Медведь на ухо наступил? Музыкальный слух есть у всех!

Девочка и мама поют. /© https://www.syl.ru/misc/i/ni/7/0/4/4/4/6/i/704446.jpg
Девочка и мама поют. /© https://www.syl.ru/misc/i/ni/7/0/4/4/4/6/i/704446.jpg

Бывает так, что люди подвергаются дискриминации по признаку якобы отсутствия музыкального слуха: мол, медведь на ухо наступил. «Петь — это не твое!», «Ты лучше рот не открывай!» - согласитесь, такие реплики могут обидеть человека и развить в нём комплексы.

Но в чем-то критикующие правы. Если, например, послушать песни некоторых любителей-гитаристов, то только единицы попадают в ноты и бывает так, что человек, взявший в руки музыкальный инструмент, откровенно фальшивит.

Человек, которому "медведь на ухо наступил", может петь правильно, а человек с "идеальным музыкальным слухом" может фальшивить!

Я общался со многими людьми, в том числе и с теми, на которых вешали ярлыки по признаку отсутствия музыкального слуха. И вот что я заметил: если исполняемая песня простая и хорошо известная, то даже такие люди прекрасно и грамотно ее исполняли.

Меня в музыкальном плане обычно не критиковали. Помню, как в школе, в классе седьмом, у нас появился очень строгий учитель пения. В отличие от прошлых учителей, которые ставили всем пятерки и довольствовались хоровым пением учеников, новый учитель устраивал сольные прослушивания и публично разносил молчунов, симулянтов и фальшивящих. «Вот, Морозов поёт, Обмоин поёт, а вы — не поёте» - восклицал учитель, обращаясь к некоторым ученикам.

На любительском уровне я освоил фортепиано и гитару и даже писал на компьютере фонограммы и продавал их. Но всё равно я несколько раз сталкивался с тем, что меня уличали в отсутствии музыкального слуха. При попытке проанализировать все такие случаи сделал вывод: всегда, когда мне говорили, что я неправильно пою, то я просто плохо помнил мелодию исполняемой песни.

Получается, что дело не в наличии или отсутствии какого-то мифического музыкального слуха, а в развитии музыкальной памяти. Если человек отлично помнит мелодию, то он не может сфальшивить, даже когда у него якобы нет музыкального слуха. И напротив: если человек не помнит песню, то даже обладая признанным музыкальным талантом, он может взять не те ноты.

Но тут есть один нюанс: “не те ноты” могут попадать в гармонию песни, а могут и не попадать. В первом случае неправильное исполнение будет заметно, но не станет резать слух, что не скажешь о втором случае, когда из-за незнания мелодии могут быть исполнены ноты, абсолютно не попадающие в гармонию песни.

Еще бывает так, что человек, даже хорошо помнящий мелодию песни, не может ее грамотно воспроизвести. Причин тут может быть несколько:


- Стеснение, зажатость. Такое состояние приводит к спазму мышц лица и голосовых связок, что не может не сказаться на звукоизвлечении;
- Неправильная техника звукоизвлечения. Помню, учитель пения говорил: «Профессиональные певцы поют так, что у них видно все 32 зуба». Действительно, для четкого звукоизвлечения иногда требуется грамотная работа мышцами лица. Без нее звук либо «проглатывается», либо искажается.

В любом случае для того, чтобы красиво исполнить песню, нужно идеально помнить ее мелодию. Достигается это многочисленными прослушиваниями и тренировками. Уверен, что при желании любой человек может запомнить и хорошо исполнить песню любой сложности. То же самое можно сказать и про людей с якобы с абсолютным музыкальным слухом: не тренируя музыкальную память, безрассудно надеяться на то, что талант позволит быть на коне в любой ситуации. Любой талант увядает без тренировки. Поэтому мое пожелание такое: чаще слушайте музыку, пойте, анализируйте своё исполнение. И успех обязательно придет!