147 подписчиков

ОТЧЁТ О ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ"Оказание социальных услуг лицам пожилого возраста и инвалидов на дому "

124 прочитали

Специальность/профессия - Социальный работник

Содержание задания на практику (перечень подлежащих рассмотрению вопросов):

1.Ознакомиться с различными учреждениями социально бытового обслуживания населения; со структурой работы.

2.Ознакомиться с особенностями профессии «Социальный работник», первая встреча с клиентом; работа с профессиональной документацией.

3.Приобретение навыков самостоятельной работы по месту прохождения учебной практики (в том числе практической подготовки).

В рамках практической подготовки обучающихся:

1.Основные понятия и категории социальной медицины

2.Формы медико-социальной помощи населению

3.Анатомо-физиологические особенности организма человека

4.Основные симптомы заболеваний

5.Понятие ухода за больными и виды ухода

6.Особенности возрастного развития

7.Особенности ухода за лицами пожилого возраста и инвалидами на дому

8.Санитарно-гигиенические требования по уходу за больными

Содержание практической подготовки:

- оказание консультативной помощи по социально-медицинским вопросам; оказание первой медицинской помощи; патронаж при госпитализации лиц пожилого возраста и инвалидов; оказание помощи клиентам в организации правильного питания, диетотерапии.

- оказание консультативной помощи по социально-бытовому обслуживанию; выявление основных проблем социально-бытового обслуживания; оказание социально-бытовой помощи пожилым людям; уход  за лицами пожилого возраста и инвалидами на дому.

ОТЧЕТ

Содержание

Введение ..............................................................................................................3

Основные понятия и категории социальной медицины..................................4

Формы медико-социальной помощи населению..............................................8

Анатомо-физиологические особенности организма человека......................15

Основные симптомы заболеваний.................................................................. 20

Понятие ухода за больными и виды ухода.....................................................25

Особенности возрастного развития.................................................................28

Особенности ухода за лицами пожилого возраста и инвалидами на дому.....................................................................................................................33

Санитарно-гигиенические требования по уходу за больными.....................37

Основы охраны труда и техники безопасности............................................. 39

Заключение....................................................................................................... .41

Используемая литература и другие источники............................................. 42

ВВЕДЕНИЕ

Отчёт по учебной практике выполнен на основе лекций по дисциплине «Социально-медицинские основы профессиональной деятельности» и самостоятельного изучения теоретического материала.
Целью учебной практики является закрепление и углубление знаний, полученных в процессе теоретического обучения; приобретение первоначального практического опыта для последующего освоения общих компетенций и профессиональных компетенций по виду профессиональной деятельности 39.01.01. «Социальный работник».

Задачами учебной практики является изучение основных понятий и категорий социальной медицины, форм медико-социальной помощи населению, анатомо-физиологических особенностей организма человека, основных симптомов заболеваний, понятий ухода за больными и виды ухода, особенностей возрастного развития, особенностей ухода за лицами пожилого возраста и инвалидами на дому и санитарно-гигиенических требований по уходу за больными. А также обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для соответствующей профессии и необходимых для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии; воспитание высокой культуры, трудолюбия, аккуратности при выполнении работ; развитие интереса в области выбранной профессии, способностей анализировать и сравнивать производственные ситуации, быстроты мышления и принятия решений.

1. Основные понятия и категории социальной медицины

Социальная медицина занимает одно из главных мест в подготовке социального работника в современном обществе.

Здоровье человека, как известно, зависит всецело от характера взаимодействия его биологического начала, сформировавшегося в процессе длительной эволюции под влиянием факторов окружающей среды, и многочисленных социальных влияний. Эти две составляющие здоровья человека – биологическое и социальное – находятся в диалектическом единстве и тесной взаимосвязи. Решая сходные проблемы, направленные на улучшение благосостояния общества и конкретного индивидуума, медицина и социальная работа используют различные методологические подходы.

Медицина преимущественно исследует анатомо-физиологическое состояние организма человека в целом и его отдельных систем, выявляя отклонения от физиологической нормы, диагностирует патологические изменения в организме, определяет причинно-следственные связи, лежащие в их основе, механизмы развития заболеваний. При этом используются различные методы для более полноценного восстановления организма, нормализация его физиологических процессов. В клинической медицине объектом выступают пациенты, в социальной медицине-клиенты.

К задачам социальной работы относятся выявление ведущих факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на здоровье человека, его социальную адаптацию, и генеалогического дерева, возможно, влияющих на состояние здоровья.

Профилактическая деятельность, осуществляемая медицинским персоналом, зачастую недостаточно эффективна, поскольку не затрагивает целый комплекс социальных проблем или решает их частично. При этом недостаточно изучается воздействие отдельных социальных факторов и их сочетаний на здоровье человека, практически не изучается экономическое состояние общества и семьи, в частности обеспеченность людей самым необходимым для жизни: жильем, работой, транспортом, продуктами питания; не проводятся исследования демографических показателей: заболеваемость, рождаемость, смертность, воспроизводство населения и т. д.; недостаточно учитывается экономическая обстановка местности проживания и ее влияние на здоровье человека. Все это свидетельствует о возрастающей роли в системе здравоохранения нового вида профессиональной деятельности – социально-медицинской работы. Становление такого вида деятельности обусловлено ухудшением здоровья населения, потребовавшим решения проблем медицинского и социального характера на качественно новом уровне – на уровне социально-медицинской работы. Из-за финансовых трудностей, система государственного здравоохранения уже не в состоянии выполнять в полном объеме те функции, которые выполняла ранее, уменьшается объём бесплатных услуг, ограничивается доступность этого вида медицинской помощи, в то же время растёт число заболевших. В таких условиях сохранение здоровья и жизни клиентов становиться не только медицинской задачей, но и социальной. Отсюда вытекает необходимость сотрудничества между медицинскими и социальными службами в виде социально-медицинской работы.

Социально-медицинская работа имеет много общего по своей сути с медицинской помощью и деятельностью органов здравоохранения в целом. Но при этом она не претендует на выполнение лечебно-диагностических функций, а предусматривает тесное взаимодействие с медицинским персоналом и четкое разграничение сфер деятельности.

Социальная медицина, в отличие от медицины как науки, изучает здоровье не отдельных людей, а здоровье определенных социальных групп населения, здоровье общества в целом в связи с условиями жизни.

Клиентами социальной медицины являются различные контингенты, имеющие выраженные медицинские и социальные проблемы решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий. К таким контингентам относятся: длительно и часто болеющие, инвалиды, одинокие престарелые, дети-сироты, юные матери, многодетные семьи, пострадавшие от стихийных бедствий, больные СПИДом и т.д.

