История о развитии цветочной отрасли в Нидерландах.
Эта реальная история произошла более чем 400 лет назад, хотя может быть она ближе к воображению чем к реальности.
В 1593 году корабль, отправившийся из Турции, пристал к европейским землям. На борту находился груз разнообразных луковиц, семян фруктов и овощей, привезенных для выращивания. Среди них были луковицы цветка, известного как "тюльпан".
Рассказывают, что происхождение этого названия персидское, от слова tulpan или tolpan на турецком языке, что означает тюрбан или головной убор, из-за сходства между тюрбаном и тюльпаном.
Тюльпаны росли как полевые цветы в Центральной Азии и привлекли внимание Сулеймана I, известного как Сулейман Великолепный, султан Османской империи. Он приказал выращивать эти полевые цветы для собственного удовольствия в нескольких садах. Тюльпан быстро стал символом богатства в Османской империи.
Тюльпан получил свое название благодаря тому, что он похож на тюрбан. Самые богатые османы начали носить тюльпаны на своих тюрбанах.
Попав в Нидерланды, этот цветок перевернул жизнь жителей Нидерландов с ног на голову, что в конечном итоге вызвало экономический кризис.
Так что же произошло?
После посадки луковицы тюльпана появился цветок, цвет которого стал меняться, и на цветке появились очень красивые цветные линии. Это было вызвано безобидной мутацией, которая сделала этот цветок ещё более красивым. И тогда между голландцами началась гонка за обладание этим странным цветком. Цены на цветок начали расти до такой степени, что принцы и аристократы хвастались владением им как удивительным артефактом.
Цветок получил название Centre Augestin, что ассоциировалось со знатью и богачами. Символы тюльпанов вскоре стали видны на картинах и фестивалях. Простые фермеры, чтобы купить луковицы этого мутировавшего цветка, обменивали на них скот, а иногда и дома, цена луковицы была равна цене 12 овец.
В 1636 году цена на луковицу этого сорта, известного как Centre Augestin, достигла шести тысяч флоринов, валюта Нидерландов в то время, что равнялось заработку человека из рабочего класса за весь год тяжелой работы. И люди согласны были покупать луковицы тюльпанов с целью вырастить их, а затем продать многократно завысив цену. Что, безусловно, приносило им быструю, но мнимую прибыль.
Эта шумиха вокруг тюльпанов произошла в период, который в Нидерландах называют золотым веком. Что также привело к самому высокому в мире доходу на душу населения в Нидерландах.
Теперь, возможно, вы задаётесь вопросом о причине завышенных цен на тюльпан.
Экономисты считают, что: то, что произошло с цветком в то время, было не что иное, как первый в истории экономический пузырь. Непрерывная спекуляция товаром приводит к росту его цены до мнимых уровней, далекой от реальной стоимости.
В данном случае спекуляция была цветком тюльпана, и этот пузырь начал раздуваться, его размер начал увеличиваться благодаря безумному спросу.
И так продолжалось с 1636 года до 1637 года, когда спрос на луковицы тюльпанов прекратился, и этот пузырь внезапно лопнул.
Вероятная причина прекращения спроса на цветок в том, что цветов стало так много, что он стал широко употребляться среди всех сословий населения, утратив свое символическое значение роскоши, из-за чего спрос на цветок среди богатого населения начал падать.
Ещё одна версия падения спроса на тюльпаны, это вспышка чумы в 1637 году. В связи с чем торговцы луковицами тюльпана не приехали на аукцион в город Харлем, и продавцы не смогли получить высокие цены, которые они обычно получали за продажу луковиц. Рынок изменился практически за одну ночь. Торговле пришел конец, и люди обанкротились в мгновение ока.
Голландцев охватило состояние паники, которое получило название как тюльпаномания. Цветы начали продавать по любой цене, что вызвало безумное падение цен на луковицы. Это было ещё большее безумие чем безумие роста стоимости. В связи с чем из-за тюльпанов в Нидерландах случился экономический кризис, и сотни людей потеряли свои капиталы и дома.
Несмотря на эту болезненную историю, Нидерланды по сей день выращивают тюльпаны на своих землях. Когда рынок снова пришел в норму, многие предприниматели всё еще видели возможности в тюльпановой индустрии. И хотя спрос на тюльпаны за границей всё ещё был, цены были на самом низком уровне, но креативным голландским торговцам всё же удалось развить процветающую индустрию.
Мало того в Нидерландах есть национальный день тюльпанов (голландский: Nationale Tulpendag). Каждый год в январе на площади в центре Амстердама проходит мероприятие, предваряющее сезон тюльпанов в Нидерландах.
Кекенхоф - крупнейший в мире цветочный сад. Каждый год здесь высаживают более 7 миллионов цветочных луковиц с более чем 800 различными вариантами тюльпанов. Эти луковицы - подарок от производителей отрасли, чтобы показать миру свой живой каталог.
Кекенхоф каждый год меняет свою тематику, поэтому каждый год луковицы высаживают по-разному.
А мутация, благодаря которой получился уникальный цветок стала основой голландского разведения тюльпанов и луковичной промышленности.