13K подписчиков

"Христианство для учителя" - какие люди блаженны, а какие смертельно несчастны?

Христос-Учитель
Христос-Учитель

Нагорная проповедь

Первыми словами, с которыми в проповеди обратился к людям Иисус Христос, были слова:

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4. 17).

Прошли две тысячи лет, но эти слова по-прежнему остаются первыми в Его учении, их, прежде всего, должен принять в себя человек, если он хочет принять в себя все слова Иисуса Христа. Сокровенный смысл этих слов в том, что Христово учение нельзя воспринять только на уровне ума, как некую научную или философскую систему, оно требует всего человека, прежде всего, очищения его сердца. Грехи – это как замок на двери, не сняв который, невозможно войти во внутренние покои жизни по вере, невозможно войти в «приблизившееся» Царство Небесное, невозможно постичь суть учения Христа. Именно потому, что оно основано на законах не этого мира, а Царства Небесного, двери в которое открываются только через покаяние.

И тут, коллеги, мы вновь оказываемся перед «онтологической вилкой». Либо мы каемся в грехах, и тогда нам действительно открывается вход в Царство Небесное, и мы становимся способными постигнуть Христово Учение. Либо мы, убедив себя в том, что нам не в чем каяться, воспринимаем слова Христа лишь поверхностно, как морально-этическое учение, способное принести пользу в деле воспитания. То есть, восприняв внешнюю оболочку, оказываемся неспособными вдохнуть в нее жизнь и постичь ее суть.

Уже в самом начале Нагорной проповеди, к изучению которой мы переходим, в так называемых «заповедях блаженства», содержится изложение законов жизни по вере, законов Царства Небесного, которые с точки зрения «мира сего» кажутся абсурдными и невыполнимыми. Но в том то и дело, что понять их можно только «изнутри», только войдя через двери покаяния в храм Христова Учения.

Присмотримся к «заповедям блаженства» поподробнее. Сначала давайте определим само понятие «блаженство» и его отличие от привычного для этого мира понятия «счастье». Кстати, на этом примере хорошо видно отличие ограниченных рамками жизни законов этого мира от законов Царства Небесного, которые носят вневременный характер.

В самом деле, счастье, как категория радости бытия, не может выйти за пределы жизни, и каким бы «большим» оно ни было, обрывается смертью. А вот «блаженство» является категорией вечной жизни, Царства Небесного и не зависит от смерти как таковой, но переходит с тобой в вечную жизнь. Более того, зачастую именно смерть выявляет блаженство, которое в этой жизни отнюдь таковым не переживается.

Таким образом, вот суть:

Счастье – в этой жизни.

Блаженство – в вечной жизни.

Сознательно или бессознательно, но люди делают выбор в пользу одной из этих категорий; они выбирают либо ограниченное жизнью «сладкое» счастье, либо уходящее в вечную жизнь «горькое» блаженство. Коллеги, нам тоже не уйти от этого выбора.

Чтобы этот выбор был более сознательным, давайте по Евангелию от Матфея (5. 1-12) представим восемь «заповедей блаженства» (их чаще рассматривают как девять; мы объединим 8-е и 9-е блаженства) в виде наглядной схемы, в которой за определением того или иного вида блаженства следует награда им доставляемая:

Схема блаженств
Схема блаженств

Обратим внимание на подчас полную противоположность «законов счастья» и «законов блаженства».

По законам этого мира отнюдь не представляются счастливыми ни нищие духом (скромные и смиренные), над которыми многие предпочитают издеваться, ни кроткие, которых попирают наглые, ни беспокойные алчущие и жаждущие правды, ни уж, тем более, плачущие и изгнанные за правду. Да и милостивые, и чистые сердцем, и миротворцы отнюдь не сладко себя чувствуют на этом свете, но в том то и дело, что их «блаженства» можно рассматривать как дорожки и мостики через все ужасы мира сего в Царство Небесное.

Не менее интересной представляется рассмотрение антитезы заповедям блаженства. Можно предложить это как практическую работу ученикам.

Сначала подберем противоположность понятию «блаженны». Очевидно, это не просто «несчастные», что больше подходит к этой жизни, а, скорее, «безнадежно несчастные» или «смертельно несчастные», так как их «несчастье», порой внешне выглядящее как преуспеяние, ведет к безнадежности вечной смерти. Безнадежны не в том смысле, что у них нет шанса покаяться и обратиться, а безнадежны потому, что без покаяния, обладая этими качествами, в Царство Небесное не войти. В результате получается примерно такая схема:

Схема смертельно несчастных
Схема смертельно несчастных

И опять обратим внимание на отличие законов того и этого мира. Ведь многие характеристики «смертельно несчастных» являются синонимами преуспеяния и «крутости».

По опыту, наибольшие вопросы вызывает пара «чистые сердцем - грязные сердцем». Поясняя эту антитезу, можно привести следующие слова Иисуса Христа:

«Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства,

Кражи, лихоимства, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» (Мк. 7. 21-22).

