизводства мямленья представителей новой школы. Его презрение ко всему новомодному и экспериментальному отразились в позднем альбоме Kamikaze. Однако зачатки этого отвращения можно было увидеть ещё на Encore, который увидел свет в 2004-м году.

Эта пластика является, наверное, самой противоречивой в карьере Маршала. Глубокие в тестовом плане «Mockingbird» и «Like Toy Soldiers» чередуются с ритмичном бредом вроде «Just Lose It» и «Big Weenie». Песня из заголовка относится ко второй группе, но у нее есть интересный иронический подтекст.

Лирическим героем является молодой артист, который, как можно догадаться по названию, выпустил свою первую песню. Всё бы ничего, но текстовая составляющая этой композиции не представляет из себя ничего. Буквально ничего. Это просто набор стандартных слов, странно рифмующихся между собой: "And this was supposed to be my first single/But I just fucked that up, so/Fuck it, let's all have fun, let's mingle/Slap a bitch and smack a ho" (обойдемся без перевода — вы точно ничего не потеряете).

Этим треком Эминем высмеивает трендовых музыкантов, которые ведут себя так, будто каждая их песня — важное для индустрии событие. Кажется, что к футболу эта история не имеет никакого отношения, но на зелёных полях, к счастью или сожалению, тоже бегают рэперы. К примеру, Мемфис Депай — осенью 2018-го он выпустил сингл и подкрепил его клипом.

На самом деле, ничего криминального и плохого в этом нет: нидерландец повеселил себя и простых любителей футбола. Однако мы здесь занимаемся несерьезной критикой, поэтому мне придется сказать, что нидерландец создал скучную и монотонную песню с любовными мотивами. Прости, Мемфис!..

Relapse — «Underground»

После Encore Эминем выпустил сборник треков с подписантами лейбла Shady Records, а потом замолчал. На три года. В этот довольно внушительный период уместились семейные проблемы, наркотики, переживания по поводу смерти близкого друга, депрессия и тяжёлое лечение. На альбоме, где остроинтимные треки вроде «Déjà vu» и «Beautiful» пересекаются с чисто рэперской грязью типа «Medicine Ball», довольно тяжело найти историю, которая могла бы хоть как-то пересечься с футболистами и их карьерами.

Мне показалось, что композиция «Underground», рассказывающая о том, что чувствовал и переживал Эминем во время долгого простоя, подойдёт для описания некогда звездного футболиста, которому пришлось упасть на самое дно, чтобы вновь начать возвращаться на высокий уровень.

Агрессивные строки с третьего куплета — "Tell the critics I'm back and I'm comin' to spit it back in abundance" ("Скажите критикам, что я вернулся и собираюсь выплюнуть это *новые песни, накопившуюся злость* в изобилии") — натолкнули меня на Маркуса Рэшфорда и Яна Облака, однако их односезонную просадку вряд ли можно назвать глубоким кризисом. Отбросив эти варианты, я вспомнил о старом госте канала Максе Майере, который ныне выступает в середняке чемпионате Швейцарии "Люцерне".

Источник: https://www.srf.ch
Источник: https://www.srf.ch

В этом сезоне один из главных проспектов немецкого футбола середины прошлого десятилетия наконец сдвинулся с мертвой точки — сейчас он входит в список лучших голеадоров швейцарской Суперлиги, а его клуб впервые за много лет борется за место в Лиге Чемпионов. Конечно, я не могу представить, чтобы Макс дерзко указывал критикам, где их место, но с точки зрения "сюжета" его карьеру можно сравнить с периодом жизни Эминема. В представленной выше строчке, кстати, есть довольно интересная игра слов, но обсуждать её здесь будет не очень этично.

Recovery — «Talkin' 2 Myself»

Прямо по курсу примитивно мелодичная, женсковокальная попса, которая была нужна не столько слушателям Эминема, сколько ему самому — встречайте, многострадальный, любимый многими и презираемый ещё большим количеством людей Recovery. Именно на этом альбоме Маршалл вышел за рамки "хитов" и создал настоящие шлягеры, с которыми в начала десятых были знакомы даже люди, чьи познания в рэпе ограничивались песнями «Каспийский груза», которые слушал их сын.

Чтобы не упираться в общеизвестные «Love The Way You Lie» и «Not Afraid», мы отойдем немного подальше от стены с различными музыкальными наградами — а именно к невзрачному треку под названием «Talkin' 2 Myself». На нем лирический герой открывает свои страхи, рассказывает о том, что он чувствовал, когда был подавлен: "Is anybody out there?/It feels like I'm talkin' to myself/No one seems to know my struggle/And everything I've come from" ("Есть здесь кто-нибудь?/Кажется, я говорю сам с собой,/Кажется, никто не знает моих мучений/И всего, через что я прошел").

