Часть 2. Бабушка Татьяна
(Зяблицева Татьяна Ивановна: 15.12.1877г.р. - 03.12.1940г)
4
Уже вечерело, когда Анюта пришла с фермы домой. Маша с Галей делали уроки. Коля бросился к маме:
- Мама! Завтра Шурка приезжает. Я по ней очень соскучился.
- Вот как! Это бабушка Алёна вам все секреты выдаёт?
Галинка встрепенулась:
- Нет, только один — про Шурку. А разве ещё есть секретики?
- А я знаю, а я знаю. Завтра Старый Новый Год, - обрадованно сообщила Маша, и вопросительно посмотрела на маму.
- Да, верно, ты угадала. Но это лишь половина секрета. А вторая половина — это то, что ваша крёстная пришлёт с Шурой всем подарки.
- Ура! Ура!
Анютка вывернула все карманы и высыпала в лукошко небольшие крохи разных зёрен злаков, набранных на ферме от сена для коров. Она это делала каждый день, примерно за неделю-две накапливалось на одну еду для кур. Умылась и устало опустилась на скамейку за стол, стала медленно есть. Коля сел рядом и взял свой недопитый стакан с простоквашей. Анютка слегка обняла его и сказала дочерям:
- Прекращайте делать уроки и идите убирать сени и двор, пока ещё что-то видно. Завтра утром будете убирать хату и помогать бабушке печь пироги. Я пораньше приду с фермы, будем встречать Шурку.
Девочки закрыли тетрадки, оделись и пошли в сени. Знали суровый нрав матери, стоит ослушаться и тут-же можно схлопотать.
Елена Степановна тоже стала одеваться, взяла большой куль с шерстью и веретено:
- Пойду к соседке Марье прясть шерсть, как совсем стемнеет вернусь. Закваску для пирогов сама поставлю.
- Иди, маменька! На вот несколько картошек и грибков солёных, угости Марью, а то она в лес совсем летом не ходит, всё шатающихся там дезертиров боится. А наши девчонки молодцы, на всю зиму нас и ягодами, и грибами обеспечили. Да и за петуха она на меня всё ещё в обиде.
5
Всю войну пожилые женщины, которым уже трудно было работать в колхозе, собирались в одном доме прясть шерсть и вязать носки с армейскими (три пальца) варежками. Благо в деревне было достаточно колхозных овец и шерсти хватало. После войны это убрали из списка обязательных работ, и старушки по вечерам после домашних дел кучковались в нескольких домах и пряли лён: сначала его сушили, потом чесали кудель на волокно, соединяли в нити. Тонкую нить пускали на ткани для одежды, толстую нить - на покрывала и половики. Был один ручной ткацкий станок на всю деревню, пользовались поочерёдно, зато отбеливали ткани весной на солнышке все дружно. Но сегодня женщины собирались прясть овчинную шерсть, чтобы вязать носки на продажу — маленькое подспорье к скудной, чаще натуральной, колхозной оплате.
Бабушка Алёна и ещё пара женщин два-три раза в неделю ходили прясть к одинокой соседке Марье, которая освободила для этого комнату дочери — первая трактористка на деревне, - та вышла замуж и уехала к мужу в Мари-Турек. Пока шла, вспомнила недавний случай про петуха, о котором напомнила Анютка.
Случилось это месяц назад, в начале декабря. Марьин петух частенько наведывался к ним во двор, легко перелитая через полутораметровый забор, что-нибудь найти поклевать. Но петух был настолько смелый, что если ничего не находил, то начинал клевать всех, кого увидит, особенно доставалось детям. Взрослые его гоняли, конечно, а вот Коле, Гале и Шуре очень доставалось. Однажды он сильно поклевал мальчика. Анютка пошла к соседке:
- Марья, опять твой петух Кольку поклевал, ладно он руками лицо закрыл, а то бы и глаз мог выколоть. Ты меня знаешь, я за детей любому мужику глотку перегрызу, а уж твоего петуха вмиг в котёл запущу. Не обижайся потом.
- Прокопьевна! Неужто ты думаешь, что это я петуха наущаю? Да я смотрю на твоих деток и нарадоваться не могу, когда же мне Бог даст таких внучек! Что же я с ним, окаянным, могу поделать? Ещё раз клюнет, и запусти его во щи, только и меня уж пригласи.
- На этом, Марья, и порешим...
Через несколько дней петух опять поклевал Колю. Анютка в тот же вечер поймала его, отрубила голову, ощипала, в котёл и в печь. Утром, когда уходила на ферму, сказала:
- Маменька, отнеси Марье немного куриной похлёбки, её же петух.
