Найти тему
Вехи Синематографа

Василий Тропинин. Художник всегда свободен! Даже в рабстве.

Эти пару строк, я накрапал два года назад к юбилею художника.

30 марта 245 лет назад родился Художник Василий Тропинин. Он начал создавать свои картины, как раз в тот момент, когда происходил самый интересный перелом в русском искусстве. Главным образом, в изображении людей. В допетровской России классической живописи, в европейском понимании этого термина, не существовало вообще. То, чем славна была Русь, это несомненно, иконопись. Православие оставило глубокий отпечаток в нашей культуре. Это истинно наше. Наш менталитет, наша история, наш образ жизни и наше сокровище. Не каждому подобное искусство понятно и зрелищно. Но индивиду обладающему мышлением и воображением нужно непременно посмотреть фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублёв». Там и русская душа и истоки творческого поиска. И то о чём и о Ком русские иконы. Подлинные иконы прошлого сейчас бесценны. Они хранятся во многих музеях мира. Даже в высокогорном католическом монастыре Монсеррат в Испании есть зал посвящённый православным раритетам. Кроме того православные русские иконы предмет коллекционирования для многих увлечённых людей. Об этом есть целая книга у замечательного советского писателя Владимира Солоухина «Чёрные доски». Петровское время сломало все каноны русского искусства. Оно впустило в себя Европу и европейскую школу живописи. Творчество Тропинина уже европейское, но ещё русское. Его, наравне с Карлом Брюлловым и Орестом Кипренским, можно назвать второй волной художников, пришедшей вслед за талантливыми академистами екатерининской эпохи, Рокотовым, Левицким, Боровиковским. Ещё тех, глядя на работы которых, можно погрузиться и в мир салонных интриг и фоворитизма (парадные портреты Рокотова), глубокой красоты (портрет «Русской Моны Лизы» Марии Лопухиной, кисти Боровиковского. Посмотрите на её неуловимую улыбку и иронию в глазах…) Гений Тропинина впитал всё лучшее, что было на Руси до него. Причём впитал всё это трансцендентно и умозримо. По той простой причине, что в юности своей не мог видеть ни одного из этих шедевров и слыхом не слыхивал ни одного из этих имён. Просто по тому, что был рождён в рабстве, для которого в русском языке есть более политкорректное слово, «крепостничество». 

 Василий Андреевич Тропинин родился в 1776-м году в деревне Карпово, в Ногородской губернии. Деревня эта вместе со всеми её обитателями принадлежала графу Миниху. Он мог её проиграть, подарить кому-нибудь или всех «людей мужеска пола» под ружьё поставить. Тогда, вероятно вся история русского искусства пошла бы по другому руслу. Ну это конечно, гипотетически, как в рассказе Рея Бредбери «Эффект бабочки». Герой попал в прошлое, раздавил там бабочку, потом вернулся в своё время, а там всё по-другому. Всё корявое и некрасивое. Так вот и в бытии нашем, как было бы всё уныло, если бы не было картин и музеев, книг и писателей. Но эпоха берёт своё и прогресс в технике создаёт регресс личности. Как не согласиться с высказыванием, «Мозг человека устроен удивительным образом он работает постоянно с момента рождения до покупки смартфона». Но граф Миних не сделал ни то, ни другое, а отдал деревню в приданное своей дочери. Таким образом, будущий художник Тропинин стал собственностью участника русско-турецкой войны, суворовского генерала и участника Бородинского сражения Ираклия Моркова. Он хоть и крепостник, но человек просвещённый. «Людей» своих понапрасну не терзал и даже вольную давал. Так за верную службу отпустил отца Тропинина. Однако Василий ещё долго останется в рабстве. Забегая вперёд можно сказать, что вольную он получит только в возрасте 47-ми лет, будучи уже знаменитым и модным художником обеих столиц. Рисовать он начал с самого детства. Автор книги о нём искусствовед Александра Амшинская писала: «…рисунки дворового мальчика забавляли господских детей, были своего рода курьезом для взрослых. Однако никто никакой пользы в них не видел». Учитывая, что мальчик был сын старосты, его отправили в народное училище в Новгород. Он получил там начальное образование и через несколько лет вернулся в родное село. Хозяин, будучи человеком практичным отправляет Тропинина в Петербург обучаться кондитерскому делу. Дескать, рисунки рисунками, а толковый пекарь в хозяйстве нужнее. В свободное от кулинарии время он посещает Академию художеств на Васильевском острове. Изучает там анатомию и копирует рисунки и гравюры. Кузен хозяина Алексей Морков рассмотрел в юноше талант и оплатил обучение в Академии. С 1799 года Тропинин становится там вольным слушателем, студентом мастерской портретиста Степана Щукина. За шесть лет учёбы в Академии крепостной Василий Тропинин добивается небывалых результатов. Неоднократно побеждает на конкурсах живописи, создаёт несколько нетленных шедевров.

