2,6K подписчиков

Как менялся образ «Роковой женщины» в кино

Доброго времени суток, читатели моего канала. Мы уже привыкли, что в фильмах часто появляется роковая красавица, которая влюбляется в главного героя, но при этом является его противницей. Сегодня бы я хотел рассказать вам про то, как образ роковой женщины менялся вместе с кинематографом. Приятного просмотра.

Что значит «роковая женщина»?

Шпионка Мата Хари, фото взято с просторов интернета
Шпионка Мата Хари, фото взято с просторов интернета

Изначально образ роковой женщины был мистифицирован. Чаще всего под такой образ попадали дамы, чьи способности очаровывать казались сверхъестественными. Роковая женщина влюбляет в себя мужчин и использует их в своих корыстных целях. Причём раньше в кино таких женщин называли «Вамп»(сокращении от Вампир), потому что они, как и вампиры, истощали своих жертв, высасывая из них энергию. Правда, связано это было не с магией, а с тем, что герой переставал отдавать отчёт своим действиям и был полностью поглощён красавицей. Хотя сверхъестественное в образе роковой женщины всё же было.

Само произношение «роковая» не означает судьбоносное. Изначально подобная характеристика появилась во французском языке. Таких женщин называли «Femme fatale»(смертельная женщина). Это не с проста, ведь герои, которые попадали под «чары» роковых дам, чаще всего погибали или же были обречены на незавидный финал своей истории.

Начало двадцатого века

Кадр из фильма «Вампир», фото взято с просторов интернета
Кадр из фильма «Вампир», фото взято с просторов интернета

Первой знаковой роковой женщиной в кино стала Лили Бех. Она исполнила роль вампирши в немом фильме 1913 года «Вампир». По сюжету фильма, прилежного семьянина развращает «роковая красавица», что приводит к моральному упадку героя. Вскоре он всё теряет, а женщина остаётся удовлетворённой, ведь ей это нравится. Вампиршей её назвали метафорически, ведь она не пьёт кровь и не превращается в летучую мышь. Это скорее аллегория на то, что она высасывает душу из героя, словно вампир высасывает кровь, а вместе с тем и жизнь героя. Причём этот образ роковой женщины отличился тем, что девушка здесь злая изначально. У неё нет глубокой предыстории, которая рассказала бы, почему она так поступает. Первой роковой женщиной в кино стал собирательный образ всего пагубного, что может получить человек от безответной любви.

Часто злодейками делали иностранок. Во-первых, экзотическая красота притягательна. Во-вторых, это было сделано для того, чтобы сравнить их с «нормальными» женщинами. Таким образом, в кино показывали архетипичный образ «свой-чужой». С другой стороны, прогрессивных женщин выставляли злодейками, а тех, что ценят традиционный патриархальный уклад, идеализировали. Особенно часто заметить это можно в американском кинематографе.

Эпоха нуара

Кадр из фильма «Бог ей судья»
Кадр из фильма «Бог ей судья»

В 1940-х стал популярен жанр «нуар». Важным атрибутом таких фильмов было наличие роковой женщины. Чаще всего ей являлась дама, совершавшая преступления, но очаровывающая детектива, тем самым мешая ему раскрыть дело. Женщины необязательно были главными злодеями, и порой являлись заложниками ситуации. Тем не менее влияние таких персонажей по-прежнему плохо сказывалось на главном герое. Либо он поддавался чаром и погибал, либо ставил профессиональную этику выше отношений, и женщину арестовывали(или же отношения заканчивались). Примером такого фильма может послужить «Оставь её на небесах»(«Бог ей судья» в отечественном переводе), вот одна из рецензий на фильм:

Рождество было неблагоприятным моментом для показа угрюмого, болезненного фильма об эгоистичной, ревнивой и лживой даме...

- Босли Кроутер из «New York Times»

...не заблуждайтесь — убийственно ревнивая Эллен Берент в исполнении великолепного Джина Тирни — самая роковая из женщин в этой великолепно отреставрированной классике.

- Лу Люменик, кинокритик «The New York Post»

В эпоху нуарных детективов роковые женщины обзавелись мотивацией. Чащего всего это была либо ревность, либо желание заработать. Противостоял им опытный детектив, который в итоге побеждал. Если в фильмах начала двадцатого века от рук роковых женщин герои не погибали, то в нуаре всё изменилось. Зачастую действия роковой женщины прямо или косвенно приводят к гибели ряда персонажей. Таким образом, именно в нуаре утвердилось словосочетание «смертельная женщина».

Эпоха шпионских боевиков и современность

Кадр из фильма «Роковая женщина», 2002 год (рейтинг фильма 16+)
Кадр из фильма «Роковая женщина», 2002 год (рейтинг фильма 16+)

Уже в восьмидесятых ракурс в кинематографе сменился. Нуар исчез, а на смену ему пришёл «нео-нуар». Женщины всё чаще становились заложниками ситуации, а злодеями их делали обстоятельства. Таких женщин перестали делать злодеями в привычном нам понимании. Их связь с героем губила последнего, а безответная любовь разрушала. Примером может послужить «Бегущий по лезвию».

Ближе к девяностым образ роковой женщины размылся. Теперь это может быть и злодейка, как Фамке Янсен в фильме «Золотой глаз», и безответная любовь главного героя, как Ирина в фильме «Драйв». Сейчас роковых женщин принято показывать в ключе «запретной любви». Чаще всего это соперница главного героя, которая влюбляет последнего в себя, но и сама поддаётся чувствам. Однако сохранились и классические злодейки, как Кэтрин Трамелл в «Основном инстинкте» и Эми Данн в «Исчезнувшая». Розамунд Пайк и Шэрон стоун являются наиболее знаковыми актрисами 21 века, которые играли «роковых женщин».