Соседка приняла ароматную похлёбку с выражением печали:
- Думала к себе пригласите. Суровая у тебя невестка, крутой нрав.
- Семь лет уже без мужа с четырьмя детьми. Жизнь у неё оказалась круче её нрава.
6
Сегодня их было трое. Зажгли три лучины, насучили шерстью прялки и завертелись дружно три веретена в умелых женских руках. На столе стояла крынка с простоквашей и три берестяные чаши. Третья соседка налила себе, отпила два глотка, сказала:
- Елена Степановна! Мы ведь с Марьей не местные, к мужьям сюда приехали, да вы и старше нас намного. Расскажите нам о вашей деревне Зяблицево, почему у вас больше половины тут все Зяблицевы?
- Так ведь и сама я, милые, не отсюда. Родом я из Дубровки. В семье нас выжило семеро детей, отец мой Чернов Степан сравнительно рано помер. Я старшая, стала первой помощницей у мамы. Мне во всём помогал брат Василий, но он рано женился и стал жить отдельно. У него тоже было много детей, среди них моя крестница Шура, которая позже вышла замуж за Матвея Липатникова. А я замуж вышла поздно, когда все детки подросли, и переехала жить сюда к мужу. А вот мой Иван - местный, на колхозной конюшне работал, часто ездил по делам через нашу деревню в Турек, и когда овдовел, присмотрел меня, взял замуж. Но про Зяблицево я знаю много от своей свахи Татьяны, линия Зяблицевых по её мужу Прокопию тянется от самого возникновения этой деревни. Но, скорее всего, все Зяблицевы тянутся оттуда же. Поэтому, если хотите, могу рассказать, что сама слышала.
- Расскажи, сделай милость, и прясть будет веселее, - поддержала соседку хозяйка дома.
Елена Степановна отпила простокваши, села поудобнее и начала свой рассказ, умело вытягивая нитку из пряжи.
7
Возникла деревня в 1789г. Первыми сюда приехали поселенцы по фамилии Зяблицевы, Корюкины, Бусыгины из-под города Нолинска Вятской губернии. Среди них был и Зяблицев Григорий Андреевич — потомственный яицкий (уральский) казак — прапрапрадед Прокопия Максимовича Зяблицева (25.02.1871г - 11.11.1931г), отца нашей Анютки. Правда, приходилось им скрывать своё казацкое прошлое от посторонних ушей и властей. И вот почему — были они активными участниками пугачёвского восстания, которое власти Екатерины II жестоко подавили и огромную массу казаков переказнили. И в последующие года ещё вылавливали бывших повстанцев, поэтому пришлось казакам переодеться в обычных крестьян и искать глухие места, чтобы не попасть на плаху или в крепостные.
В битве под Казанью в июле 1774 года погиб их атаман, яицкий казак Иван Грязнов. Армия Пугачёва была разгромлена и отброшена в сторону Арска. Около тысячи повстанцев во главе с Емельяном Ивановичем ушли в глухие марийские леса и встали лагерем у векового дуба (дуб Пугачёва между озёрами Мушеньер и Конаньер). Залечивали раны, ладили вооружение, думали и гадали, где собирать новую армию. Ближе к концу лета Пугачёв с несколькими сотнями повстанцев, в основном из волжских крестьян и казаков, ушёл на правый берег Волги.
Оренбургским казакам приказал идти к башкирам и поднимать их. Яицким казакам было поручено идти на Вятку, поднимать местных крестьян, затем спуститься на лодках в Каму и объединиться с башкирами. Общий сбор был назначен вновь под Оренбургом.
Атаманы повстанцев по всей Волге собирали крестьян, но плану Пугачёва не суждено было сбыться. Не дремали тайные агенты власти. Под Саратовом Пугачёв с небольшим отрядом 8 сентября 1774 года у реки Большой Узень был пленен перешедшими на сторону царя отрядами атаманов Чумакова и Творогова. Получив обещания в помиловании, бывшие соратники предали «народного царя».
Отряд Зяблицева ничего этого не знал и несколько лет переезжали с места на место по глухой вятской тайге, заручаясь поддержкой местных жителей. В большие поселения (городки, где стояли гарнизоны солдат) заходить боялись, а брать их с боем было ещё рано.
Когда же в 1777 году узнали о казни Пугачёва (два года спустя, так как четвертовали Емельяна Ивановича 21.01.1775г), то поняли о провале своей миссии. Встал вопрос: - где становиться на дальнейшую жизнь?
