17 подписчиков

Красочно о красках


Пока мы недалеко ушли от кистей в теме художественной, обратимся к тому, без чего кисти – всего лишь деревяшки с волосиками. К краскам.
Все мы в школе пользовались медовой акварелью на уроках ИЗО. Именно с неё у многих из нас и начался художественный путь. Простая и дешёвая, такая краска отличается насыщенным цветом, идеально набирается на кисточку и ложится на бумагу. Также медовая акварель довольно устойчива к солнечному свету (честное слово, если у вас остались рисунки со школьных времён, просто найдите их, сдуйте пыль и взгляните – вид их будет практически первозданным, разве что бумага может пожелтеть). Вопреки легенде о том, что медовые краски можно есть, скажу, что это далеко не так. Да, в их составе можно углядеть и кукурузу, и патоку, и сахар, но цветные бутерброды к чаю подойдут ровно так же, как масляная краска на сковороде вместо масла растительного – вроде состав гастрономический, но эффект от употребления будет катастрофическим. Да и если представить такую картину, то увиденное будет похоже скорее на эпизод чаепития из «Алисы в Стране Чудес», разве что степень угрозы здоровью куда выше. А вот по прямому своему назначению медовая акварель отлично подходит как школьникам, так и новичкам в изобразительном искусстве. Разве что спектр поверхностей, на которых её можно применить, ограничивается бумагой, холстом и им подобными. Отличаются, кстати, такие краски весьма низкой ценой: самая популярная «Гамма» серии «Юный художник» имеет ценник в 118 рублей за 12 цветов. Недалеко ушли Brauberg – 134 рубля. Разницы между ними на вид практически никакой, может отличаться только состав.
Бывало, что акварель либо кончалась, либо надоедала в силу возраста юного художника, и он уже просил родителей купить что-то посерьёзней. А что у нас может быть серьёзнее акварели для школьника? Правильно – гуашь. Инструмент Пикассо, Серова и Рубенса отлично вписался в школьную бытность, покинув пределы классов МОБУ СОШ и обосновавшись на палитрах учеников уже классов художественных. Как и предыдущая краска, гуашь разбавляется обычной водой, однако имеет более широкий спектр применения. Бумага или холст – стандарт, но как насчёт стекла или дерева? Также, в отличие от акварели, гуашь продаётся не в плоских пластиковых упаковках, смахивающих на палитру, а во внушительных баночках объёмом от 10 мл, что значительно увеличивает срок пользования такими красками. Бонусом гуашь не имеет запаха, что зачастую является очень важным аспектом при выборе инструмента изобразительного искусства. Ценник, однако, будет отличаться и иногда очень ощутимо: Коробочка «Юнландия» серии «Юный волшебник» из 6 цветов обойдётся вам в 151 рубль. В то же время «Луч» за 12 цветов обойдётся вам в 210 рублей, что вполне выгодно, когда вы ещё учитесь в школе. Но стоит задуматься о гуаши профессиональной, и ценник увеличивается в два-три раза. Почему так? Всё дело в составе и интенсивности цветов. Детская гуашь (для школьников с 5 класса) имеет в составе синтетические соединения, дешёвые в производстве. Цвет также менее насыщенный. А ещё такая гуашь, в отличие от профессиональной, более подвержена «износу» и выгоранию. Однако она отлично подойдёт для новичков – в конце концов, с такой краской не страшно ошибиться. Профессиональная же гуашь (на коробке так и будет написано, не перепутаете) более долговечна как на картинах, так и при хранении, имеет более насыщенные, натуральные цвета и великолепно ложится на поверхность (разумеется, если поверхность предназначена для такой краски). К слову, к гуаши относятся и пальчиковые краски для детей. В их составе пищевые красители и натуральные компоненты, неспособные навредить чувствительной коже ребёнка. Напомню: употреблять внутрь никакую краску НЕЛЬЗЯ, даже если на коробке написано «ПИЩЕВЫЕ КОМПОНЕНТЫ».
Красим дальше, и доходим до того, что некоторые наши знакомые могут назвать «переходной» краской. Акрил. Ух, сколько способов применения можно найти для этой замечательной краски! А сколькому нас, неопытных пока ещё художников, эта краска может научить! Например, работе с разбавителями. Или что не всякий акрил подходит для аэрографа. Но об этом потом. Что же такое этот ваш акрил? А это, друзья, наверное, самая молодая краска, ведь изобретена она была только в прошлом веке. Отличается акрил невероятной скоростью высыхания, простотой хранения и насыщенностью цветов. Наносить его можно практически на любую обезжиренную поверхность. Почему же эту краску можно назвать «переходной»? Всё дело в том, что именно на стадии знакомства с акрилом мы понимаем – это уже далеко не школьная краска, но и до мастодонтов искусства ей всё ещё далеко. Пока что. Акрил может иметь водную или спиртовую основу, что для неподготовленного пользователя может стать неприятным сюрпризом. Как и метод применения, ведь акрил чаще всего наносится на грунт. Про цену тоже стоит упомянуть – 129 рублей. За один цвет. Базовые цвета (грунт), как правило стоят дороже. Да, порог вхождения для использования акриловых красок высоковат, но зато, как только человек его переступает… начинается нечто. Сперва кисти и аккуратные (с такой-то