Социально-медицинская работа – это вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психологического и социально-правового характера, созданный на основе многих дисциплин, направленный на восстановление, сохранение и укрепление здоровья.
Социальная медицина изучает:

- состояние здоровья населения, уровень и структуру заболеваемости в свете социальных отношений;

-социальные факторы, которые связаны с жизнедеятельностью человека, его образом жизни;

- исследует демографические показатели (это рождаемость, смертность, прирост населения);

- выясняет причины и уровень инвалидности;

- обосновывает медико-социальную помощь и мероприятия государства, общества и системы здравоохранения в направлении сохранения, укрепления и восстановления здоровья;

- изучает состояние физического развития различных контингентов и населения страны в целом в зависимости от социальных, экономических, биологических, психологических, медицинских, общественно-политических, экологических и других факторов;

- социальная медицина обосновывает рекомендации по устранению и предупреждению вредного влияния социальных условий и факторов на здоровье людей;

- а также осуществляет планирование и финансирование медико-социальной помощи населению.

Цель социальной медицины: достижение максимально возможного уровня здоровья, формирования и адаптации лиц с физическими и психическими отклонениями, а также социально неблагополучных.
Как правило, такие лица оказываются в трудной жизненной ситуации, которые нарушают жизнедеятельность человека,  когда он не в состоянии справиться с проблемой без помощи специалистов.
Залог успеха медико-социального работника учреждения здравоохранения в том, что в своей профессиональной деятельности по социальной защите и поддержке населения, он руководствуется медицинскими и социальными нормативными требованиями как основополагающей базой, способствующей сохранению и укреплению здоровья.

2. Формы медико-социальной помощи населению

Одним из факторов, влияющих на общественное здоровье, является качество и доступность для населения медико-социальной помощи, которую следует рассматривать как важнейшую составляющую охраны здоровья населения.

Медико-социальная помощь оказывается гражданам при заболевании, утрате трудоспособности, беременности и вследствие других причин. Она включает в себя профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Учреждения и организации, оказывающие гражданам медико-социальную помощь, относятся к различным сферам: здравоохранения, социального обслуживания населения, образования и др. Это обусловлено тем, что медицинская и социальная составляющие данного вида помощи имеют широкий круг лиц, в ней нуждающихся.

При оказании медико-социальной помощи отдельные категории граждан (инвалиды, дети из многодетных семей, лица, страдающие социально значимыми заболеваниями, доноры и др.) имеют право на бесплатное (льготное) лекарственное обеспечение. Помимо этого, отдельные категории граждан (инвалиды) имеют также право на льготное обеспечение техническими средствами реабилитации - протезами, в том числе зубными, ортопедическими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами, порядок обеспечения которыми определяется законодательством РФ, а также законодательством субъектов РФ. Законодательно закреплено право детей, подростков, учащихся, инвалидов и пенсионеров, занимающихся физической культурой, на бесплатный медицинский контроль. Определено также право работающих граждан на пособие по карантину в случае отстранения их от работы вследствие заразного заболевания лиц, окружавших их. Если карантину подлежат несовершеннолетние или недееспособные лица, пособие выдается одному из родителей или иному члену семьи.

В рамках медико-социальной помощи граждане имеют право на медицинскую экспертизу: экспертизу временной нетрудоспособности, медико-социальную, военноврачебную, судебно-медицинскую, судебно-психиатрическую, а также независимую. Большая роль в проведении медицинских экспертиз, например, медико-социальной, принадлежит социальным работникам. Необходимо также отметить, что участие социальных работников в организации и проведении медико-социальной реабилитации инвалидов закреплено Федеральным законом № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ". Организация мер социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами законодательно определена Федеральным законом № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в РФ".

Таким образом, в настоящее время законодательно закреплено право и обязанность профессиональных социальных работников на участие в оказании медико-социальной помощи населению, что создает правовую основу становления и развития медикосоциальной работы как деятельности социальных работников в сфере охраны здоровья, включая оказание населению медико-социальной помощи

Целью медико-социальной помощи является достижение оптимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптация лиц пожилого возраста, лиц с физической и психологической патологией,  также социальным неблагополучием. При реализации медико-социальной помощи социальный работник обязан организовать работу по профилактике здоровья, помогать овладевать основами первой медицинской помощи, культурой питания, санитарно-гигиеническими нормами, организовать работу по планированию семьи, формировать ответственное отношение к репродуктивному и сексуальному поведению, содействовать подготовке молодежи к семейной жизни, развивать трудотерапию, способствовать формированию здорового образа жизни.

Медико-социальную помощь условно можно разделить на два основные аспекта: медико-социальную помощь профилактической направленности и медико-социальную помощь патогенетической направленности.

Медико-социальные технологии профилактической направленности применяются для предупреждения социально зависимых состояний здоровья: социально значимых и особенно социально обусловленных заболеваний. Сюда относятся все профилактические технологии, применяемые в сферах здраво охранения, образования, социального обслуживания и в силовых структурах, для предупреждения нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья, формирование установок на здоровый образ жизни, обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья, участие в разработке целевых программ медико-социальной помощи на различных уровнях.

Медико-социальная помощь патогенетической направленности осуществляется с целью вмешательства в патогенетическую цепочку заболевания с целью ее разрыва. Такое вмешательство может быть в моменты любого этапа течения соматического, психического или инфекционного заболевания; освидетельствования больного с помощью медико-социальной экспертизы; при проведении реабилитационных мероприятий, в том числе при создании реабилитационной социально-бытовой инфра структуры. Нам представляется, что подобное деление полностью отражает официально принятое в здравоохранении деление профилактики на первичную и вторичную.
Первичная профилактика – это система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, оздоровление окружающей среды и др.).
Вторичная профилактика – это комплекс мероприятий по устранению выраженных факторов риска, которые при определенных условиях могут привести к возникновению, обострению или рецидиву заболевания (снижение иммунного статуса, перенапряжение, адаптационный срыв и др.).

Также существуют формы медико-социальной помощи как индивидуальные так и групповые.

Для оказания полноценной медико-социальной помощи населению необходима трехуровневая система, предусматривающая работу специалистов с высшим, средним специальным образованием и персонала, добровольно помогающего ухаживать за престарелыми, одинокими, инвалидами, тяжелыми хроническими больными. Комплексный подход к оказанию медико-социальной помощи предусматривает одновременное участие специалистов всех трех уровней.

В компетенцию специалистов высшего уровня (соцработники с высшим образованием) входит получение полной информации о социальном положении населения, создание банка данных, в котором находятся сведения не только об общей численности обслуживаемого населения, но и количество проживающих на данной территории семей, из которых необходимо выделить неполные семьи, многодетные, малообеспеченные, семьи с ребенком-инвалидом, имеющие наркологического больного и другие.

Для успешной социальной работы специалиста медико-социальной направленности очень важно определить социально-экономическую обстановку региона, составить и внедрить программу медико-социальной помощи населению, отладить систему взаимодействия с медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений, координировать деятельность медико-социальной службы со смежными вневедомственными организациями, решать ряд организационных вопросов.