Источник: https://www.goal.com
Источник: https://www.goal.com

Здесь я уже не смог пройти мимо одного безусловно талантливого футболиста, который, к огромному сожалению, оказался подвержен депрессии. Речь идёт, разумеется, о Йосипе Иличиче. Словенец сейчас, если интересно, выступает за «Марибор».

The Marshall Mathers LP 2 — «Headlights»

Дочь Хэйли Эминем лелеял и всячески защищал (даже тогда, когда она уже была совершеннолетней). Мать же Маршалл, наоборот, в определенный момент своей жизни был готов отдать на растерзание буквально каждому желающему. Напор кипящей крови и ненависти — смесь взрывоопасная. Даже на фоне песни «Kim», по сюжету которой лирический герой убивает и хоронит собственную жену, строки "You selfish bitch, I hope you fuckin' burn in hell for this shit!" ("Ты эгоистичная *собака*, я надеюсь ты будешь гореть в аду за всё *это*!") и "Slut, you need to leave me the fuck alone, I ain't playin'" ("*Женщина лёгкого поведения*, тебе нужно оставить меня одного, я не шучу") звучат довольно жестоко.

В 2013-м Эминем выпустил пластинку The Marshall Mathers LP 2, где, помимо очередной громкой коллаборации с Рианной и хита «Rap God», определившего вектор развития творчества Маршалла, была важная в личном плане песне песня «Headlights». Это своеобразная исповедь сорокаоднолетнего мужчины, который наконец нашел в себе силы, чтобы совершить два самых тяжелых поступка в жизни — понять и простить: "«Cleanin' Out My Closet» and all them other songs/But regardless, I don't hate you 'cause, Ma/You're still beautiful to me, 'cause you're my Ma" ("«Cleanin' Out My Closet» и все другие подобные песни/Но, несмотря ни на что, я не испытываю к тебе ненависти, потому что, Ма/Ты все еще прекрасна для меня, потому что ты моя Ма").

Сложные взаимоотношения Эминема с матерью напомнили мне о биографии Марио Балотелли. Будущий скандальный футболист родился в Палермо в семье иммигрантов из Ганы, которым не хватало средств на содержание сына (к моменту рождения Марио у них уже было трое детей). В два года ребенок попал в руки итальянцев Франко и Сильвии Балотелли. Марио не раз говорил, что "кровные узы" для него ничего не значат — всю свою сознательную жизнь он считал родителями именно Франко и Сильвию, которые подарили ему счастливое детство.

Марио с приемными родителями. Источник: https://www.onzemondial.com
Марио с приемными родителями. Источник: https://www.onzemondial.com

Может быть, спортивная дисциплина к эпатажному форварду с годами так и не пришла, но опыта и житейской мудрости набраться он всё-таки сумел. Предлагаю взглянуть на отрывок из интервью Марио образца 2018-го года: "Прошлое есть прошлое, Сильвия — моя мать, и ничто этого не изменит, но теперь есть еще Роза и Томас. Они родили меня. Я понял, что они важны для меня так же, как я важен для них".

Revival — «Framed»

Мы уже поговорили о самом неоднозначном и о самом попсовом альбомах Эминема. Настало время для самой проходной пластинки американца. Обычно ваш покорный слуга придерживается неочевидных точек зрения, но в случае с Revival я, пожалуй, соглашусь с большинством: попытки в стандартную мелодичность, не пробивающую ни на какие эмоции, сэмплирование (использование фрагментов чужих песен) культовых рок-хитов, которые порой звучат лучше кошмарных куплетов Эминема, производят исключительно отрицательное впечатление. При прослушивании некоторых песен хочется смеяться. Истерически.

Чтобы вы понимали весь абсурд альбома, мы взглянем на несколько песен, с одной из которых будет связан наш футбольный герой. На открывающей альбом композиции «Walk on Water» Эминем старается создать интересные художественные образы ("I walk on water/But I ain't no Jesus/I walk on water/But only when it freezes" — "Я хожу по воде /Но я не Иисус/Я хожу по воде/Но только когда она ледяная"). В песне «Remind Me» слушателям приходится мириться с потоком пошлостей и непотребства ("'Cause you got an ass that won't quit/So, get on the horn, my saxophone/Grab hold of my instrument, get a grasp, and blow «whee»" — переводить, позвольте, не буду).

Ближе к концу пластинки на нас сваливаются конспекты маньяка из песни «Framed»: "...«I'm here to do sink repairs»"/Chop her up, put her body parts/In front of Steven Avery's trailer and leave 'em there" ("...«Я пришел починить раковины»,/Разрубил ее на куски, разбросал части тела/Перед трейлером Стивена Эвери и оставил их там").

