Виды электронной подписи. Объясняем, для чего нужна каждая подпись

286 прочитали
Федеральный закон «Об электронной подписи» №63-ФЗ говорит нам, что существует три вида электронной подписи: · Простая, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает...

Федеральный закон «Об электронной подписи» №63-ФЗ говорит нам, что существует три вида электронной подписи:

· Простая, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.

· Неквалифицированная, полученная в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи.

· Квалифицированная, соответствующая всем признакам неквалифицированной электронной подписи, причем ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате (выданном аккредитованным Удостоверяющим центром), а для создания и проверки используются сертифицированные средства.

Для непосвященных звучит не совсем понятно, поэтому давайте поясним попроще.

Простой подписью пользовался каждый из нас. Она применяется, например, в системах дистанционного банковского обслуживания, когда клиент банка пишет SMS для перевода денег или выполняет оплату в личном кабинете, предварительно введя пароль.

Плюс у простой подписи один (причем следующий из её названия) – простота реализации. А вот всё остальное – минусы. Дело в том, что поскольку у простой подписи нет единого вида и принципа формирования, то, с одной стороны, человеку бывает сложно осознать тот факт, что он что-то подписал, а с другой стороны, владельцу подписанного документа бывает непросто доказать факт подписания. Обычно для этой цели используют журналы информационных систем, подтверждающие отправку SMS или аутентификацию пользователя.

Для использования простой подписи (как и для неквалифицированной) обязательно подписание регламента электронного документооборота, где (среди прочего) как раз и сказано, как будет проходить подписание и проверяться подпись. Составить правильный регламент не очень просто (особенно для простой подписи), юридические ошибки позволят оспорить факт подписания в суде. Именно поэтому для получения доступа к личному кабинету на сайте банке необходимо подписывать такие толстые соглашения.

Неквалифицированная подпись представляет собой цифровую последовательность, вычисленную с помощью специальных алгоритмов на основе исходного документа и ключей электронной подписи. Для проверки электронной подписи используется сертификат ключей ее проверки. При этом участники электронного документооборота вольны выбирать, какие именно алгоритмы использовать, с помощью чего создавать ключи и сертификаты. То есть, в отличие от простой подписи, есть понятные правила подписания и проверки, и главное сторонам договориться и подписать регламент. Именно неквалифицированная подпись используется, например, в системах дистанционного банковского обслуживания юридических лиц.

Квалифицированная подпись во многом похожа на неквалифицированную, но есть два исключения. Во-первых, всё строго регламентировано. Криптографические алгоритмы– только ГОСТ. Программные и аппаратные средства криптографической защиты информации (СКЗИ) – только сертифицированные. Сертификаты проверки электронной подписи – только выданные акредитованными государством Удостоверяющими центрами.

Но зато (и это, во-вторых) квалифицированная электронная подпись полностью аналогична (равнозначна) собственноручной на бумажном носителе и может использоваться без предварительного подписания соглашений и регламентов.

Но и в этой свободе есть минус. Если злоумышленник украдет ключ квалифицированной электронной подписи, то сможет подписать всё, что захочет. Поэтому ключ и должен храниться на токене и быть неизвлекаемым.

Так что же делать, где найти золотую середину между безопасностью и удобством? Давайте пройдемся по типичным задачам и выясним, насколько серьезной должна быть защита в каждом конкретном случае.

Квалифицированная электронная подпись слишком ценна, а последствия кражи ключей слишком опасны, чтобы экономить на защите. Поэтому в данном случае рекомендовано использование активных криптографических ключевых носителей (токенов), генерирующих неизвлекаемые ключи.

Если Удостоверяющий центр не хочет такие ключи создавать (или выписывать сертификат на уже созданные) – идите в другой, безопасность тут дороже времени. Если программное обеспечение для подписи электронных документов не может работать напрямую с криптографическим токеном (как, например, все токены линеек Рутокен ЭЦП), используйте криптопровайдер КриптоПро CSP 5, который умеет работать с неизвлекаемыми ключами.

Неквалифицированную электронную подпись зачастую используют не ради экономии (на поддержание собственного УЦ и выдачу сертификатов тоже тратятся ресурсы), а для того, чтобы полностью контролировать процесс (например, выдавать сертификаты только проверенным контрагентам) и ради отсутствия ограничений (любое ПО, алгоритмы и пр.). К тому же, необходимую для неквалифицированной электронной подписи инфраструктуру открытых ключей (PKI) можно использовать для двухфакторной аутентификации.

Итак, при выборе вида электронной подписи необходимо решить два главных вопроса – где хранить ключи и с помощью какого устройства подписывать. Ключи в реестре или файловой системе требуют усиленного контроля за тем, кто именно работает на ПК (что обычно решается с помощью двухфакторной аутентификации на основе токенов, но в чём же тогда экономия?), а также снижает мобильность пользователей, не позволяя им подписывать документы с любого компьютера.

Ключи на флэшках хранить можно только в том случае, если сама флэшка хранится в персональном сейфе, а во время работы владелец ни на секунду не спускает с неё глаз.

Токены были и остаются решением, специально созданным как для хранения ключей, так и для вычисления электронной подписи. Причиной их не повсеместного использования является, с одной стороны, цена (никто не любит платить за безопасность), а с другой – нежелание носить с собой и безопасно хранить еще одну «штуковину». Кстати, те же самые токены можно использовать как для локальной, так и удалённой двухфакторной аутентификации.

Хранить ключи на смартфонах и использовать сами смартфоны для подписания можно, но только если вы уверены в отсутствии троянов и средств удаленного управления. Для персональных смартфонов, используемых для множества задач с кучей установленных приложений, такое слабо достижимо (даже при наличии антивируса). Поэтому для таких целей лучше всего использовать отдельный аппарат, правда в этом случае затея становится экономически не особо привлекательной. Гораздо дешевле и удобнее для мобильной подписи использовать те же токены – как бесконтактные NFC и Bluetooth, так и контактные с интерфейсом USB Type-C. Они могут и ключи хранить, и электронную подпись вычислять вне смартфона.

При работе с простой электронной подписью автор рекомендует следующий подход – используйте ее для работы с теми документами, оспаривание которых наименее вероятно. Например, при кадровом документообороте сотрудники вполне могут подписывать простой подписью заявление на отпуск или отчет о командировке. Проблемы у вас могут возникнуть разве что с налоговой, но они решаются с помощью грамотно составленных регламентов.

А вот подписание простой подписью заявлений на увольнение – это уже большой риск для работодателя. Потому что сегодня человек поставит галочку, что документ он подписал, а через месяц пойдет в суд, заявляя, что ничего не подписывал, и его незаконно не допускают на рабочее место. Если выиграет, то компания заплатит и компенсацию, и штраф.

В общем, всё как обычно. Необходимо помнить, что из триады целей «Дешево – Удобно – Надежно», достижимы только две. И не стоит верить на слово рекламе – всегда нужно проверять, насколько безопасно предлагаемое решение.