Основными функциями медико-социального работника среднего звена являются непосредственная патронажная работа с семьями по реализации конкретных услуг: оказание первичной медико-социальной помощи инвалидам, одиноким, больным хроническими заболеваниями; содействие в обеспечении медикаментами, перевязочными и гигиеническими средствами; организация консультативной помощи правоведов, психологов; санитарно-просветительная работа и обучение само- и взаимопомощи; формирование здорового образа жизни; осуществление социально-бытовой помощи одиноким престарелым и инвалидам; выявление нуждающихся в ортопедической технике, протезах.

Социально-медицинская работа третьего уровня выполняется добровольцами: лицами из числа верующих, представителями Общества Красного Креста и других организаций, которые по убеж­дению или из чувства сострадания и сочувствия оказывают непо­средственную посильную физическую, моральную, психологическую помощь людям, нуждающимся в посторонней помощи (сиделки у тяжелобольных, одиноких людей, сопровождающие слепых, инвалидов и т. д.).

К медицинской помощи, которая оказывается государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения бесплатно, в соответствии с Основами относятся  следующие ее виды:

1. Первичная медико-социальная помощь является основным бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания, включает в себя лечение наиболее распространенных заболеваний, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинской профилактики и других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.

2. Скорая медико-социальная помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Скорая медицинская помощь оказывается бесплатно специальной службой скорой медицинской помощи гос. или муниципальной системы здравоохранения.

3. Специализированная медико-социальная помощь оказывается при заболеваниях, требующих специальных методов лечения, диагностики и использования сложных медицинских технологий.

4. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, оказывается бесплатно или на льготных условиях соответствующими лечебно-профилактическими учреждениями.

5. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается бесплатно в предназначенных для этой цели учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения.

6. Лекарственная помощь гражданам России.

Важной составной частью медицинского обслуживания является лекарственная помощь населению. Постановлением Правительства РФ утверждены перечни групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50% скидкой.

7. Санаторно-курортное лечение также служит делу охраны здоровья граждан и тесно связано с медицинской помощью. Однако оно является самостоятельным видом социального обеспечения и предполагает обеспечение граждан путевками на санаторно-курортное лечение бесплатно или со скидкой.В настоящее время действующим законодательством предусмотрен весьма обширный круг лиц, имеющих право на льготное санаторно-курортное обеспечение.

Медико-социальная помощь – представляет собой комплекс проводимых на государственном и муниципальном уровнях интегрированных мероприятий. Это сфера деятельности, виды, направления и организационные формы которой зависят как от политики государства в области охраны здоровья, так и от современной концепции здоровья и теорий социальной защиты населения.

3. Анатомо-физиологические особенности организма человека

В изучении организма человека ведущую роль занимают отделы биологических наук, как анатомия и физиология.

Анатомия – это наука, изучающая форму и строение организма человека, составляющих его органов и систем органов в связи с их функцией и развитием, а также влиянием на них внешней среды.

Физиология – наука, которая изучает функции живого организма, от разных органов, а также механизм регуляции этих функций. Знание анатомии и физиологии человека необходимо для развития еще одной важной для человека науки – гигиены. Гигиена – это наука, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека. Гигиена разрабатывает меры предупреждения заболеваний и создания наиболее благоприятных условий существования, сохранения здоровья и продления жизни.

Человек – это часть биосферы, поэтому от взаимодействия с окружающей средой во многом зависят его здоровье и работоспособность.

Организм человека, как и любого живого существа, состоит из клеток. Клетки объединяются в ткани. Структурно и функционально взаимодействуя друг с другом, ткани образуют органы.

Орган –это часть тела, имеющая определенную форму и строение, занимающая определенное место в организме и выполняющая специфическую функцию. В образовании любого органа участвуют различные ткани, но одна является главной, рабочей, обуславливая особенности его строения и функции. Для костей – это костная ткань, для мышц – мышечная, для мозга - нервная, для желез – эпителиальная.

Другие ткани, входящие в орган, выполняют вспомогательную функцию.

Так, эпителиальная ткань выстилает слизистые оболочки органов дыхательной и пищеварительной систем, мышечная ткань участвует в образовании стенок полых органов.

Нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом, без объединяющей роли нервной и сосудистой систем.

Органы, выполняющие общие физиологические функции, объединяются в систему,  обеспечивающую жизнедеятельность организма.

1.Нервная система- регуляция жизнедеятельности тканей, органов и их систем; - объединение (интеграция) организма в единое целое; - осуществление взаимосвязи организма с внешней средой и приспособления его к меняющимся условиям среды; - определение психической деятельности человека как основы его социального существования.

2. Сердечно-сосудистая система выполняет циркуляцию крови в организме, обеспечивая доставку кислорода и питательных веществ к органам и тканям в соответствии с их запросами и потребностями, а также способствует выделению углекислого газа, отходов жизнедеятельности, продуктов обмена веществ и метаболизма.

3. Лимфатическая система представляет собой  систему капилляров, сосудов и узлов по которым в организме только по направлению к венам передвигается лимфа, обеспечивающая поддержание гомеостаза, перераспределение жидкости в организме, формирование лимфоидной ткани и лимфатических узлов, вырабатывающих фагоцитарные клетки, лимфоциты и антитела, задерживающие чужеродные антитела и бактерии. Кроме этого,  лимфа входит в систему, которая обеспечивает гормональные связи между органами и тканями, иммунологические реакции и т.п.

4. Дыхательная система человека – это совокупность органов, обеспечивающих функцию внешнего дыхания, сущность которого заключается в газообмене и детоксикации.

5. Пищеварительная система осуществляет питание организма за счёт расщепления пищи и высвобождения питательных веществ и энергии.

6. Мочеполовая система человека состоит из внутренних и наружных половых органов, мочевого пузыря и почек. Она служит для продолжения рода, поддержания социальных связей, выработку гормонов, а также несёт в себе выделительную функцию – выведение конечных продуктов обмена.

Выделительная система тесно связана с пищеварительной системой, осуществляет выведение продуктов распада веществ из организма и включает в себя кишечник, почки, лёгкие и кожный покров.

7. Опорно-двигательный аппарат состоит из костей скелета, мышц, хрящей, сухожилий, связок, суставов и другой соединительной ткани, которая поддерживает и связывает ткани и органы вместе. Основные функции опорно-двигательного аппарата включают поддержку тела, обеспечение движения и защиту жизненно важных органов. Скелетная часть системы служит основной системой хранения кальция и фосфора и содержит критические компоненты кроветворной системы.
8.Помогает стимулировать многие важные процессы в организме -Гипоталамус .

