4 подписчика

Телефонные мошенники: юридический ликбез и способы защиты

Не раз звонили мне, насмотрелся роликов в сети (кстати, это отличная «прививка», чтобы распознать мошенников), а теперь сделаю свой юридический, да и в целом общеобразовательный анализ подобных ситуаций, чтобы и у вас включилось критическое мышление. Кроме этого, роликов разговоров с мошенниками много, а как защитить себя в такой ситуации – не очень много.

А дальше, как в сказке:

У меня зазвонил телефон

Кто говорит ?...

Как раз в этом месте и начинается мошенничество, поскольку не знаешь на 100%, а кто на другом конце провода.

Начинаем с номера - в эпоху цифровизации и IP-телефонии, есть программы, которые подменяют номер, поэтому своим глазам верить нельзя, даже если на экране умнофона высвечивается, например, номер 900 (Сбербанк) 1000 (ВТБ), или похожие, к примеру – 1000-1, телефон в коде 495 (якобы отдел московской полиции или других центральных структур органов гос.власти или центральных отделений банков) или какой-то другой знакомый номер. Иногда мошенники сами говорят, зайдите на сайт банка/полиции/ФСБ и посмотрите официальный номер телефона, на экране у вас такой же, значит звонок подлинный. Ничего подобного, подменить номер можно на любой, всё зависит от того, какую информацию о вас знают мошенники и какую информацию нужно выдать вам, чтобы создать фон правомерных действий, а попросту - пустить пыль в глаза и убедить, что это правда.

Нельзя верить и ушам, поскольку по телефону можно услышать знакомый голос, но гарантии, что на той стороне знакомый вам человек - тоже нет никакой - это может быть кто угодно, голос тоже можно подменить, а кроме этого телефонная связь тоже искажает голос и его можно принять действительно за голос знакомого.

Практические случаи: мошенники звонят с номеров, указанных на официальных сайтах банков и компаний, указанных на пластиковых картах и договоров, представляются этими компаниями. Некоторые даже звонят в мессенджеры и на аватарку ставят картинку – например, эмблему банка. И пытаются доказать, что это правда.

Звонит девушка (ребёнок), не представляется/говорит, это я, ты что, меня не узнал, называет на «ты», плачущим голосом говорит, что случилась беда (в больнице, попал в ДТП и пр.).

Кто звонит: круг звонящих очень большой: сотрудники банков, полиции, прокуратуры, следствия, госуслуг, брокерских и инвесткомпаний, интернет магазинов и якобы родственников и друзей.

Как защититься:

1. Если вы доверчивый и легко подвержены влиянию, в том числе нейролингвистическому программированию - вообще не берите звонки с неизвестных номеров. Все известные и нужные номера запишите в телефонную книгу телефона. Просите у всех, кому предоставляете свой номер телефона, дать вам номер телефона, с которого вам будут звонить, также запишите в телефонную книгу и просите звонить только с этого номера, поскольку его номер будет внесён в телефонную книгу, а на незнакомые номера вы не отвечаете. Для простого обывателя - ну кто вам на телефон может позвонить, вы же не бизнесмен, не президент - только родные и близкие. Если номер незнакомый, но с вами захотят связаться – есть смс, можно коротко написать, кто это.

2. Некоторые операторы, например, Мегафон, предоставляют бесплатную функцию (входит в тариф, для отдельных тарифов можно подключить отдельно) - виртуальный секретарь, а также определители категорий звонков (спам, опросы, реклама и пр.), либо автоответчик. Если позвонил неизвестный номер, трубку не берем, идёт переадресация на виртуального секретаря или автоответчик. Неизвестный говорит голосом, кто это, с какой целью позвонил, а вы потом сами решите, нужно ли перезванивать на этот номер. Поверьте, большинство звонков - это спам и перезванивать на них не нужно, даже если ничего не сказали на автоответчик.