Отец Григория, атаман Андрей Зяблицев с односумами, не стали возвращаться в родные края на Яик (река Урал), побоявшись репрессий. Но и на Вятке не прижились казаки, и завещал отец сыну вернуться в эти красивые марийские места озёр и маленьких рек. Сам не дожил до этого времени. Так вот и появились в этих местах в конце 18 века крепкие и бойкие поселенцы, обосновавшие деревню Зяблицево. А почему так много Зяблицевых, так это легко объясняется — рождались в их роду в основном мужчины, вот и пошла гулять их фамилия.
В 1819 году состоялась регистрация поселения в центре волости - селе Хлебниково. Эта дата и считается рождением деревни. Хлебниково находилось далеко, и все дела в деревне решал сход, как у казаков — круг, который собирался в караульном помещении. В промежутках между сходами деревней управлял староста, избираемый из числа самых авторитетных и уважаемых мужчин. Знаком его власти была медаль старосты, которую он надевал при исполнении служебных обязанностей. (Единст-венная истёртая временем и сражениями медаль, найденная в вещах старого казака, привезённая им с Урала). Власть старосты держалась не на силе, а на его авторитете, - так заведено испокон веков у казаков. Среди мужчин деревни в то время ещё чтились казачьи традиции.
- Ой, Елена Степановна, как здорово и интересно вы всё это рассказываете, время как одна минута пролетела. Жизнь у нас идёт тяжёлая и однообразная, поэтому когда слушаешь, как наши предки активно жили и созидали, то наступает в душе умиление. Да я смотрю, у нас у всех уж и прялки пустые. Давайте перекусим, Прокопьевна тут картошки и грибов прислала. Правда, за такие воспоминания можно и по 50 граммов выпить, а потом и продолжим прясть.
Женщины согласились с хозяйкой, выпили, поели, набили прялки шерстью и работа пошла веселей. Марья попросила Елену Степановну продолжить свой рассказ. Та не стала отказывать, и в такт работы пальцев с веретеном заговорила.
- Приехав на новое место, переселенцы дружно корчевали лес и засевали землю. Ради справедливости земля периодически на деревенском сходе перераспределялась, и давалась она, как было заведено в те времена, только на мужскую душу. За пользование землей платилась в казну волости подать в размере 1руб 55коп с десятины. Каждый крестьянин держал скот. Велось натуральное хозяйство. В деревне были мастера ремесленники: И.М.Зяблицев ремонтировал прялки, М.Корюкин делал колеса, Е.М.Бусыгин выжигал уголь, гнал смолу и деготь, Я.А.Зяблицев делал чаны, кадки, бочки, деревянные лопаты, выделывал кожу, Т.М.Новоселов выделывал овчину. К 1877 году в деревне было уже 26 дворов, а в 1891 году - 37 дворов. Казацкое братство и традиции понемногу стали уходить, время было неблагоприятное, особенно во время революции и после Гражданской войны.
Население деревни до революции в большинстве своём было неграмотным. Это считалось недостойным у казаков. Первым научился грамоте Сухих Спиридон Ипполитович, окончив Илетскую церковно приходскую школу. Затем в этой школе учились А.А.Зяблицев, Я.А.Зяблицев и другие. Женщины не учились вообще. Деревня Зяблицево относилась к Пиштанскому церковному приходу. К 1905 году в деревне было 45 дворов, проживали 150 мужчин и 170 женщин. Тяжелым испытанием для народа стала Империалистическая война, унесшая многие жизни.
Деревня Зяблицево — разрасталась. Приход советской власти был принят спокойно, но сбор продовольствия, одежды и обуви в 1918 году лег тяжелым бременем на крестьян. Настоящим разорением стала продразверстка 1921-1922 годов. Чтобы выжить, ели лебеду, мякину, липовые листья, коренья, белую глину и пр.
Во время НЭПа жизнь в деревне несколько оживилась. И.П.Новоселов, А.Г.Зяблицев и Прокопий Зяблицев открыли лавки и торговали предметами первой необходимости. А.Г.Корюкин и И.П.Новоселов построили маслобойню, а братья А.А. и Я.А.Зяблицевы варили колесную мазь, снабжая ею окрестные деревни. В 1923г в деревне Зяблицево было 65 дворов и 350 жителей.