Он оказывает влияние на очень многие процессы в организме:

контролирует режим сна и бодрствования; регулирует теплообмен и поддерживает нормальную работу организма; контролирует работу репродуктивной системы; отвечает за удовольствие; контролирует чувство голода и жажды; управляет эмоциями.

Для этого гипоталамус действует как соединитель между эндокринной и нервной системами. Он играет роль во многих важных функциях тела, таких как: температура тела, жажда, аппетит и контроль веса, эмоции, циклы сна,

сексуальное желание, роды, артериальное давление и частота сердечных сокращений, производство пищеварительных соков, балансировка жидкостей организма.

Поскольку сигналы посылаются в мозг из разных областей тела, они позволяют гипоталамусу знать, когда не достигается баланс. Затем гипоталамус реагирует, высвобождая нужные гормоны в кровоток, чтобы сбалансировать состояние тела.

Одним из примеров этого является способность организма поддерживать внутреннюю температуру 36,6 ° С. Если гипоталамус получает сигнал о том, что внутренняя температура тела слишком высокая, он даст сигнал организму больше потеть. Если он получает сигнал о том, что температура слишком низкая, организм будет сам создавать тепло, посредством дрожи.

Человек всегда живет в конкретных условиях окружающей среды, с которыми он взаимодействует. Непрерывное взаимодействие и приспособление к среде обитания – общий закон существования живого. Человек научился не только приспосабливаться к среде, но и изменять окружающий его мир в необходимом направлении. Однако это не избавило его от воздействия факторов окружающей среды, причем на разных этапах возрастного развития набор, сила действия и результат воздействия этих факторов могут быть различны. Это определяет связь физиологии с экологической физиологией, которая изучает воздействие на живой организм разнообразных факторов внешней среды и способы приспособления организма к действию этих факторов. В периоды интенсивного развития особо важно знать, как действуют на человека факторы среды, как влияют различные факторы риска. Этому традиционно уделяется повышенное внимание. И тут физиология развития тесно взаимодействует с гигиеной, поскольку именно физиологические закономерности чаще всего выступают в качестве теоретических основ гигиенических требований и рекомендаций.

Роль условий жизни, причем не только «физических», но и социальных, психологических в формировании здорового и приспособленного к жизни человека очень велика.

Человек должен с раннего детства осознавать ценность своего здоровья, владеть необходимыми навыками его сохранения.

Образ  жизни человека ( сложившийся в результате взаимодействия некоторых психологических, биологических и социальных условий его жизни) в частности, на физическое и функциональное состояние, как взрослых, так и (особенно) детей влияет уровень материального достатка, поскольку от него зависит качество и количество потребляемой пищи, доступность разнообразных гигиенических процедур, степень комфортабельности жилища и мест отдыха, способ и качество проведения свободного времени, уровень оздоровительной, двигательной активности и т.д. В этом отношении первейшую роль играет семья и ближайшее окружение. Множество обстоятельств семейной жизни составляют тот фон, на котором разворачиваются все физиологические процессы в организме. Режим дня, питания, соблюдение гигиенических правил, условия быта, место проживания и многое другое оказывает самое прямое влияние на каждого человека, независимо от его возраста и рода занятий.

Рост и развитие человека зависят не только от социальной среды, но и от его наследственности. Ее передача от родителей (т.е. передача наследственной информации) к потомству является неоспоримо доказанным фактом. Но определяющая роль наследственности и среды для разных признаков и особенностей очень разнообразна. Некоторые свойства, особенности, признаки и болезни возникают исключительно в результате воздействия каких-либо факторов среды, а роль наследственной основы остается второстепенной, оказывающей только видоизменяющее воздействие.

4. Основные симптомы заболеваний

Симптом – это внешний признак (знак), различные реакции внутреннего патологического процесса , выявляемый врачом при исследовании больного и используемый им для постановки диагноза и определения прогноза заболевания.

Все симптомы делятся на:
Субьективные - когда патологические проявления ощущаются самим больным (боль, тошнота, слабость, высокая/низкая температура и т.д).
Объективные симптомы - изменения, выявляемые при обследовании больного, т.е выявить симптомы можно при помощи органов чувств (например, изменения цвета, консистенции, формы и размеров части тела), специальной аппаратуры (ЭКГ, рентгенография) или измерить специальными методиками, лабораторными анализами.
Основанием для постановки диагноза является клиническая картина болезни, под которой следует понимать всю совокупность симптомов (как субъективных, так и объективных), отражающих возникновение, развитие и исход внутреннего патологического процесса.
По диагностической ценности выделяют: патогноманичные, специфические и неспецифические симптомы.

Патогноманичные симптомы встречаются только при какой-либо одной болезни. Болезней, имеющих патогноманичные симптомы, сравнительно мало и не у всех больных с этими заболеваниями обязательно обнаруживаются патогноманичные симптомы. Поэтому, точный диагноз по одному признаку установить трудно.

Специфические симптомы позволяют заподозрить поражение одного органа. Например, кашель указывает на поражение органов дыхания, желтуха - на поражение печени.

Неспецифические или общие симптомы указывают на то, что человек болен, но не позволяют конкретно судить о сущности болезни. Например, озноб, исхудание, лейкоцитоз. Вместе с тем, выраженность общих симптомов характеризует тяжесть болезни и во многом определяет прогноз.

Общие симптомы проявляются как:

1.Высокая температура тела — это нарушение терморегуляции, при котором температура поднимается свыше 37°C.

2. Вялость — это субъективное ощущение нехватки бодрости и энергии, сопровождающееся снижением трудоспособности и утратой интереса к привычным занятиям.

3. Жажда (полидипсия) — это желание пить воду в больших количествах, которое сопровождается субъективными ощущениями сухости во рту.

4. Изменение веса — это колебания массы тела в сторону уменьшения или увеличения.

5.Истощение — это крайняя степень потери веса (более 20%), при которой нарушается работа различных органов и систем.

6.Колебания веса — это небольшие изменения массы тела в сторону увеличения или уменьшения, происходящие за короткое время.

7.Ломота в мышцах — это специфическая тянущая и «скручивающая» боль, неприятное ощущение жжения и покалывания в мускулатуре.

8.Ломота в суставах — это неприятные ноющие, тянущие ощущения в области суставных сочленений, интенсивность которых иногда достигает степени болезненности.

9.Ломота в теле — это симптом, характеризующийся умеренными болевыми ощущениями в ногах, руках, всем теле, которые приносят сильный дискомфорт и снижают работоспособность.

10.Нарушение терморегуляции — это отклонение показателей температуры тела от нормальных значений, которое обычно сопровождается общим недомоганием, ломотой в теле, головными болями.

11. Недомогание — это неприятное ощущение слабости, беспричинной усталости, потери интереса к привычным занятиям.

12. Низкая температура тела (гипотермия) — это снижение показателей термометра менее 35 градусов.