Если всё-таки решили ответить и поиграть с мошенниками, слушаем их внимательно и размышляем критически (попросту включаем мозг), поскольку основная задача первого звонящего - ввести вас в стрессовую ситуацию, испугать - взломали личный кабинет в банке, пытаются снять деньги со счёта, возбуждено уголовное дело, близкий человек попал в беду и пр. При этом, между прочим у вас пытаются выведать дополнительную информацию о вас и разговорить. Для чего это нужно: мошенники не всегда владеют полной и достоверной информацией о вас, либо это информация уже устарела. Им нужно узнать: сколько и в каком банке у вас есть деньги сейчас, как они там хранятся (на карте, на счете/вкладе), какой у вас доход, где Вы живёте (город, улица), в каком банке обслуживаетесь и где у вас ещё хранятся деньги, их количество и пр. Для чего это нужно: чтобы понять, какую схему применить для вывода у вас денег (можно ли деньги перевести онлайн, можете ли вы пойти в банкомат и там переложить деньги на счёт мошенников).

Далее мошенники используют схему подложной переадресации из «службы» в «службу», когда с вами разговаривают разные люди с разным подходом, применяя метод «кнута и пряника», но при этом выведывают нужную информацию. Кто-то грубо общается, хамит и грубит, пытаясь подчинить (как правило, фиктивные силовики), кто-то заискивает (обычно девушки - псевдосотрудницы банка, ЦБ РФ). Это также делается: для создания атмосферы правомерности, эффективной работы спецслужб, что они так рьяно хотят Вам помочь и спасти Ваши деньги, честь Родины, немедленного наказания для мошенников, а между прочим вытягивают из Вас нужную информацию, которую они могут применить при смене общения с Вами с другим «сотрудником», а может и вообще при звонке через некоторое время.

Вам представляются:

технические службы банка, якобы кто-то пытается сменить номер телефона, который привязан к счёту/карте/ЛК, есть неподтверждённая операция по счёту - они никогда не звонят. Изменить привязанный номер телефона можно только написав письменное заявление в банке лично с паспортом. Если вход в ЛК пользователя совершён штатно (введён правильно логин, пароль, ответный код), банк считает, что это сделали Вы, соответственно ответственность несёт пользователь (до момента, пока вы не сообщите в банк, что утрачен телефон либо данные для входа). Аналогичная ситуация с операцией, если она совершена и не подпадает под установленные вами или банком ограничения – она будет выполнена. Если ЛК взломан или есть попытки/подозрения списания средств, то банк блокирует ЛК и уже вы сами обращаетесь в банк, чтобы выяснить, что произошло. То же самое с операциями по счёту – если превышен лимит по карте или установленные вами ограничения, операция будет приостановлена, высветится надпись, что для завершения платежа необходимо подтвердить звонком в банк. Там Вас идентифицируют либо по паспорту, если по телефону - с помощью кодового слова, но в любом случае, уже Вы обращаетесь в банк и точно уверены, что сами позвонили по официальному номеру банка или пришли в его отделение.

Способы защиты:

1. Для входа в ЛК банка придумываете сложные пароли и подключайте двухфакторную авторизацию, чтобы приходили коды подтверждения на телефон, а также настраивайте уведомления о движении денег по счёту (при совершении операции будет приходить уведомление и можно будет оперативно узнавать о проведённых платежах и переводах.

2. Если украли телефон/информацию для входа в ЛК: немедленно звонить в банк и указать, что утрачен контроль за доступом в ЛК, необходимостью блокировки любых действий до момента, пока вы лично не придёте в банк с паспортом и не измените на новые параметры общения с банком (новый номер телефона, пароли и пр.). ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО! Только после звонка в банк (несколько банков, где хранятся деньги), можно будет позвонить мобильному оператору, указать, что телефон украли и необходимо заблокировать связь до момента, пока вы лично не придёте и не получите новую сим-карту.

3. Во многих банках можно ограничить размер операций по счетам - не более конкретной суммы за раз/в день/в месяц. Определите, что, например, больше 5000₽ вы не переводите за раз, поставьте такое ограничение. В случае неправомерного списания, вы лишитесь только этой суммы. Если разово нужно больше этой суммы перевести, в ЛК указывается, что превышен установленный лимит, необходимо Вам позвонить в банк и подтвердить операцию. В этом случае, также вы будете уверены, что звоните в банк, для подтверждения у вас запросят кодовое слово, либо какую-то личную информацию о Вас, например, номер дома по прописке, 2 первые цифры паспорта (это делается для того, чтобы дополнительно удостоверится, что позвонил именно клиент банка, но вся эта информация есть в банке).

