3,9K подписчиков

3 истории предпринимателей о том, чему их научил малый бизнес

Ксения владеет зоогостиницей, и на занятие бизнесом её вдохновляют коты.

Ксения владеет зоогостиницей, и на занятие бизнесом её вдохновляют коты. Игорь управляет творческой мастерской по изготовлению скульптур, и иногда ему приходится играть роль психолога для своих клиентов. Анастасия руководит студией семейного досуга, и в первый месяц работы она продала только пять абонементов, которые совсем не покрыли основные расходы.

Мы поговорили с предпринимателями о том, почему они решили открыть своё дело, как устроены их бизнесы и чему они научились благодаря предпринимательству.

Ксения, владелица зоогостиницы «Гарфилд»

Ксения владеет зоогостиницей, и на занятие бизнесом её вдохновляют коты.-2

Всё началось с того, что меня бросил парень. У меня было два кота, идти было некуда, потому что он выгнал меня из дома. Коты — члены семьи, я не хотела их кому-то отдавать. Поэтому нашла зоогостиницу — место, в котором хозяева могут временно оставить своих животных на передержку. И там с ними случилось несколько перипетий: сначала они заболели вирусным заболеванием, потом у одного из котов обнаружили лишай. Тогда я решила: если хочешь сделать что-то хорошо — сделай это сам. Почему бы не открыть свою зоогостиницу, в которой котам будет уютно и хорошо.

Я открылась за день до локдауна и до июля сидела без клиентов. Но сложности начались раньше, ещё на этапе поиска помещения. Когда арендодатели слышат, что речь идёт о животных, они сразу представляют грязь и вонь.

На самом деле моя зоогостиница выглядит совершенно иначе. В каждый номер подведена индивидуальная вытяжка, поэтому запаха нет, всё чисто.

В какой-то момент я начала говорить арендодателям, что снимаю для офиса по уходу за животными — очень расплывчатая формулировка, из которой не понятно, что я планирую делать. И в итоге нашла помещение, которому очень требовался ремонт, не в самом лучшем месте, не в самом лучшем здании. И вот уже четвёртый год нахожусь тут.

«Гарфилд» располагается в Долгопрудном, но к нам приезжают из разных мест. Потому что котам здесь комфортно: они живут в номерах, а не в стеклянных боксах — я категорически против такого. Всем клиентам присылаю видео, чтобы показать, что их животные в порядке: они мурлыкают, гуляют, играют. Многие из тех, кто к нам приходит, говорят, что у нас как дома.

Один из гостей Ксении
Один из гостей Ксении

Пока что из сотрудников только я. Не знаю, как найти команду, подходящую под мои требования. Гостиница уютная и семейная, мы с клиентами в очень тёплых отношениях. Я боюсь, что с приходом новых сотрудников это тепло может пропасть, уровень доверия к гостинице упадёт. Я за это очень переживаю. И вообще считаю, что в такой бизнес должны идти люди с большой любовью к животным. Потому что питомцы — это члены семьи, к ним надо искать правильный подход.

На самом деле бизнес в какой-то момент вытянул меня из депрессии. Появилось вдохновение, я запустила линейку наполнителей для кошек. Я перестала просыпаться с той же мыслью, как когда была наёмным сотрудником: «Вот, опять на работу». Мне нравится. И я довольна тем путём, который зоогостиница прошла, несмотря на все кризисы. Сейчас мы загружены на 50%. С учётом того, что невысокий сезон и каникулы начнутся только в конце марта, это неплохо.

Больше всего меня мотивируют мои коты: иногда шучу, что работаю, чтобы покупать им дорогой корм. Однажды мой парень сказал: «Выбери одного кота из трёх, только с одним из них я буду жить». Я сказала: «Иди на фиг. Мне мои коты важнее, чем ты». Потому что люблю котов и хочу, чтобы им было хорошо.

Главный урок: не сдаваться. Даже когда кажется, что жизнь разрушена. Моя любовь к кошкам не только стала приносить доход, но и помогла создать себя заново. Я даже татуировку феникса себе набила, чтобы всегда об этом помнить. Это не только про бизнес, но это про меня.

Игорь, руководитель Творческой Мастерской Скульптуры Селиверстова Игоря

Ксения владеет зоогостиницей, и на занятие бизнесом её вдохновляют коты.-4

Я закончил скульптурный факультет в Академии художеств. Мои интересы всегда лежали в области скульптуры. Много лет был членом петербургского бюро Академии художеств, принимал молодых художников. Помогал им определять свою судьбу, оканчивать учебные заведения вроде Строгановки, Суриковки, Штиглица и Института имени Репина.

Я решил работать на себя, а не на кого-то, потому что так интереснее и выгоднее. Тем более так я могу брать ответственность за весь процесс: и за изготовление скульптуры, и за производство, и за установку. 6 лет назад открыл ИП и позвал с собой друзей — бронзолитейщиков, лепщиков и чеканщиков. Вместе мы управляемся шустрее.

Помимо скульптуры в какой-то момент начали делать памятники на кладбище. Идея появилась тогда, когда мы заметили, что скульптуру покупают не очень весело, а памятники на кладбище нужны всегда. У нас эти два направления срабатывают, в принципе, на жизнь хватает. А авторская скульптура осталась для творчества, хотя деньги тоже приносит.

Игорь за работой
Игорь за работой

Сейчас у нас маловато клиентов. Поэтому мы активно их ищем, следим за работой сайта. Это рутина. Но есть вещи и сложнее: иногда с людьми бывает очень трудно, особенно когда делаем памятники. Допустим, умер отец, глава семьи. У жены одно мнение, у детей — другое, у его фирмы, которая даёт деньги, третье мнение. Собрать всё это вместе и согласовать — сложнее, чем изготовить красивый авторский памятник.