13. Потливость (гипергидроз) — это усиленное выделение пота, чаще с резким неприятным запахом, которое сопровождается субъективными дискомфортными ощущениями.

14.Озноб — это ощущение холода, которое сопровождается интенсивной мышечной дрожью и появлением «гусиной кожи».

15.Постоянная жажда — это состояние, когда человеку постоянно хочется пить воду в больших количествах.

16. Потеря веса — это снижение массы тела в пределах 5-15% от исходных значений за короткий промежуток времени.

Симптомы общего характера являются неспецифическими, они сопровождают течение большинства заболеваний различной природы (инфекционных, опухолевых, эндокринно-обменных и др.). Только лишь на основании общей симптоматики невозможно поставить точный диагноз, поэтому необходимо ее сопоставление с другими, более патогномоничными (специфичными) признаками и уточнение характера заболевания с помощью инструментально-лабораторных методик.

Любой патологический процесс сопровождается изменением функционирования практически всех систем организма. Местные симптомы отражают ответную реакцию непосредственно самого пораженного органа, общие – организма как единого целого. Общие симптомы развиваются при изменении основных констант гомеостаза: температуры внутренней среды, КОС, онкотического и осмотического давления, уровня гидратации, ОЦК, давления, газового состава крови и др.

Выделяют следующие группы системных реакций:

1.Жажда.

Сильную жажду человек может испытывать в условиях жаркого климата, обезвоживания, употребления соленой пищи, алкоголя - в этом случае ощущение является физиологическим сигналом, указывающим на необходимость пополнения запасов воды в организме.

К патологическим симптомам относят постоянную жажду и полидипсию, встречающуюся при сахарном диабете.

2.Интоксикация. Образование или поступление в организм токсинов при инфекционных заболеваниях, отравлениях, онкопроцессах в первую очередь нарушает работу ЦНС, поэтому первыми симптомами интоксикационного синдрома являются вялость, слабость, сонливость, сильная головная боль. Повышение сосудистого тонуса и нарушение водно-электролитного баланса приводит к появлению ощущения ломоты во всем теле (особенно часто – в мышцах, суставах).

3.Изменение веса. Может происходить как в сторону набора лишних килограммов, так и в сторону похудания вплоть до истощения (при анорексии, онкологической патологии). Если человек сознательно не соблюдает диету, то прогрессирующее увеличение или снижение веса должно стать поводом для посещения врача. Колебания (частые изменения) веса также возможны при гормональной дисфункции.

4.Нарушения терморегуляции. Повышение температуры тела – один из самых частых общих симптомов инфекционных патологий. При различных заболеваниях может отмечаться субфебрильная, фебрильная, пиретическая, гиперпиретическая лихорадка, озноб. Признаками нарушения терморегуляции также могут являться избыточное потоотделение или, напротив, его снижение (гипогидроз, ангидроз).

Основанием для постановки диагноза является клиническая картина болезни, под которой следует понимать всю совокупность симптомов отражающих возникновение, развитие и исход внутреннего патологического процесса.

5. Понятие ухода за больными и виды ухода

Под уходом за больными следует понимать оказание больному помощи в удовлетворении им различных потребностей - еда, питьё, умывание, движение, освобождение кишечника и мочевого пузыря.

Уход за больными подразумевает также создание больному оптимальных условий пребывания в стационаре или дома - тишины и покоя, удобной и чистой постели, свежего нательного и постельного белья и т.д.

В медицине понятие "уход за больными" трактуется более широко. Уход за больными выделяется в самостоятельную дисциплину и представляет собой целую систему мероприятий, включающих в себя правильное и своевременное выполнение различных лечебных назначений (например, выполнение внутривенных инъекций, внутримышечных инъекций, постановка банок,горчичников и т.д.), проведение некоторых диагностических манипуляций, подготовку к определённым исследованиям, наблюдение за состоянием больного, оказание больному первой доврачебной помощи, ведение необходимой медицинской документации. При уходе за больным многие манипуляции выполняют медицинские сестры.

Уход за больными является обязательной составной частью всего процесса лечения, влияющей в немалой степени на его эффективность.

Так, можно безукоризненно выполнить сложную операцию, добиться значительного восстановления поврежденных двигательных функций конечностей после перенесенного нарушения мозгового кровообращения или полного сращения костных отломков после тяжелого перелома, но затем потерять больного из-за прогрессирования застойных воспалительных явлений в легких, возникших в результате его длительного вынужденного неподвижного положения в постели, из-за пролежней, образовавшихся вследствие плохого ухода.

Уход предполагает и определенные правила общения с па­циентами. Следует иметь в виду, что больные люди нередко становятся возбудимыми, раздражительными, вспыльчивыми, капризными, а иногда, напротив, подавленными, безучастными. При уходе за ними важно проявить максимум внимания, успокоить, разъяснить необходимость соблюдения режима, регулярного приема лекарственных препаратов, убедить в возможности выздоровления или улучшения состояния.

Уход за больным разделяется на две основных части: общий и специальный.

1.Специальный уход — комплекс мероприятий, применяемый в отношении определенной категории пациентов, которым необходимы специальные условия и уход. Например при заболеваниях органов дыхания тяжелобольных пациентов в целях предотвращения гиповентиляции и других осложнений необходимо регулярно переворачивать в постели, при наличии одышки им придают позу, удобную для дыхания (подкладывают валик, дополнительную подушку, используют кресла и т.д.). Чтобы лучше отходила мокрота, пациенту придают положение, обеспечивающее более полный и свободный дренаж бронхов. Также больным показывают комплекс дыхательной гимнастики и помогают его освоить

2. Общий уход включает мероприятия, которые необходимы больным всех категорий, независимо от характера имеющегося патологического процесса, такие как:

1.Прием медицинских препаратов по рецептам, выданным лечащим врачом.

2.Организация правильного и своевременного питания. При необходимости – оказание больному помощи в приеме пищи.

3.Контроль за соблюдением режима дня: продолжительность сна, время подъема, бодрствования и отхода ко сну. Режим больного может быть строгим, предполагающим постоянное пребывание в кровати в горизонтальном положении, либо полупостельным, а также общим, ни в чем не ограничивающим передвижения больного.

4.Регулярная влажная уборка помещения, в котором находится больной.

5.Устройство удобной постели.

6.Помощь в выполнении гигиенических процедур – умываний, чистки зубов, мытья головы. Руки следует мыть перед каждым приемом пищи, ноги – 2-3 раза в неделю. Полноценный прием ванны или душа – раз в неделю.

7.Облегчение страданий больного, вселение в него желания бороться с болезнью.

8.Наблюдение за функционированием организма, измерение показателей температуры, давления, пульса и т.п.

9.Профилактика осложнений, таких как пролежни, пневмония, контрактуры.