Вам представляются:

Оператор колл-центра, которые будут пытаться вас идентифицировать по номеру карты/номеру договора/паспорта/СНИЛСа как лично, так и через якобы роботизированную систему. Они также никогда не звонят, наоборот, если требуется подтвердить операцию, вы звоните в банк, где есть вся информация о вас, как о клиенте и только в этом случае можно называть кодовое слово, оператор может задать дополнительные вопросы, типа, номер квартиры по прописке, последние 2 цифры номера паспорта, чтобы убедиться, что на проводе именно вы. Сотрудники банка никогда не запрашивают номер карты и любую другую информацию с карты.

Как защититься: если запрашивают информацию с карты, положите трубку или предоставьте ложную информацию (сыграйте дурачка), но никогда не предоставляйте какие-то свои данные. В этом случае, банк не будет нести ответственность за вывод Ваших денег, поскольку Вы самостоятельно разгласили информацию для перевода денег.

Вам представляются:

Сотрудник полиции/ФСБ или другие силовые службы - эти люди не звонят, ну почти. Эти либо приезжают сами, либо присылают группу захвата или присылают повестку. Сотрудник, если и позвонит, то не будет ничего объяснять, а попросит приехать к нему на приём в кабинет. И только там, с паспортом, может взять у вас какую-то подписку, после чего это будет иметь силу, что вас можно будет привлечь к ответственности, поскольку никакие записи аудиопротоколов в России не имеют никакого значения, как и не существует дистанционного заполнения протоколов, единых процедур предварительного расследования «под запись телефонных разговоров» и прочих дистанционных способов ведения следствия. Псевдополицейские могут пугать уголовной ответственностью за разглашение тайны следствия, либо банковской и иной тайны, называя разные статьи УК, УПК, рассчитывая, что вы никогда их не читали или прямо говоря Вам, что вы не юрист, не находитесь «в правовом поле» и ничего не понимаете в законах. Это невозможно и ответственность не наступает, пока вы письменно не подписали подписку о неразглашении информации о следствии. Банковскую, служебную или иную тайну, а также якобы конфиденциальную информацию о внутрибанковском расследовании, клиент не может разгласить, поскольку он такой информацией не обладает, по данным фактам привлечь можно только сотрудников банка, поскольку это должностное преступление. Участвовать в каких-то расследованиях грандиозных банковских мошенничеств, якобы под их прикрытием, Вы тоже не обязаны, поэтому это то незаконно.

Как защититься: Спросите ФИО сотрудника полиции/ФСБ/прокуратуры и следствия, а также подразделения, где служит человек. В сети найдите подразделение (обычно мошенники представляются реальными структурами, сами говорят, найдите в сети информацию и посмотрите официальный телефон, сверьте с тем, который на экране). В каждом подразделении есть дежурная часть, её номер телефона. Попросите силовика перезвонить, чтобы вы могли позвонить в дежурную часть и уточнить, есть ли такой сотрудник, попросить соединить с ним. Как правило, мошенники сольются, поскольку представляются вымышленными данными и понимают, что при обратном звонке всё выяснится, что они лжесотрудники.

Вам представляются:

Сотрудник Центробанка - они вообще не звонят физическим лицам и организациям, поскольку ЦБ является только регулятором банковской системы, у них нет никаких данных о счетах граждан в банках, их картах, а также «единого лицевого счёта, привязанного к паспортным данным и всем банковским продуктам». Это миф и выдумка, в каждом банке у человека отдельный номер счёта под каждый вид продукта: карты или вклада. Поэтому списать одновременно все деньги с единого счёта со всех банков нельзя, поскольку нет ни у кого такой информации.

Как звонят: звонок поступил от банка или полиции, а потом каждый начинает якобы переключать, на Центральный банк, полицию, ФСБ по «федеральной специальной выделенной защищённой линии связи». Такой не бывает, поскольку у каждого ведомства своя система связи, свои телефоны. Службы разрозненны и сидят в разных зданиях, каждый из отделов занимаются только своими внутренними поступившими документами, между равными сотрудниками разных ведомств нет взаимосвязи, только через своё руководство. Это только у мошенников все ведомства сидят в одной комнате и переключают друг другу.