ценой) движения по холсту или модели. Но спустя какое-то время художник начинает экспериментировать с химией, доходя в своих изысках чуть ли не до эбру на спирту, и задумываться о приобретении аэрографа. Да, если проанализировать посетителей нашего магазина, приходящих за акрилом, то 50% будут художниками от начинающих до мастеров, а 50% – моделистами, но уже зачастую начинающими. Об этом будет отдельная статья, но если коротко, то такие люди знают прежде всего о том, что нужен акрил, что выводит их на эксперименты с нашим ассортиментом. На него и обратим внимание. В целом два объёмных представителя акриловой краски на наших полках это Brauberg и Гамма. Цены: 108-155 против 129-154 за тубу. Наборами такие краски идут по цене от 259 рублей за 6 цветов «Луча». Разумеется, разница в цене зависит не только от производителя, но и от объёма. А вот с цветами начинается самое интересное: никогда не спрашивайте у консультанта один конкретный цвет если не хотите, чтобы на вас обрушилась волна информации. Допустим, вам нужен зелёный. Зелёный, он и в Африке зелёный, верно? Нет, неверно. Вам какой зелёный нужен? Зелёный светлый? Средний? Изумрудный? Окись хрома? Может речь вообще об оливковой краске? Или прусский зелёный? Или тёмный зелёный всё-таки? Или вот ещё пример – синий и ультрамарин. По одиночке это синий и синий, но, если поставить две краски вместе, разница колоссальная. И здесь человеку, не обладающему выдающимися познаниями в нумерации краски и палитре отдельно взятого производителя, остаётся полагаться только на собственный глаз. Закончим об акриле, пожалуй, на самой сложной ноте. На работе с ним. Как было сказано выше, акрил очень быстро сохнет. Скажу больше, из-за этой своей особенности акрил не прощает ошибок замешкавшемуся творцу. Как моделист, объясню на примере пластиковой фигурки: допустим, вы ошиблись на один тон и сделали пару мазков по поверхности. Ничего страшного, если замечена ошибка сразу же – стереть салфеткой, подгрунтовать там, где переусердствовали, и начать заново. Но что если вы покрасили условный плащ ошибочным цветом, а поняли это только на следующий день? Водой такая краска уже не смоется (или смоется с большим трудом). А уайт-спирит подходит не для всех поверхностей, настолько это ядерная химия. Но именно поэтому акрил является уникальным типом краски – он учит. Акрил словно создан для того, чтобы человек учился на своих ошибках, чтобы с помощью него открывал в себе новые художественные навыки и возможности. Посмотрите на картины и модели, покрашенные акрилом и убедитесь, чего можно добиться этим удивительным изобретением мира искусств!
Вот мы и зашли на территорию асов. Или бесстрашных и очень богатых новичков. Масляные краски. Одни из старейших в этом мире. Сколько шедевров изобразительного искусства написано ими! Масляные краски невероятно устойчивы к влаге и солнечным лучам. В своём составе они имеют льняное, ореховое, сафлоровое, маковое или иные масла. Чем масло качественнее, тем лучше краска. К тому же, не будем забывать о живых, насыщенных цветах и удивительной способностью к смешению, что открывает широчайший спектр возможностей для художника. Масляные краски заслуженно можно считать премиальными, пусть и область их применения снова сужается до размеров холста. Максимум – дерева. Такие краски сохнут не один день, именно поэтому над многими картинами художники работают год и более. Разумеется, холст перед началом работы требует подготовки. А именно – нанесения грунта. Говоря о цене масляных красок… 1042 рубля за 18 цветов по 12 мл. от Brauberg Art. Но здесь слова о пороге вхождения не имеют смысла, поскольку люди, именно начинающие свой творческий путь с масляных красок встречаются крайне редко.
И на финал – древнейшая краска в мире. Темперная. Если с масляной всё более-менее понятно без лишних объяснений, то здесь стоит разобраться подробнее. И начать стоит с названия, которое происходит от латинского «Temperare» – «Смешивать». Всего типов такой краски четыре: яичная, воско-масляная, поливинилацетатная и казеиново-масляная. ИНТЕРЕСНО: казеин – это клей, получаемый из творога. Так вот, ещё в эпоху древности величайшие художники всех времён использовали именно темперную краску в своих работах. Она, как и акриловая, ложится практически на любую поверхность, долго сохраняет цвет, высыхает быстрее масляной краски, не смывается водой и в работе с ней позволяет легко переписывать картину. Однако, несмотря на свои достоинства, темперная краска, при разведении водой, всё равно трудно смешивается, поскольку влага испаряется. Однако этот нюанс отнюдь не перечёркивает все прелести такой краски. В конце концов, темперные краски действительно можно назвать инструментом настоящих мастеров.


Пока мы недалеко ушли от кистей в теме художественной, обратимся к тому, без чего кисти – всего лишь деревяшки с волосиками. К краскам.
Все мы в школе пользовались медовой акварелью на уроках ИЗО.

Пока мы недалеко ушли от кистей в теме художественной, обратимся к тому, без чего кисти – всего лишь деревяшки с волосиками. К краскам.
Все мы в школе пользовались медовой акварелью на уроках ИЗО.-2

(С) ООО "Полосатый слон"