«Грязное» сердце источает все эти лукавые помыслы, а чистое – свободно от них. В качестве минитеста на степень чистоты сердца можно предложить представить следующую картину: вы заходите в класс и видите на столе пачку долларов, вокруг – никого…. Возникнет ли у Вас помысел – только помысел!.. В общем, дальше понятно…

Продолжим исследование Нагорной проповеди.

Взгляд «изнутри», из сердца, очищенного покаянием в грехах и приобщенного к вере, позволяет понять подход Иисуса Христа к толкованию уже нам известных заповедей.

По поводу заповеди «не убивай»:

«Вы слышали, что сказано древним: «не убивай, кто же убьет, подлежит суду».

А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду…» (Мф. 5. 21-22).

И подобное по поводу заповеди «не прелюбодействуй»:

«Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй».

А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5. 27-28).

Иисус Христос переносит внимание с факта нарушения заповеди на сердечное намерение к ее нарушении, приравнивая их друг к другу. Это иллюстрация еще одного духовного закона Царства Небесного, по которому «готовность к действию равна самому действию». Сердце везде стоит на первом месте у Иисуса Христа, а не действие. Отсюда становится понятным Его парадоксальное утверждение, что «мытари и блудницы», фактически нарушавшие заповеди, идут в Царство Небесное впереди фарисеев и книжников, реально заповеди не нарушавших, но чьи сердца были полны злобы и лукавства.

В этом же ключе внутреннего покаяния, отверзающего двери Царства Небесного, следует понимать слова Иисуса Христа о непротивлении злому. (Мы уже говорили об этом, но сейчас посмотрим под новым углом зрения.) Обратите внимание: не злу, которому всегда нужно противиться, а злому:

«А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5. 39).

Обычно эти слова о «подставлении щеки» вызывают наибольшее недоумение, а порой даже смех и неприятие со стороны детей. Я обычно использую это недоумение для иллюстрации духовного закона о том, что зло можно победить только добром.

- Представьте себе, - говорю я ученикам, - вас кто-то ударил по щеке. Что вам нужно сделать, чтобы прекратить насилие – ударить тоже, причем желательно с большей силой, чтобы у поднявшего на вас руку больше не возникло подобного желания. Но что делать вашему обидчику, чтобы на этот раз превозмочь вас?.. Ну, да – ударить вас еще сильнее, чтобы подавить саму способность к сопротивлению. Если вы еще на него способны, вы собираете всю свою силу и вновь обрушиваете ее на обидчика…. Понятно, чем рано или поздно все это закончится? Зло растет – сила ударов тоже, и в конце концов кто-то из вас будет покалечен или даже убит…. Но если вы выполнили завет Христа, и на первый удар действительно подставили щеку, то зло, направленное на вас, не получило подкрепляющего усиления. Возможно, вас ударят и по другой подставленной щеке, но если вы будете тверды в своем «непротивлении», если и в душе вы будете стараться не держать зла на обидчика, то любое зло и гнев, им вызванный, рано или поздно гасятся, не получая подкрепления. И наконец, самая вершина - если вы еще и от души простите обидчика, как это сделал святой преподобный Серафим Саровский, простивший покалечивших его разбойников, которым он в полном соответствии со словами Христа, «не противясь», отдал свой топор, - у вас есть шанс полностью искоренить зло, победить его своим прощением, своим добром. Ибо зло невозможно победить злом, оно побеждается только своей противоположностью – искренним прощением, искренним добром…

К этому еще можно добавить, что внутренне смиренный человек, переживающий покаянные чувства в сознании своих многочисленных грехов, в глубине своей души сознает, что «удары по щекам» даже в малой степени не могут компенсировать искупительную потребность его грехов, что он достоин гораздо более тяжких наказаний.

Но, конечно же, так вести себя очень трудно. Очень трудно вести себя не по законам «мира сего», а по законам Царства Небесного, которые зачастую им противоположны.

Поистине, как апофеоз жизни по законам Царства Небесного и как полный абсурд с точки зрения «мира сего» звучат слова призыва Иисуса Христа, обращенного к верующим всех поколений:

«… любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…», закрепленные примером самого авторитетного подобия:

« Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5. 44-45).

А чтобы легче все это выполнить, нужно помнить, что проверка на готовность к жизни на Небе, в любом случае происходит здесь, на земле.

В Нагорной проповеди содержатся и другие правила поведения христиан, часто малопонятные и даже абсурдные с поверхностной точки зрения, но отражающие законы жизни Царства Небесного.