Источник: https://bleacherreport.com
Источник: https://bleacherreport.com

Как вы понимаете, если автор выбрал такую тему, то, наверное, он нашел для вас интересную криминальную хронику. В 2012-м году талант "Сток Сити" Эндрю Холл решил, что перед выходом на принципиально новый для себя уровень необходимо выплеснуть все негативные эмоции, оставив их в прошлом. Идея хорошая, а вот воплощение, мягко говоря, не очень. Находясь в состоянии алкогольного опьянения, англичанин нанес своей пятнадцатилетней подруге шестьдесят ударов. Двумя разными ножами. Эндрю приговорили к пожизненному заключению с правом на условно-досрочное освобождение в 2022-м — новостей о его возвращении я, благо, не нашел.

Kamikaze — «The Ringer»

Вот мы и добрались до альбома, на котором свою порцию желчи получили многие представители новой школы.

Я до последнего пытался привлечь к нашему незамысловатому делу манчестерского Родри — испанец часто выходит на поле с заправленной майкой и практически не ведет социальные сети — однако он никак не кичится своей исключительностью, не пытается указать молодежи, как ей нужно жить. А вот Рой Кин — тот ещё дед, любящий полить грязью злостных негодников. Понимаю, ирландец давно завершил карьеру, но ради его колорита, думаю, можно сделать маленькое исключение.

Источник: https://www.manchestereveningnews.co.uk
Источник: https://www.manchestereveningnews.co.uk

"Lil Pump, Lil Xan imitate Lil Wayne/ I should aim at everybody in the game, pick a name/ I’m fed up with being humble" ("Lil Pump, Lil Xan имитируют Lil Wayne/Я должен направлять свой взор на всех в индустрии, выбирай имя/Надоело быть скромным") — если заменить псевдонимы первых двух рэперов на фамилии молодых футболистов, а Лил Уэйна на Дэвида Бекхэма, то можно будет подумать что представленный текст является отрывком из интервью Роя Кина.

Music to Be Murdered By — «No Regrets»

Любите и жалуйте, последний на сегодняшний день студийный альбом Эминема. Впрочем, ваш покорный слуга его не любит и не жалует. Я не понял восторга «стэнов» (так называют фанатов Эминема) по поводу этой пластинки в 2020-м (когда она вышла), не разделяю я его и сейчас (после повторного ознакомления). Да, на альбоме есть определенный концепт (кошмары, убийства, наркотики), но скучное инструментальное сопровождение, порой очень странное сведение и попытки омолодиться, сохранив старческую харизму, портят всю картину.

Источник: https://www.corrieredellosport.it
Источник: https://www.corrieredellosport.it

На таком альбоме, который ценят простые слушатели, но не особо воспринимают критики, можно найти песню, неплохо соотносящуюся с футболистом, которого обожают преданные фанаты, но не особо чествуют эксперты. Не знаю, слышали ли вы о таком персонаже, как Криштиану Роналду, но даже если нет, то поверьте мне на слово — за последний год на него вылилось чрезмерно много грязи.

Строки из начала второго куплета песни «No Regrets» (буквально «Без сожалений») идеально характеризуют положение Криштиану в его последние месяцы пребывания на «Олд Траффорд»: "All the hate, can't tell exactly where it stems from/But it's happening again, huh?/Y'all used to be in my corner/Now you just backed me" ("Вся эта ненависть, не могу понять, откуда она берется/Но всё снова повторяется, да?/Раньше вы стояли за меня стеной/Теперь приставили меня к ней").

Думаю, комментарии излишни. Люди, которые считали Роналду ярчайшем звездой в истории футбола, отвернулись от него. Вместо слов поддержки, Криштиану получил лишь насмешки. Злостные и безжалостные. Переход португальца в "Аль-Наср" выглядел как настоящий побег. Побег из места, где ему были рады лишь самые ярые приверженцы Роналдуизма.

Наш длинный путь по транзитному мосту «Хип-хоп — Футбол» подошел к концу. Порой нам приходилось сворачивать в откровенно страшные неизведанные места (у «My 1st Single» и «Underground» по 14 и 27 миллионов прослушиваний на Spotify, что для артиста уровня Эминема, мягко говоря, не самые большие цифры), но мы справились со своей задачей — где-то должна висеть полка с заслуженным пирожком.

Изначально я планировал собрать команду, которую можно было бы выпустить на поле, — то есть найти игроков на каждую из позиций, но в процессе поиска материала я понял, что это практически невозможно. Одно дело — собирать деревянную команду, членам которой достаточно иметь фамилию, похожую на какой-либо растительный атрибут, и совсем другое — выискивать футболистов, главы биографий которых можно соотнести с текстами песен, количество которых весьма ограничено.

Как мне кажется, статья и без сборки полноценной команды получилась довольно интересной. Я начал работать над ней в десятых числах марта — сейчас на дворе конец апреля. Я старался сделать так, чтобы все поняли, почему я выбрал ту или иную песню. На это ушло немало сил. Мне будет очень приятно, если вы поддержите статью лайками, а мои каналы — подписками. Спасибо за прочтение и активность!