8
Татьяна Ивановна, Анюткина мама, от которой я всё это знаю, родом из Пиштанки (5км от Зяблицево). В 1898 году она вышла замуж за Зяблицева Прокопия Максимовича. В ноябре 1912 года у них родилась Анютка. Прокопий Максимович геройский был казак, вернулся с Первой Империалистической воны в 1915 году без одной ноги, но унынию не поддавался, развернул хозяйство, открыл небольшую лавку. В марте 1916 года у них родилась вторая дочь — Пелагея (Поля, по мужу Артамонова Пелагея Прокопьевна, 05.03.1916г - 15.12.2005г). Поля вышла замуж за Михаила Яковлевича Артамонова ещё до войны и переехала жить к нему в посёлок «Стеклозавод Мариец», где тот работал стекловаром, в 16 км по прямой через лес от Зяблицево. Им сразу дали служебный дом и у них в 1941 году родился сын Владимир. В июне 1941 года Михаила забрали на фронт, он прошёл всю войну и вернулся живым и здоровым. В вещмешке фронтовика собралось много подарков и Поля решила поделиться с Анюткой, понимала, что её счастье в чём-то обязано горю сестры. После обеда Поля с Михаилом приехали в родную деревню, Маша сбегала за мамой, Анютка прибежала с фермы со слезами на глазах. Обнимала всех долго и плакала, жадно и радостно глядя на Михаила. Подарков хватило всем, всем девочкам достались отрезы на платья, и Коле на рубашку. Гости были до самого вечера, много было и слёз и радости.
9
Но вернёмся к Татьяне и Прокопию. До Анютки у них было ещё 11 детей, все мальчики и все умерли в раннем возрасте. Медицины ведь в то время совсем не было, а в роду Прокопия по мужской линии почти все дети рождались с врождённым пороком сердца, но об этом узнали вот недавно, когда Коленька родился у Анютки. Сваха Татьяна не любила об этом вспоминать, но два случая как-то рассказала.
Однажды поехал Прокопий в соседнюю деревню, сын трёх лет с порога увидал как телега со двора выезжает и бросился ей вдогонку. Бежит и громко так кричит:
- Тятенька, возьми меня с собой, с тобой хочу.
Прокопий остановил лошадь, подбежал запыхавшийся сын, отец поднял и посадил его в телегу.
- Что же ты так запыхался, сынок? Я же услышал тебя и остановился, мог бы и помедленнее бежать. Ну что же ты? Дыши глубже и ровнее.
Но сынок не мог остановить бешеного дыхания, а потом резко затих и скончался...
Последний сын рос шустрым мальчишкой, отец не мог на него нарадоваться. Однажды Прокопий лежал на печи, Татьяна пекла сушки, сыну было три с половиной годика. Первая партия сушек чуть-чуть остыла и Татьяна дала сыночку одну.
- Это тятеньке, а мне другую, - сын подбежал к печке и протянул отцу сушку.
- Вот спасибо сынок, скоро мне и работать не надо будет, сынок меня прокормит, - Прокопий довольный чуть нагнулся и взял сушку.
Мальчик бросился к маме за сушкой для себя, на лавке стоял самовар, только что скипел, он зацепил его рукавом рубахи и опрокинул на себя. Как ни хлопотали, куда не возили, но мальчонка помучился и помер.
Было у Прокопия пять братьев, жили очень дружно, все хорошо умели плотничать. Всем братьям поставили избы, и за плату ходили делать дома, но многим соседям помогали и бесплатно. За это их уважали и любили односельчане.
В конце лета 1931 года женился младший брат Григорий. Гуляли всей деревней. Был очень жаркий день и Прокопий прикладывался часто к холодному квасу. Всю жизнь так делал и горло терпело без проблем, а тут, на 62 году жизни, вдруг на следующий день так прихватило, будто толстый гвоздь кто в кадык вставил. Стало трудно дышать, глотать было вообще невозможно. Поехали в медпункт за 18 км в Хлебниково, но фельдшер сказал, что горло красное, но ничего сложного он не видит. Прописал тёплое молоко с травами и мёдом. Но не помогло, и Прокопий в октябре 1931 года умер. Лежал он на печке и говорит жене:
- Смотри, Таня, как смерть по стенке ко мне идёт.
- Да что же ты такое говоришь? - подошла она к мужу, а он уже мёртвый.
Татьяна пережила его на девять лет. Помогала, как могла, Кузьме и его братьям строить дом, да видно где-то не убереглась, заболела и в начале декабря 1940 года померла...
10
При НЭПе, хотя денег в обращении было мало, крестьяне деревни находили выход из нужды: выкармливали свиней, резали их в начале зимы и везли продавать в Казань. На вырученные деньги покупали одеж-ду, обувь, ткани и галантерейные товары. Зимой занимались извозом на своих лошадях. Некоторые стали выбиваться в зажиточные. Большая часть была середняками, но были и бедняки.