Христианин должен:

- быть примером всем людям, но при этом стремиться к тому, чтобы прославляли не его, а Бога (Мф. 5. 13-16);

- как можно быстрее мириться со своими врагами и соперниками, выполняя и даже с лихвой перекрывая их, вполне возможно и не совсем справедливые требования (Мф. 5. 23-26, 40-42);

- делать добрые дела в тайне, собирая себе тем самым сокровища не на земле, а на небе (Мф. 6. 1-4, 16-21);

- не заботиться о материальных условиях своей жизни (одежде, еде, питье), но искать прежде всего «Царства Божия» и стараться жить по его законам (Мф. 6. 24-34);

- не судить других людей, а смотреть за самим собой, понимая, что осуждение и непрощение других людей приведет к твоему собственному осуждению со стороны Бога по принципу: «как ты, так и к тебе» (Мф. 6. 14-15, 7. 1-6);

- всегда и во всем обращаться за помощью к Богу, не надеясь только на собственные силы (Мф. 7. 7-11);

- не только слушать, но и исполнять слова Иисуса Христа (Мф. 7. 21-29).

Как некая квинтэссенция нравственных правил, определяющих отношения между людьми, в Нагорной проповеди содержится знаменитое «золотое правило» отношения к людям:

«Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7. 12).

При внешней его универсальности и всеобщей применимости, на поверку оказывается, что исполнить его могут лишь люди, вошедшие «в двери» Царства Небесного. Остальным, даже при всем их старании, будет мешать его исполнить непобежденный природный эгоизм, часто помимо воли и сознания человека заставляющий всегда ставить себя на первое место.

Важную роль в Нагорной проповеди играют разъяснения Иисуса Христа о том, как нужно и как не нужно молиться.

В противовес показной молитве фарисействующих лицемеров и многословию язычников Иисус Христос говорит о том, что молиться не следует напоказ и при этом «говорить лишнее». И далее Он дает образец молитвы, которая на все века стала для христиан всего мира главной христианской молитвой, которая по ее первым словам называется «Отче наш» или молитвой Господней. Мы сначала приведем ее полностью на церковно-славянском языке (так она исполняется в Церкви), а затем сделаем краткий разбор в русском переводе.

«Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится Имя Твое,

Да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь; И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим;

И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого; яко твое есть царство, и сила, и слава во веки веков. Аминь» (Мф. 6. 9-13).

Эта молитва учит нас, о чем и в каком порядке надо молиться. Это молитва всех молитв, превосходнейшая молитва. Ее знание нужно каждому христианину, будь то взрослый или ребенок, потому что по своей детской простоте, она доступна пониманию ребенка и может служить предметом глубокомысленных рассуждений для взрослого.

Обращаясь к Богу: «Отче наш», мы сознаем себя Его детьми, а в отношении друг к другу братьями и сестрами, и поэтому молимся не только за себя, но и за всех людей. «Да святится имя Твое» - да будет имя Божье святым для всех людей, которые должны прославлять его своими словами и делами.

«Да придет Царствие Твое». Царство Божье начинается внутри верующего человека, когда через двери покаяния Святой Дух вселяется в него, очищает и преображает его внутренний мир. Благодать Святого Духа объединяет всех верующих людей и Ангелов в одну великую духовную семью, именуемую Царством Божиим или Церковью.

Чтобы добро распространялось среди людей, нужно просить: «да будет воля Твоя и на земле как на небе», - то есть, пусть все на земле совершается по всеблагой и премудрой воле Божьей. Земля представляет собой поле битвы добра и зла и в ограничении проявлений зла нужно опираться за помощью к Богу.

«Хлеб наш насущный дай нам на каждый день». Здесь заключается прошение о даровании нам на сегодня всего, что необходимо, причем, как телесной пищи, так и духовной, по слову Господа: «не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4. 4). Что будет с нами завтра – того мы не знаем, мы полностью в этом полагаемся на волю Божью, а сегодня мы нуждаемся только в «насущном» хлебе - всем том, что поддерживает наше телесное и духовное существование.

«И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» - прошение простить нам грехи наши. Наши долги – это грехи, потому что, греша, мы не исполняем должного и остаемся должниками перед Богом и перед людьми. Это прошение внушает нам необходимость прощать нашим ближним все обиды. Не прощая другим, мы не смеем просить Бога о прощении наших грехов, не смеем молиться молитвой Господней.

О необходимости прощения как ключевого закона Царства Небесного напоминают нам слова Иисуса Христа, стоящие в Нагорной проповеди сразу за молитвой «Отче наш»:

«Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,

А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6. 14-15).

«И не введи нас в искушение» - прошение выдержать испытание наших нравственных сил, когда мы склоняемся к какому-либо греховному поступку. Мы просим Бога оградить нас от падения, если такое испытание наших сил неизбежно и необходимо.

«Но избави нас от лукавого» - прошение избавить от всякого зла и от виновника его – дьявола.

Молитва заканчивается уверенностью в исполнении просимого, с добавлением слова «Аминь» (с евр. – «да будет так!»), ибо Богу принадлежит в этом мире вечное царство, бесконечное могущество и слава.

(продолжение следует... здесь)

начало - здесь