Уход за больным может осуществляться на дому, в условиях  стационара или амбулаторно.

6. Особенности возрастного развития

По ряду морфологических, физиологических и биохимических признаков весь жизненный путь человека может быть разделен на периоды, или этапы. Между этими периодами нет четко очерченных границ, и они в значительной мере условны, все же установление примерных границ этих периодов на основе объективных критериев — очень важная задача.

Возраст — период развития человека, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности.

Понятие «возраст» можно рассматривать с разных аспектов: с точки зрения хронологии событий, биологических процессов организма, социального становления и психологического развития.

Паспортный возраст — хронологический возраст отдельного человека с момента рождения и до конца жизни.

Биологический возраст характеризуется ростом, созреванием и старением, а также другими биологическими показателями, т.е. биологический возраст отражает биологическую эволюцию человека.

Психологическая характеристика возраста — определенная качественно своеобразная ступень психического развития человека как индивида и как личности.

Социальная характеристика возраста — отражение включенности ребенка в определенную систему общественных отношений и степень его социальной зрелости.

Возраст охватывает весь жизненный путь. Отсчет его начинают от рождения и заканчивают физиологической смертью. Возраст показывает период времени от рождения до конкретного события в жизни человека

Возрастные периоды жизни человека – это периоды между ключевыми «точками».

  • младенчество - до 1 года,
  • дошкольный возраст - от 1 до 4 лет;
  • школьные годы - 5-14 лет;
  • юношеские годы - 15-24 года;
  • годы наибольшей активности - 15-44 года;
  • средний возраст - 45-64 года;
  • ранний период старости - 65-74 года;
  • старость от 75 лет

Рождение, взросление, развитие, старость – все это периоды жизни человека, из которых и состоит весь земной путь. Появившись на свет, человек начал свой первый этап, и дальше, с течением времени, пройдет все их последовательно.

Период раннего детства.

С момента рождения у ребенка начинают функционировать разнообразные механизмы психической деятельности, которые обеспечивают его взаимодействие со взрослыми и с окружающей средой и удовлетворение его жизненно важных потребностей. Новорожденный способен в элементарной форме воспринимать воздействия на различные органы чувств. Новорожденные не только реагируют на сильный звук, но способны различать звуки, отличающиеся на одну октаву. Было установлено у детей наличие цветовой, а также вкусовой и обонятельной чувствительности.

Младенческий возраст характеризуется высокой интенсивностью процессов развития сенсорных и двигательных функций, созданием предпосылок речи и социального развития в условиях непосредственного взаимодействия ребенка со взрослыми.

Следующий – преддошкольный – период – от 1 года до 4 лет жизни. Важность этих лет жизни обусловлена тем, что в это время ребенок овладевает речью и создаются предпосылки для формирования личности и субъекта деятельности. Быстрое развитие речи связано с тем, что почти одновременно ребенок начинает усваивать фонетический строй языка и его словарный состав.

В преддошкольном возрасте начинают складываться разнообразные мыслительные функции, такие как способность к обобщению, переносу приобретенного опыта в новые условия, умение устанавливать связи и отношения.

Период дошкольного детства.

Дошкольный возраст является периодом дальнейшего интенсивного формирования психики, возникновения различных качественных образований как в развитии психофизиологических функций, так и в личностной сфере. Новые качественные образования происходят благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Все это способствует лучшей адаптации ребенка к социальным условиям и требованиям жизни. В то же время продолжают развиваться элементарные формы психики, сенсорика и перцепция. В развитии основных свойств восприятия наблюдаются две противоречивые тенденции. С одной стороны, происходит рост целостности, а с другой – проявляется детализация. Этот период жизни является чрезвычайно важным с точки зрения генеза и формирования социальных форм психики и нравственного поведения. Преобладание тематики, связанной с изображением человека в творчестве дошкольника, свидетельствует о преимущественной ориентации его на социальное окружение. Тем самым создается широкая основа для формирования первичных форм социально значимых качеств.

Школьный и юношеский периоды.

Основной деятельностью школьного детства является учебная, в ходе которой ребенок не только осваивает навыки и приемы получения знаний, но и обогащается новыми смыслами, мотивами и потребностями, овладевает навыками социальных взаимоотношений.

Школьный онтогенез охватывает следующие возрастные периоды: младший школьный возраст – 7-10 лет; младший подростковый – 11–13 лет; старший подростковый – 14–15 лет; юношеский возраст – 16–18 лет. Каждый из этих периодов развития характеризуется своими особенностями. Одним из самых сложных периодов школьного онтогенеза является подростковый период, который иначе называют переходным, так как он характеризуется переходом от детства к юности, от незрелости к зрелости.

Развитие интеллектуальной сферы является центральным звеном развития в школьном возрасте. На протяжении школьного периода развиваются мотивы учебной деятельности.

Характерологическая особенность 10-15-летнего ребенка проявляется в обостренном стремлении утвердить себя в обществе, добиться от взрослых признания своих прав и возможностей.

Период взрослости.

На ранних этапах зрелости в 18–20 лет отмечаются точки наивысшего подъема зрительной, слуховой, кинестетической чувствительности. Объем поля зрения достигает своего максимального показателя в 20–29 лет.
Исследование функции внимания показало, что объем, переключение и избирательность внимания нарастают постепенно от 18 до 33 лет, после 34 лет начинают постепенно снижаться, в то же время устойчивость и концентрация внимания на всем протяжении зрелости изменяются незначительно. В период взрослости происходит усиление социального развития личности, включение ее в разные сферы общественных отношений и деятельности. Процесс развития личности при этом во многом зависит от уровня социальной активности и степени продуктивности самой личности.

Геронтогенез.
Геронтогенез – это понятие, рассматривающее становление старости как сложный, противоречивый, нелинейный и фазный процесс.
В периодизации геронтогенеза выделяются три градации: пожилой возраст: для мужчин – 60–74 года, для женщин – 55–74 года, старческий возраст – 75–90 лет, долгожители – 90 лет и старше. Старение в позднем онтогенезе происходит в различных структурах человека как индивида, личности, субъекта деятельности. Вместе с тем ученые приходят к пониманию старения как внутренне противоречивого процесса, характеризующегося не только снижением, но и уменьшением активности организма, благодаря действию закона гетерохронии, т. е. разнонаправленности изменений, происходящих в отдельных функциональных системах. В период геронтогенеза происходит ослабление процессов возбуждения и торможения.
Развитие человека – единый процесс, детерминированный историческими условиями общественной жизни. Результатом взаимодействия биологического и социального в индивидуальном развитии человека является формирование индивидуальности.

Социализация личности, сопровождающаяся все большей индивидуализацией, охватывает весь жизненный путь человека.