В 1928г в деревне появился Лев Буйских. Говорили, что он бывший политический ссыльный и личный друг Михаила Калинина. Сначала он работал избачом в Малой Пиштанке, а затем образовал Зяблицевское машинное товарищество "Дружба". Входило в него 18 хозяйств. 26 июня 1928 года был принят Устав товарищества, которым руководило правление. Председателем был выбран Лев Буйских, его заместителем Я.А.Зяблицев. На высоком правом берегу речки Пиштанки ими за три года были построены мельница с механическим транспортером, кузница на пять горен, где работало 12 человек. Затем построили столовую, кирпичный завод, которым руководил Бусыгин Егор Митрофанович.
Колхоз у нас в деревне образовался в 1931 году и назвали его "Новая заря". Первыми в него вступили 12 человек. Председателем был избран Пётр Зяблицев. Но основная масса середняков в колхоз не вступила. Чтобы принудить к вступлению в колхоз, перед середняками ставили условие: не выплатишь в срок огромную сумму налога на индивидуальное хозяйство - все имущество будет продано с торгов. 8 человек раскулачили, но из деревни никого не выселили. С 1932г в деревне действовал завод колесной мази, входивший в артель "Заря". В 1933г в деревне Зяблицево было 470 жителей.
Школу у нас открыли вместе с колхозом в 1931г. Строили ее всем миром, открыли сразу два класса. В 1931-32гг обучалось 47 учеников. Первым учителем был С.И.Желонкин. При школе сразу же образовался ликбез, где по вечерам учились писать, читать, считать и молодежь, и люди старшего возраста. Организовали драмкружок, которым руководила учительница В.П.Васильева. Медпункта в деревне не было, и люди лечились, кто как мог, потому многие умирали от тифа, оспы и скарлатины. Случившаяся в 1935г эпидемия дизентерии унесла не один десяток жизней. Роды у всех женщин принимала бабка-повитуха Андреевна. Ближайшая больница была в селе Илеть за 10 км, где медицинскую помощь оказывал фельдшер Андрей Никулин. Коечное лечение оказывали только в Мари-Туреке (30км) и Косолапове (50км), или в Уржуме, за 80 км. Ну, эту ситуацию вы и без меня знаете, так как она сохраняется и по сей день.
В нашем колхозе "Новая заря" первый трактор появился в 1935г, первой трактористкой была Таня Шмарова — твоя дочь, Марья. Колхоз развивался, этому способствовали хорошая организация дела, сознательная дисциплина, добросовестный труд, применение машин и введение новых культур в севооборот. Повысилась урожайность, сделался полновеснее трудодень. Колхозник стал жить лучше единоличника, которого по-прежнему обкладывали большими налогами. В 1935г завели пасеку, где пчеловодом был Я.А.Зяблицев. Продолжали выжигать уголь, гнать смолу и даже варить мыло. Хороший доход давал кирпичный завод. Колхоз стал одним из лучших в районе. Председателем была А.Н.Сухих.
В 1938г в деревню из Цыпьянского района Татарии приехали 5 семей удмуртов (Пиляевы, Никитины, Илларионовы, Петровы, Губановы) и татарская семья Кашаповых. Их всех вы знаете.
Великая Отечественная война подорвала наш колхоз. На фронт ушли 92 мужчины и 6 женщин. В армию отправляли лучших лошадей, телеги, продовольствие. Оставшиеся женщины, подростки, старики и дети самоотверженно трудились в колхозе и на лесозаготовках. Девушки зимой ездили на заработки в Ивановскую область, привозили оттуда ситец, марлю, пряжу, нитки.
На 1 января 1944г в колхозе осталось 34 головы КРС (крупный рогатый скот — коровы и быки), 26 свиней, 50 овец, 50 кур, 8 пчелосемей, 21 рабочая лошадь. Была своя кузница, 27 конных плугов, 22 бороны, культиватор, 5 сеялок, 5 жаток, 2 молотилки, 2 веялки, триер, льномялка, 2 соломорезки, сепаратор, 13 повозок, 24 саней, одни весы. На трудодень выдавали 220г зерна (или муки) и 570г картофеля. Это вы тоже хорошо знаете без меня. Что происходит в деревне сейчас, вы тоже видите. Молодёжь уезжает ив Ижевск, и в Иваново, и в Казань. Деревня наша после войны без мужиков скудеет с каждым годом.