Одним из апологетов раннего христианства считается Климент Александрийский. Для тех кто не в курсе, апологетами называют тех, кто внес существенный вклад в отстаивании христианства в период ранней церкви.
Точная дата рождения Климента Александрийского неизвестна, но считается, что он родился между 150 и 160 годами н.э.
Достоверно его место рождения также неизвестно, но есть 2 версии:
- родился в Александрии
- родился в Афинах
Хотя о второй версии свидетельствует только один источник, а именно Епифаний еп. Кипрский, большинство современных исследователей считают достоверной именно эту версию, соглашаясь с Епифанием, что тот, кто претендует на то, чтобы называться философом и знатоком греческой философии должен либо учиться в Афинах, либо быть как-то связанным с этим городом. Тем не менее прозвали его именно Александрийским. С чем же это связано? Разберемся чуть позже.
Также считается, что его полное имя было Тит Флавий Климент, что указывает на его происхождение, как гражданина Римской Империи с соответствующими правами, так как до издания в 212 году римским императором Каракаллой эдикта о даровании римского гражданства всем свободным мужчинам Римской Империи, в подавляющем большинстве случаев тройное имя носили лишь граждане Римской Империи.
Но упоминание его тройного имени встречается только в двух источниках и оба раза в связи с упоминанием его произведения "Строматы", поэтому не исключено, что переписчики могли спутать его с неким другим Климентом.
Тройное имя Климента Александрийского также связывают с его возможным родством с императорами Титом Флавием Веспасианом и его сыном.
Его сына между прочим звали также, как и отца.
Ранний период жизни Климента Александрийского связывают с Мистериями.
Считается, что он проходил посвящение в Мистерии, поскольку в его труде "Увещевание к язычникам", в котором он обращается к посвященным и описывает весьма достоверно таинства посвящения Мистерий, что свидетельствует о его личном опыте в этих мероприятиях.
Вместе с тем, Климент нигде не упоминает своего обращения в христианство, которое некоторые исследователи связывают с его уходом из Мистерий. Считается, что он уверовал не внезапно, а скорее постепенно к нему приобщился.
Свое прозвище Климент Александрийский получил за свою деятельность в Александрии.
В 189 году он занимает должность учителя в Александрийской богословской школе, а примерно через год стал ее руководителем, будучи возведенным в иерейское достоинство.
Его учение в Александрии связывают с аллегоричным учением о Новозаветном писании, например, он говорил, что слова Иисуса о том, что легче верблюду пройти в игольное ушко, чем богатому попасть в Царствие Небесное, означают что "Писание требует от нас не отказа от собственности, но отказа от чрезмерной привязанности к собственности".
Сама Александрийская школа считается первым в христианском мире высшим учебным заведением, Иероним приписывают ее основание к самому ап. Марку, но большинство исследователей склоняются к тому, что ее основал Пантен во второй половине II века, которого и сменил на посту Климент.
В своем учении Климент Александрийский пытается соотнести христианскую веру с греческой философией, веру и знания, а также доказать превосходство христианства над язычеством, при этом сохраняя положительное отношение к греческой философии. Он считал философию подготовительной дисциплиной для религии. Еще он называл философию "детоводителем" эллинизма ко Христу.
Для Климента Александрийского обязанностью христианина, как человека стремящегося к совершенству, является узнать как можно больше из наследия греческих мыслителей; он считал, что наука является ступенью к высшему знанию, а философия – техникой мысли, стремящейся к вере. Еще он считал, что высшее знание доступно не общине, не иерархам, но — избранным, образованным интеллектуалам.
По его мнению, "Христианство — это истинная философия, которая представляет собой не что иное, как знание о Христе, или Логосе. Один и тот же Логос вдохновлял философов, говорил устами пророков и воплотился в Христе. Разница в том, что философы знали Логос лишь неполно и туманно, христианин же имеет во Христе полное и очевидное понимание. Истинная философия присутствует в Писании, поскольку хронологически Моисей предшествует Платону, а сама греческая философия имеет много заимствований из Писаний пророков. Истинный мудрец — это христианин, достигший высшей степени совершенства нравственной жизни и богословского знания, или истинный «гностик»." Описывая истинного,
т.е. христианского, гностика, Климент Александрийский противопоставляет его ложным гностикам-еретикам. В отличие от них вера для Климента не противоположна истинному знанию духовных реальностей, или гаозису, но является его основанием.
Как христианский учитель Климент вынужден был вести постоянную дискуссию и с религиозным синкретизмом и индифферентностью новообращенных богатых христиан, для которых христианство нередко оказывалось лишь модной экзотической формой богопочитания, и с иррационалистическим фанатизмом христианских аскетов и мистиков, не оставлявших места для самостоятельного интеллектуального и культурного развития христианина, и с утонченным гностическим интеллектуализмом, лишавшим христианство его практической моральной силы и общинной природы.
Будучи в Александрии, Климент был рукоположен в священнический сан, считается, что это было до написания им сочинения "Педагог", т.е. в конце 80-х, начале 90-х годов II века.
Из труда Климента Александрийского «Педагог»:
«...если мы, предводители церквей, есть пастыри (ποιμένες ἐσμὲν) по образу Доброго Пастыря, а вы - овцы (τὰ δὲ πρόβατα ὑμεῖς)...».
Отбытие Климента из Александрии связывают с началом гонения на христиан при императоре Септимии Севере, которое произошло примерно в 202-203 годах.
Место его последующего пребывания неизвестно, но предполагается, что он отправился к одному из своих учеников, вероятно к Александру, который стал епископом Кессарии Каппадокийской, а в последствии епископом Иерусалимским. Известно, что в 211 году, находясь в заключении, Александр отправил через Климента послание Антиохийской церкви, где охарактеризовал его, как мужа блаженного, испытанного и добродетельного.
О последних годах жизни Климента Александрийского практически ничего не известно, временем его смерти называют период с 215 по 217 гг.