1,7K подписчиков

Читаем рукописную книгу «Подпоручик Киже», оформленную художником Владимиром Вагиным

107 прочитали
Читаем рассказ Юрия Тынянова «Подпоручик Киже» и листаем книгу, созданную художником Владимиром Вагиным: книга полностью рукописная, иллюстрации и текст оригинальным образом дополняют друг друга.

Читаем рассказ Юрия Тынянова «Подпоручик Киже» и листаем книгу, созданную художником Владимиром Вагиным: книга полностью рукописная, иллюстрации и текст оригинальным образом дополняют друг друга. Некоторые слова и вовсе заменены изображениями, а шрифт (рукописный) имеет различное (в зависимости от интонации, эмоции) направление, размер и окраску. Посмотрите и оцените эту интересную книжку, выпущенную издательством «Художественная литература» в 1985 году.

Читаем рассказ Юрия Тынянова «Подпоручик Киже» и листаем книгу, созданную художником Владимиром Вагиным: книга полностью рукописная, иллюстрации и текст оригинальным образом дополняют друг друга.-2

Ошибка писаря

Подпоручик Киже появился в результате нелепой ошибки молодого писаря:

«Вместо "Подпоручики же Стивен, Рыбин и Азанчеев назначаются" написал: "Подпоручик Киже, Стивен, Рыбин и Азанчеев назначаются"».

Читаем рассказ Юрия Тынянова «Подпоручик Киже» и листаем книгу, созданную художником Владимиром Вагиным: книга полностью рукописная, иллюстрации и текст оригинальным образом дополняют друг друга.-3

Приказ был передан императору на подпись. Павел I внимательно прочитал текст, исправил орфографическую ошибку - вставил «преогромный ер» в конце слова «подпоручик» и… расписался! Так начал свою жизнь несуществующий подпоручик Киже. Сперва он был назначен в караул, затем изобличен в «вольномыслии», сечен плетьми и отправлен в Сибирь.

Читаем рассказ Юрия Тынянова «Подпоручик Киже» и листаем книгу, созданную художником Владимиром Вагиным: книга полностью рукописная, иллюстрации и текст оригинальным образом дополняют друг друга.-4

Через некоторое время император смилостивился, приказал вернуть подпоручика, женил его на одной из фрейлин. Вскоре у Киже родился сын (не спрашивайте, как), он стал активно продвигаться по службе: его произвели в полковники.

Читаем рассказ Юрия Тынянова «Подпоручик Киже» и листаем книгу, созданную художником Владимиром Вагиным: книга полностью рукописная, иллюстрации и текст оригинальным образом дополняют друг друга.-5

Император был доволен своим подчиненным:

«Это был полковник, который не клянчил имений, не лез в люди за дяденькиной спиной, не хвастун, не щелкун. Он нес службу без ропота и шума».

Вскоре полковник Киже был назначен генералом. Определенно Киже нравился всем: он никому не доставлял хлопот, не плел интриг, его попросту никто не знал.

Читаем рассказ Юрия Тынянова «Подпоручик Киже» и листаем книгу, созданную художником Владимиром Вагиным: книга полностью рукописная, иллюстрации и текст оригинальным образом дополняют друг друга.-6

Наконец, Павел Петрович решил увидеться со своим идеальным подданным. В тот же день генерал Киже опасно заболел и, несмотря на усилия императорских докторов, скончался. Похороны его прошли торжественно и долго не забывались в Санкт-Петербурге.

"Так был похоронен генерал Киже, выполнив все, что можно было в жизни, и наполненный всем этим: молодостью и любовным приключением, наказанием и ссылкою, годами службы, семьей, внезапной милостью императора и завистью придворных.
Имя его значится в «С.-Петербургском Некрополе», и некоторые историки вскользь упоминают о нем".

Лишний человек

В том же приказе, из которого родился никому не известный подпоручик Киже, писарь допустил еще одну ошибку: как «умерший горячкою» из списка был исключен поручик Синюхаев. Приказ о своей смерти скромный поручик услышал на следующий день в строю.