Как защититься: если услышали, что из полиции вас переключат на ЦБ - можно смело положить трубку, это явно мошенники.

Обратите внимание на детали:

Голос звонящего. Что выдаёт мошенников: к сожалению, говор, как правило, украинский: гэканье (здесь я не хотел унизить граждан соседнего государства, но что есть), фразы: «направлю на Центробанк» или «на центральный офис», «на службу безопасности», «фиксирую информацию», «я вас услышал» и подобные. Это сразу должно зажечь красную лампочку - человек говорит на русском, но он явно не живёт в России, неграмотная речь и слова, которыми не говорят в России.

вас с ходу заваливают информацией, идёт непрерывный поток речи. Смысл - ошарашить вас, вогнать в стресс и заставить вас отвечать по их скрипту (плану), выпытывая у вас нужную им информацию. Иногда это сопровождается агрессией якобы звонящим силовиком, явным запугиванием, когда грозят тюрьмой, быстрым приездом группы захвата, а иногда и просто хамством, грубостью, оскорблением.

Как защититься: если уже стало понятно, что на другом конце мошенники - положите трубку, нет смысла тратить свои нервы и время. Есть такой универсальный инструмент - прервать разговор, вы не обязаны по телефону ни перед кем отчитываться, да и обязанностей разговаривать тоже нет. Любые следственные органы приедут сами, если у них есть потребность поговорить.

Также, никто не может вас заставить перекладывать деньги со счёта на «безопасный» счёт или страховой счёт банков партнёров, снимать все деньги в банке и идти их класть в банкомат на некоего страхового партнёра. Если в банке происходят мошеннические действия по несанкционированному снятию денег – это дело банка, их службы безопасности и полиции. Если действительно у вас сняли деньги со счёта, то необходимо лично обращаться с заявлением в банк и полицию, которые будут сами проводить следственные действия по вашему заявлению, кто, когда и как их списал.

Никто не может по телефону заставлять участвовать в псевдоследственных действиях. Если и появились сомнения в безопасности счетов - идите сразу в отделение банка. Там работают официальные реальные сотрудники, у которых реальные ФИО и должности и они отвечают за все действия, которые совершают на своём рабочем месте. Даже если они и занимаются кражей персональных данных и выводом с ваших счетов денег, их действия на рабочем месте фиксируются и за своих работников будет отвечать сам банк, а не мифический сотрудник по телефону. Только официальное письменное заявление, поданное в отделение банка имеет значение, а не какая-то запись телефонного разговора.

Ну и ещё один способ защиты, чтобы не поддаться уговорам мошенников от взятия кредитов - в каждом банке, где обслуживаетесь, пишите заявление, что кредит можно оформить только при вашем личном присутствии, денежные кредитные средства зачислялись только на счета в этом банке.

Есть сомнения в телефонном разговоре - положите трубку, позвоните родственникам, обратитесь к окружающим коллегам. Мошенники также делают ставку на общение только с вами, чтобы полностью вас убедить, завладеть вниманием и делать, как они вам указывают, фактически программируя вас на добровольный перевод им денег. Никакой ответственности за разглашение банковской тайны, тайн следствия не возникает до того момента, пока вы лично не подпишите соответствующую подписку в следственных органах.

Также нужно поступить, если поступил звонок от родственников, которые якобы попали в беду. Я вас уверяю, что они даже не в курсе этого, сидят дома в тёплой ванне, у них всё хорошо. Сразу будет понятно, что звонили мошенники.

И в заключении, есть хороший принцип - пока деньги у тебя в руках, гоняются за тобой, а как только отдашь - ты будешь гоняться за ними.

Если у вас появились какие-то вопросы по данной теме, либо необходимо подробнее рассказать о какой-то части мошенничества, либо просто совет юриста, жду ваших предложений и вопросов:

#юристИзмайлоFF Сергей

тел./WA: +7 (499) 390-3086

e-mail: 4993903086@mail.ru

Не раз звонили мне, насмотрелся роликов в сети (кстати, это отличная «прививка», чтобы распознать мошенников), а теперь сделаю свой юридический, да и в целом общеобразовательный анализ подобных...