Поэтому в нашем деле важно быть дипломатичным и понимать людей. Иногда приходится играть роль психотерапевта. Ко мне как-то приходила 80-летняя старушка, её муж был основателем многих фирм в Петербурге, очень серьёзный бизнесмен. Его служба безопасности привезла старушку ко мне в мастерскую, а она села и плачет. Я на них смотрю, а они говорят: «Жди, пока проплачется». И она две или три встречи просто приходила ко мне плакать. А потом мы создали прекрасный памятник из бронзы и гранита на кладбище Памяти жертв 9 января в Петербурге.

Мы всегда делаем несколько эскизов и макетов, чтобы все участники процесса могли выбрать, прийти к одному решению. Иногда это очень длительный процесс. Например, помните Маяковского? У него была любимая женщина, Лиля Брик. Я почти два года делал семье Бриков мемориал. Там много людей участвовало в обсуждении памятника. Всё это дело небыстрое.

Сейчас всем тяжело. У меня бизнес из серии вечных: люди всегда будут покупать хлеб и всегда будут умирать. Моё дело зависит от состояния населения. Если всё хорошо и люди богатые — много элитных памятников. Проблемы и кризис — мало элитных памятников. Но у меня интересная работа, я люблю её, стараюсь делать для людей прекрасные памятники.

Главный урок: не бояться брать ответственность за весь процесс, чтобы быть уверенным в качестве своего бизнеса. Воспринимать клиентов не как источник денег, а как людей, которым хочется помочь своим делом.

Анастасия, владелица студии семейного досуга «Центр притяжения»

Ксения владеет зоогостиницей, и на занятие бизнесом её вдохновляют коты.-6

К идее бизнеса я пришла, когда появились свои дети. Уровень услуг, которые мне хотелось получить в формате «рядом с домом», не соответствовал ожиданиям. Поэтому я решила попробовать сделать это так, как виделось мне. Да и в найме стало тесновато.

Хотелось сделать проект уникальным: проводить не только развивающие занятия для детей, но и семейные мероприятия. Некоторые родители хотят не освободить своё время, а наоборот, провести его с ребёнком. Сопереживать ему, понимать, что он делает, как он это делает, чем-то помогать. Поэтому мы называемся именно студией семейного досуга.

Занятия в «Центре притяжения»
Занятия в «Центре притяжения»

Одна из главных сложностей моего бизнеса — управление людьми. Раньше я работала в найме, у меня был отдел из трёх человек. Когда выходишь в свободное плавание, отношение к работе меняется: бизнес — это твоё детище. Нужно больше сосредотачиваться на том, чтобы у всех действий был результат, который дают в том числе и сотрудники. Поэтому я очень долго собирала команду. Сначала я не брала кредиты и не получала помощь от инвесторов. У меня были только свои деньги. Поэтому мне было важно как можно скорее выйти на период самоокупаемости.

Мы открылись 1 ноября 2020 года. Это была пандемия, и мы почти сразу попали на ограничения. Изначально предполагалось, что мероприятия будут проходить в очном формате, и пришлось быстро пересмотреть концепцию, чтобы можно было продолжать заниматься хотя бы в онлайне. Мы не вышли на период окупаемости в запланированные 3 месяца, это случилось чуть позже. Пришлось всё-таки прибегнуть к заёмным средствам и отдавать их в течение года.

Многие хотят верить в то, что всё получится, особенно когда много энергии. Кажется, что сейчас все прибегут и начнут пользоваться услугами, но нет. В первый же месяц работы стало понятно, что тот рекламный бюджет, который мы запланировали, вообще не соответствовал никаким реалиям.

Мы открылись в молодом квартале, в котором порядка 11 тысяч квартир. На эти 11 тысяч квартир не было ни одной детской студии. Нам казалось, что, раз нет конкурентов, всё пойдёт быстро. В итоге за первый месяц мы продали всего лишь 5 абонементов. Это не то что не покрывает основные расходы, это как капля в море. С учётом того, что сейчас мы продаём порядка 100 абонементов, не считая дополнительные мероприятия.

Спустя несколько месяцев я пошла учиться минимальным азам управления заново, с нуля. Задачи собственного бизнеса в корне отличались от того, с чем я сталкивалась раньше. По сей день прохожу обучение по разным направлениям. Например, изменяется что-то в рекламе — иду и учусь, чтобы иметь возможность правильно оценивать работу сотрудников, которых мы нанимаем.

Честно говоря, я рада каждой поступающей на счёт копеечке. Но, конечно, хочется больше. Было бы странно сказать: «Да, я довольна», сесть, расслабиться и остановиться. Наверное, я не такой человек, мне хочется больших результатов, и я понимаю, что могу их достичь. Мне есть куда стремиться.

Больше всего люблю бизнес за независимость, самостоятельность и свободу. Предприниматель сам принимает решения, сам несёт за них ответственность. Это закаляет — когда ты получаешь результат и понимаешь, что к нему привели твои действия. А ещё я хочу чуть-чуть изменить мир к лучшему. У меня двое детей, и качество нашего образования меня не очень устраивает. Я понимаю, что если всё пройдёт удачно, я смогу дать детям чуть больше, чем просто образование в средней школе. Это мотивирует меня каждый день делать что-то лучше, качественнее, интереснее.

Главный урок: постоянно учиться, даже если кажется, что ты и так всё знаешь. Потому что бизнес — это совсем не то же самое, что наём. Нужно быть готовым к тому, что всё пойдёт не так, как ты хочешь. И на этот случай иметь план B, C и D.