«Ощущая руку, лежащую на эфесе, некоторое стеснение от туго стянутых портупейных ремней, тяжесть сегодня утром насаленной косы, он как будто и был жив, но вместе с тем он знал, что здесь что-то неладно, что-то непоправимо испорчено. Он ни разу не подумал, что в приказе ошибка.
Напротив, ему показалось, что он по ошибке, по оплошности жив. По небрежности он чего-то не заметил и не сообщил никому».
Читаем рассказ Юрия Тынянова «Подпоручик Киже» и листаем книгу, созданную художником Владимиром Вагиным: книга полностью рукописная, иллюстрации и текст оригинальным образом дополняют друг друга.-7

И поручик Синюхаев начал жить такою же фантастической жизнью, как и подпоручик Киже, с той лишь разницей, что существование Киже не подвергалось никакому сомнению, а Синюхаев навсегда был вычеркнут из списка живых.

Читаем рассказ Юрия Тынянова «Подпоручик Киже» и листаем книгу, созданную художником Владимиром Вагиным: книга полностью рукописная, иллюстрации и текст оригинальным образом дополняют друг друга.-8

Поручик ушел из полка, стал бродягой и постепенно превратился в городского сумасшедшего, призрака.

«Лавочники его ненавидели.
Когда ему случалось проходить по Гостиному ряду, они покрикивали вслед:
- Приходи вчера.
- Играй назад.
О нем говорили, что он приносит неудачу, а бабы-калашницы, чтобы откупиться от его глаза, давали ему, молчаливо сговорясь, по калачу.
Мальчишки, которые во все эпохи превосходно улавливают слабые черты, бежали за ним и кричали:
- Подвешенной!»
Читаем рассказ Юрия Тынянова «Подпоручик Киже» и листаем книгу, созданную художником Владимиром Вагиным: книга полностью рукописная, иллюстрации и текст оригинальным образом дополняют друг друга.-9

С каким пышным торжеством был похоронен генерал Киже, которого никогда никто не видел! В то же время реальный поручик Синюхаев просто «исчез без остатка, рассыпался в прах, в мякину, словно никогда не существовал».

О караулах Павла I

Вообще, рассказ «Подпоручик Киже» начинается с того, что Павел Петрович во сне услышал «караул». Проснувшись, он хочет узнать, кто кричал. Никто не сознается – и гнев императора крепнет. Тут как раз вовремя (для испуганных придворных) подворачивается несуществующий подпоручик Киже, который берет ответственность за «вольнодумство». Курьезный момент заключается в том, что Павел Петрович (борясь с неугодными словами и терминами) «караулами» велел обозначать еще и стражу (этот указ читает со страхом тот самый писарь, с которого и началась череда ошибок):

«Согласно императорского приложения за № 940 о неупотреблении слов в донесениях, следовало не употреблять слова «обозреть», но осмотреть, не употреблять слова «выполнить», но исполнить, не писать «стража», но караул, и ни в коем случае не писать «отряд», но деташемент».
Читаем рассказ Юрия Тынянова «Подпоручик Киже» и листаем книгу, созданную художником Владимиром Вагиным: книга полностью рукописная, иллюстрации и текст оригинальным образом дополняют друг друга.-10

Павел Петрович создавал «идеальное государство», в котором дома должны были быть покрашены в правильный цвет, здесь запрещалось танцевать вальс, носить фраки и круглые шляпы, а на маскарад под страхом ареста нельзя было приходить в обычной одежде. Выражаться в обществе тоже нужно было только разрешенными словами.

Мемуаристы оставили множество свидетельств абсурдных приказов императора, которые касались и мертвых. Известно, например, что он короновал (спустя 34 года!) останки своего отца Петра III, а в 1800-м году объявил строжайший выговор одному умершему генералу (история, близкая к Киже).

Читаем рассказ Юрия Тынянова «Подпоручик Киже» и листаем книгу, созданную художником Владимиром Вагиным: книга полностью рукописная, иллюстрации и текст оригинальным образом дополняют друг друга.-11

Линия Синюхаева также находит реальные подтверждения: после прихода к власти Павел исключил многих офицеров из службы с запрещением занимать какие-либо должности.