По мере становления личности растет целостность, интегративность ее психологической организации, усиливается взаимосвязь различных свойств и характеристик, накапливаются новые потенции развития. Происходит расширение и углубление связей личности с окружающим миром, обществом и другими людьми. Особую роль играют те стороны психики, которые обеспечивают внутреннюю активность личности, проявляющуюся в ее интересах, эмоциональном, осознанном отношении к окружающему и к собственной деятельности.

В ряде исследований установлено большое сходство особенностей развития личности в детстве, юности, раннем, среднем и позднем зрелом возрасте, что позволяет говорить о существовании различных индивидуальных стилей развития.

7. Особенности ухода за лицами пожилого возраста и инвалидами на дому

Особенности ухода за лицами пожилого возраста

С возрастом постепенно развиваются изменения во всех органах и системах живого организма: снижается острота зрения, слуха, снижается эластичность кожи и т.д. Течение болезней у пожилых людей также имеет свои особенности. Чаще всего у лиц пожилого и старческого возраста развиваются такие заболевания как атеросклероз, сахарный диабет, гипертоническая болезнь, заболевания опорно-двигательного аппарата и т.д. Очень часто у таких больных наблюдается сочетание нескольких заболеваний. Многие заболева­ния протекают у пожилых и престарелых больных скрыто, без четких симптомов, со склонностью к осложнениям. Например, у этих больных инфекционные заболевания протекают без выраженной температурной реакции, что обусловлено снижением реактивности организма. «Стертые» симптомы наблюдаются и при острых хирургических заболеваниях (например, аппендиците), которые требуют немедленного оперативного вмешательства.

Лекарственные препараты действуют на пожилых медленнее, эффективность их ниже. Медикаментозная терапия требует большой осторожности. Пожилым людям нельзя сразу давать лекарственные средства на весь день. Не следует сложно объяснять действие лекарственных средств, так как больной может это забыть. Ухаживающий сам должен дать больному лекарство в определенное время. Пожилые и престарелые пациенты часто могут быть дезориентированы в пространстве и во времени

Возрастные изменения в организме ухудшают работу всех систем и органов: снижается острота слуха и зрения, кожа становится менее эластичной. Да и сами заболевания в целом переносятся тяжелее, часто диагностируется не одна болезнь, а целый «букет», велика вероятность осложнений. При этом симптомы носят смазанный характер, трудно поддаются диагностике.

Лекарственная терапия

Действие лекарств на пожилых пациентов более слабое и менее эффективное. Выдача лекарственных препаратов требует от ухаживающих лиц большой осторожности. Нельзя выдавать лекарства на весь день, использовать сложные объяснения для разъяснения их принципа действия. Пожилые пациенты зачастую дезориентированы во времени и пространстве и могут легко перепутать или забыть полученную информацию.

Важность лечебно-охранительного режима

Для пациентов, которые находятся в пожилом и престарелом возрасте, чрезвычайно важно соблюдать режим сна и бодрствования. Своевременный отдых имеет принципиальное значение и его отсутствие может сделать бесполезной всю лекарственную терапию. Нередко «возрастные» пациенты страдают от бессонницы, спровоцированной частыми мочеиспусканиями. В этом случае следует позаботиться о том, чтобы ночью рядом с кроватью располагалось судно.

Уход за кожными покровами

Принципиальное значение этот пункт имеет не только при организации ухода за пожилыми людьми, но и лежачими пациентами. Нарушения микроциркуляции крови могут повлечь за собой паталогические процессы – образование экзем, пролежней, диабетической стопы и т.п. Следует использовать для одежды и белья мягкие натуральные ткани, смягчать сухие участки кожи кремами и маслами, не пропускать подмывания больного.

Отправление естественных надобностей

Один из самых деликатных моментов – помощь пожилому пациенту в отправлении естественных нужд организма. Часто болезни пожилых пациентов влекут за собой частые мочеиспускания, нарушения функций кишечника, ведущие к запорам. Ставить клизмы в таких случаях не рекомендуется. Предпочтительней регулировать стул при помощи питания: включать в пищу продукты, обладающие слабительным эффектом – черносливы, свеклу, яблоки. Хорошо помогают слабительные сборы лекарственных трав.

Борьба с гиподинамией

Отрицательно воздействует на здоровье и общее самочувствие малоподвижный образ жизни, который ведут многие пожилые пациенты. Телевизор для некоторых заслоняет весь мир. Поэтому важно организовать режим дня таким образом, чтобы в нем обязательно нашлось место для выполнения комплекса лечебных упражнений, и, если позволяет состояние здоровья, прогулки на свежем воздухе.

Организация правильного питания

Рацион пожилого человека, даже проходящего лечение, должен быть на 20-30% меньше рациона молодых людей. Снижение калорийности пищи достигается за счет уменьшения в ней содержания быстрых углеводов, которые содержатся в хлебе, конфетах, сладкой выпечке, картошке, рисе. Также рекомендуется снизить потребление животных жиров и соли. А вот ограничивать пациента в питье следует только при сильных отеках.

8. Особенности ухода за инвалидами

Люди с ограниченными физическими возможностями (инвалиды) нуждаются в постоянном уходе, внимании и заботе со стороны окружающих людей.

Первое, на что необходимо обратить внимание – это комфортное пространство. Человек с ограниченными физическими возможностями должен проживать в удобной и грамотно спланированной комнате, где есть все для него необходимое.

Все вещи первой необходимости должны быть рядом:

-питьевая вода;

-лекарственные препараты;

-мобильный телефон;

-влажные и сухие салфетки;

-книги и др.

В особенности это касается лежачих больных и инвалидов, передвигающихся с помощью кресла-коляски. Чем больше они смогут делать самостоятельно, тем увереннее будут себя ощущать. Все это только позволит избежать депрессий и пойдет им на пользу.

Ввиду того, что инвалид мало или совсем не двигается, у него могут возникнуть:

-проблемы с кожей;

-проблемы с сердечно-сосудистой системой;

-проблемы с дыхательной системой;

-проблемы с пищеварительной системой;

-атрофия мышц, нарушение нормальной функциональности суставов.

Из этого следует, что помимо полноценной заботы, уход за инвалидом предусматривает еще и профилактику появления и развития перечисленных выше осложнений, которые могут усугубить его состояние.

Санитарно-гигиенические требования по уходу за больными

Идеальная температура воздуха в помещении составляет +18-20о С.
Комната должна регулярно проветриваться, однако не следует создавать сквозняков в присутствии больного.

Влажную уборку необходимо проводить 1 раз в день. Около постели больного должна быть прикроватная тумбочка или столик со всеми необходимыми для личного пользования предметами.

Живые цветы из комнаты лучше вынести, так как они потребляют кислород, а иногда могут вызвать аллергию.

Постель должна быть удобной, не слишком мягкой и не слишком жесткой.

Постель следует перестилать дважды в сутки. При этом надо расправить складки, убрать крошки, заменить влажное и загрязненное белье.