-2

Его работы заслуживают внимания именитых художников и даже императрицы Марии Фёдоровны матери императора Александра I. В то время президентом академии был граф Александр Строганов, коллекционер и меценат. Ему и не вдомёк было, что один из лучших учеников академии, крепостной. Узнав об этом, он пользуясь своим авторитетом, попытался выхлопотать Тропинину вольную. Но тщетно. Крепостное право нерушимо. И ежели барин заупрямится, то ему тут и император не указ. Именно так Ираклий Морков и поступил, он приказал Тропинину вернуться в своё новое имение в Малороссии в селе Кукавка. Вот цитата об этом эпизоде его жизни из одного дореволюционного журнала об искусстве: «Возвращенный в дом графа Тропинин занял место среднее между поваром-кондитером и личным лакеем графа Моркова. И если бы Тропинин проявил хотя бы малейшее стремление к независимости своего положения и таланта, после того когда талант получил правильное, хотя и незаконченное воспитание, то он рисковал бы потерять окончательно всякую возможность заниматься живописью…» Кроме лакейской службы Марков дозволяет Тропинину заниматься живописью. Он расписывает вновь построенную церковь, копирует для хозяина полотна Рембрандта (отличная школа для оттачивания работы со светотенью). В 1807-м году Василий Тропинин женится на вольной женщине Анне Катиной, которая таким образом тоже стала крепостной графа Моркова. Спустя два года у четы рождается сын Арсений, он впоследствии тоже станет художником. После начала войны 12-го года Морков был назначен в командование московского ополчения. И Тропинин с семьёй графа переезжает в Москву. После пожара и отступления Наполеона хозяева отстроили себе новый дом. Вернувшийся с войны Морков, видимо переосмыслил своё отношение к людям. Он построил мастерскую для художника, и Василий Тропинин мог заниматься любимым делом. Будучи ещё крепостным. За последующее десятилетие он создаёт огромное количество портретов. Если взглянуть даже на католог его работ перед нами предстанет весь калейдоскоп московской жизни того времени. Купцы, офицеры, чиновники, крестьяне, литераторы, художники, композиторы. Он становится очень востребован и моден. Имена портретируемых особая статья. Каждый личность и история. Карамзин, Дмитриев, Загоскин, Долгоруков, Горчаков, Всеволжский, Сперанский, Алябьев, Брюллов, Майков, Татищев, Уткин, Пушкин.

-3

И таких имён ещё больше сотни. О каждом из этих портретов можно отдельную статью написать. Всматриваясь в картину, можно просто посмотреть её глазами, а можно задержаться начать читать её как книгу. Этому очень важно научиться для правильного и более глубокого восприятия искусства вообще, а в данном случае, живописи. Читая перспективу картины, разглядывая задний план, перебирая глазами детали одежды или ордена на портрете можно ощутить весь интеллектуальный потенциал и того кто на портрете и того кто этот портрет создал. Если понять и постигнуть это, то можно почувствовать всю гармонию мира и весь опыт человечества в, казалось бы, простом смешивании масляных красок. Конечно, лучше этому научиться с детских лет. Когда нас, ораву ребятишек выгрузили в художественный музей и мы бессмысленно носились из зала в зал выпучив глаза и ничего не поняв, так же и сейчас многие туристические группы пролетают весь Эрмитаж со скоростью мотоцикла. Так делать категорически не нужно. После таких визитов к искусству в памяти ничего кроме цветных пятен не останется.

Точно так же можно прочитать портрет Пушкина, написанный в 1827-м году. Есть мнение, что по заказу друга Пушкина Соболевского. Но возможно Пушкин и сам заказал его. Историки до сих пор об этом толкуют и не пришли к единому мнению. Ведь всё что касается Пушкина, каждая мелочь в его жизни всегда вызывала интерес. Взять хотя бы одежду на портрете. Художник изобразил несколько не обычный костюм из повседневности. Скорее нечто театральное. Возможно домашний халат поверх белой блузы с поднятым воротником сверху повязанный ещё чёрным шарфом. Образ рассеянно-байронический. Этакое творческое дезабилье. На пальцах перстни. Перстни для Пушкина не просто украшения. Они его друзья и часть его жизни. Каждый с историей и до появления у Пушкина и после. Они предметы вдохновения. С ними связаны многие моменты из его жизни. О них стихи. «Храни меня мой талисман», «Сожжённое письмо».

-4

В 1823-м году Тропинин наконец получает вольную и спустя год ему присваивают звание академика. Желая облагодейтейтельствовать бывшего раба, Морков предлагает устроить его на службу, но Тропинин решительно отказывается сменить один хомут на другой. Он навсегда остаётся жить в Москве. На общественных началах занимается с учениками в школе живописи. И ежедневно занимается любимым делом. Ни дня без кисти, как истинный художник. За 81 год своей жизни он создал огромное количество работ. Его картины есть во многих художественных музеях мира. По ним до сих пор рисовать учатся. И всегда будут учиться, потому как Искусство вечно…