Все, что не нравилось императору, должно было просто исчезнуть с лица земли: во время коронации один из гвардейских полков вызвал неудовольствие Павла, и он запретил им смотреть церемонию; тогда офицеров (всего около 230 человек) спрятали в башне Тайницких ворот. Однажды на прогулке по Петербургу царь неожиданно указал губернатору на деревянное здание итальянской оперы:

"Чтобы его, сударь, не было". Через несколько часов "оперного дома как будто никогда тут не было: 500 или более рабочих ровняли место и столько же ручных фонарей освещало их".

Конечно, Павел в своем вторжении в частную жизнь действовал примерно также, как и Петр I (который заставил брить бороды и много чего запрещал), но, в отличие от последнего, не сумел (или не успел) приобрести какой-то весомый внутри- и внешнеполитический капитал, потому и остался в истории героем анекдотов, а не сражений.

Читаем рассказ Юрия Тынянова «Подпоручик Киже» и листаем книгу, созданную художником Владимиром Вагиным: книга полностью рукописная, иллюстрации и текст оригинальным образом дополняют друг друга.-12

«Подпоручик Киже» высмеивает не только бюрократическую тупость, но и властителя, который, пытаясь исправить ошибки предыдущего царствования, запутывает все еще больше и сам запутывается: в начале рассказа «караул» ему кажется дерзким выражением протеста. В конце: призывом к порядку.

Немного истории

Первоначально «Подпоручик Киже» был написан в 1927 году как сценарий для немого фильма Сергея Юткевича. Однако съемки фильма так и не начались. И вскоре Юрий Тынянов переработал сценарий в рассказ и опубликовал его в журнале «Красная новь» (1928, № 1). В этом журнальном варианте есть дополнительная вводная глава (которой нет в книге), в ней автор сообщает, что источниками для рассказа послужили анекдоты, рассказанные Владимиром Далем некому чиновнику и записанные последним.

Журнал можно прочитать в Центре депозитарного хранения
Журнал можно прочитать в Центре депозитарного хранения

Как выяснили литературоведы, анекдоты Даля о крике, нарушившем сон Павла, и об ошибке писаря были рассказаны им у В. Ф. Одоевского в 1865 г., записаны в «Памятных тетрадях» С. М. Сухотина и опубликованы в «Русском архиве», 1894, № 2 (где Киж и стал Киже); варианты их вошли в сборник «Павел I. Собрание анекдотов, отзывов, характеристик, указов и пр.» А. Гено и Томича (1901 г.). Похожие по сюжету истории встречаются и в других источниках, которые могли быть известны Юрию Тынянову (например, анекдот о мнимой смерти офицера приводится в «Былом и думах» Александра Герцена).

В 1934 году рассказ был экранизирован Александром Файнциммером (под названием «Поручик Киже»), в фильме нет линии Синюхаева и по жанру перед нами скорее авантюрная комедия. Картина прославилась музыкой, которую написал Сергей Прокофьев.

Справа - плакат к фильму А. Файнциммера "Поручик Киже" (1934)
Справа - плакат к фильму А. Файнциммера "Поручик Киже" (1934)

Книга в библиотеке: Тынянов Ю. Н., Подпоручик Киже. — Москва : Художественная литература, 1985. — 109, [3] с. ; 17 см. Авторский знак Т933; Формат М; Инв. номер 1985820-ОРК(ЛИ)

Использованная литература:

Тоддес Е. А., Избранные труды по русской литературе и филологии. — Москва : Новое литературное обозрение, 2019. — 757, [2] с. ; 22 см. — (Новое литературное обозрение. Научное приложение. вып. 174). — (Научная библиотека). Инв. номер 2406739-КХ (статья "О "Подпоручике Киже"")

*****

Если понравилась публикация, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал. Здесь мы рассказываем об интересных книгах. А жителей и гостей Екатеринбурга ждём в библиотеке Белинского.

Автор публикации – Анна Кузьмина (отдел фондов и обслуживания)