Часто у пожилых наблюдаются возрастные изменения в поло­сти рта: развиваются различные заболевания слизистой оболочки полости рта, кариес зубов и т.д. Поэтому при уходе за пожилы­ми особое внимание следует обратить на уход за полостью рта. Им следует использовать солевые зубные пасты, чередуя их с па­стами, содержащими фтор. Хорошо использовать при полоскании полости рта отвары лекарственных трав: шалфея, ромашки, каланхоэ и т. д. Для удаления остатков пищи из зубных промежут­ков можно использовать нити или одноразовые деревянные зубо­чистки. Особенно тщательно следует ухаживать за полостью рта при пользовании зубными протезами

Кожа больного должна быть чистой, чтобы она могла функционировать. Для этого необходимо обеспечить ежедневный утренний и вечерний туалет. Способствуют загрязнению кожи выделения сальных и потовых желез, роговые чешуйки, пыль, особенно в подмышечных впадинах, в складках кожи под молочными железами. Кожа промежности дополнительно загрязняется выделениями из мочеполовых органов и кишечника.

Мытьё головы как и мытьё всего тела больного производят 1-2 раза в неделю. В случае если больной лежачий и не имеется возможности транспортировать его в ванную комнату,  мытьё проводится в кровати,  спомощью обтираний мягкой губкой смоченной тёплой водой и последующим вытиранием полотенцем.

месте социально приемлемый риск.

Во время работы с использованием различного оборудования соблюдать требования охраны труда, изложенные в эксплуатационной документации.

К работе в качестве социального работника допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие предварительный медицинский осмотр, вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда и приобретенных навыков безопасных методов работы.

Социальный работник должен производить только ту работу, которая определена объемом его должностных обязанностей, руководствоваться в работе своими должностными инструкциями по охране труда, владеть приемами оказания первой медицинской помощи, знать правила пожарной безопасности и места расположения средств пожаротушения, знать устройство и требования безопасности при использовании электроприборов.

Социальный работник обязан выполнять правила личной гигиены, правила ношения специальной одежды.

Социальный работник должен: соблюдать и поддерживать противопожарный режим; выполнять меры предосторожности при пользовании газовымиприборами, предметами бытовой химии, проведении работ с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, другими опасными в пожарном отношении веществами, материалами и оборудованием; пользоваться исправным электрооборудованием знать правила поведения при пожаре и при обнаружении признаков горения; в случае обнаружения пожара сообщить о нем в подразделение пожарной охраны и принять возможные имущества и ликвидации пожара.

Подчиняться действующим на предприятии правилам внутреннего трудового распорядка.

Во время прохождения учебной практики мною был приобретен первоначальный практический опыт для последующего освоения общих компетенций и профессиональных компетенций по виду профессиональной деятельности 39.01.01 «Социальный работник»
Участие в процессе позволило мне закрепить свои теоретические знания на практике, лучше ознакомится со своей профессией.
Мною изучены основные понятия и категории социальной медицины, формы медико-социальной помощи населению, анатомо-физиологические особенности организма человека, основные симптомы заболеваний, понятия ухода за больными и виды ухода, особенности возрастного развития, особенности ухода за лицами пожилого возраста и инвалидами на дому и санитарно-гигиенические требования по уходу за больными, а также я ознакомилась с основами охраны труда и техникой безопасности.
Данная практика является хорошим практическим опытом для дальнейшей самостоятельной деятельности. Весь пройденный мной опыт я могу задействовать в будущей деятельности,   особенно весомы навыки общения с пожилыми людьми, которые я приобрела во время практики.
Я усвоила, при общении с данной категорией граждан необходимо быть тонким психологом, улавливать настроения и желания клиента, это и является ключом к моей дальнейшей успешной деятельности.
Наглядность и в то же время простота проведения практики оказала весомое значение, выполнило функцию наилучшего тренажера для меня!

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция от 2022 г.)
  2. Федеральный закон от 02.07.2021 N 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»

Учебная и монографическая литература

  1. Бегидов, М. В. Социальная защита инвалидов: учеб. пособие для академического бакалавриата / М. В. Бегидов, Т. П. Бегидова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 98 с.
  2. Кретова И.Г. К 80 Основы социальной медицины: учеб. пособие: в 2 ч. Ч. 1 / И.Г. Кретова, Е.А. Косцова; Федеральное агентство по образованию. - Самара: Издательство «Самарский университет», 2008. - 340 с.
  3. Григорьева, И. А. Социальная работа с семьей: учеб. пособие для СПО / И. А. Григорьева. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 149 с.
  4. Приступа Е.Н. Социальная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки "Социальная работа" / Е. Н. Приступа. - Москва : Форум, 2015. - 158 с. : ил., табл.; 21 см.; ISBN 978-5-91134-974-5 (фОРУМ)
  5. Кононова, Т. Б. Теория и методика социальной работы: история социальной работы : учеб. пособие для СПО / Т. Б. Кононова. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 356 с.
  6. Коноплева, Н. А. Социальный работник и медицина: учеб. пособие для СПО / Н. А. Коноплева. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 254 с.
  7. Кучма В.Р. Сивочалова О.В. Здоровый человек и его окружение-4-е изд. испр. и доп.: Учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 390 с.
  8. Нагорнова, А. Ю. Теория и технология социальной работы с пожилыми людьми : учеб. пособие для академического бакалавриата / А. Ю. Нагорнова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 133 с.
  9. Теория и методика социальной работы: учебник для СПО / Е. И. Холостова [и др.] ; под ред. Е. И. Холостовой, Л. И. Кононова, М. В. Вдовиной. 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. - 288 с.
  10. Гостева Л.З. Содержание и методика социально-медицинской работы. Учебное пособие / Л.З. Гостева. – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2011. – 96 с.
  11. Роик, В. Д. Социальная защита отдельных категорий граждан. Качество жизни пожилого населения: учеб. пособие для СПО / В. Д. Роик. — М.: Издательство Юрайт, 2017. - 400 с.
  12. Роик, В. Д. Социальная политика: качество жизни пожилого населения и страховые институты социальной защиты: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / В. Д. Роик. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 400 с.
  13. Самыгин, П. С. Анатомия человека: учеб. пособие для академического бакалавриата / П. С. Самыгин, Д. В. Кротов, С. И. Самыгин ; под общ. ред. П. С. Самыгина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 284 с.
  14. Осадчая Е.А. Учебное пособие по дисциплине «Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями развития)» для студентов дневной, заочной и дистанционной форм обучения / Осадчая Е.А. – Издательство Орёл: ГОУ ВПО «ОГУ». – 2008. – 202с.
Специальность/профессия - Социальный работник Содержание задания на практику (перечень подлежащих рассмотрению вопросов): 1.