Поговорим сегодня о мотивации сотрудников и заодно продолжу комментировать вопросы, высказанные в посте Анастасии Татуловой. Труд облагораживает человека, а мотивация к труду позволяет больше зарабатывать и добиваться лучших результатов, по сравнению с другими. Но.... это пресловутое но, которое скрывает непонимание предпринимателей как точно мотивировать топ-менеджеров, менеджеров среднего уровня и обычных сотрудников.
Обычно, в компании действует одна система мотивации для всех сотрудников, только показатели эффективности, да размер премии у сотрудников отличается. Хотя мотивация в работе сотрудников разного уровня отличается. Что же может повысить мотивацию у
1. рядовых сотрудников - премия, дополнительные выходные и отпуск, дружный коллектив и общие развлечения после работы.
2. менеджеров среднего звена - деньги, похвала и дальнейшая ступенька в карьере.
3. топ-менеджеров - признание их заслуг, похвала, участие в сложных проектах, деньги. Для топ-менеджера деньги не будут решающим фактором в его работе, потому что его должность и уровень ответственности предполагают высокую заработную плату. Т.е. для топ-менеджера высокий должностной оклад и бонусы за выполнение KPI или сложный проект являются обязательным условием предложенного ему опциона предпринимателем-будущим работодателем.
Но..., опять это но, для топ-менеджера важнее получение от работодателя нематериальной мотивации в виде
- известного и престижного бренда, что автоматически повышает стоимость сотрудников на рынке труда;
- представление компании на известных конференциях, круглых столах и т.д. для полезных знакомств и установления деловых партнерских отношений. В этом случае и начинает работать нетворкинг:
- рекомендации и помощь в получении новых профессиональных навыков или скиллы. Бывает, что топ-менеджер решил пройти переподготовку и получить дополнительную специальность или пройти обучение по программе MBA (за свой счет, конечно). Для топ-менеджера важно применять новые скиллы в проектах компании и добиваться лучших результатов, но в этом случае нужна поддержка владельца бизнеса.
У топ-менеджера и собственника компании разные цели. Собственник строит и развивает свой бизнес на долгие годы, а сотрудник любого уровня решает свои карьерные задачи. По большому счету, сотруднику все равно выживет компания на рынке во время кризиса или нет. Главное, чтобы ему зарплату платили вовремя и можно было работать стабильно. Для топ-менеджера карьерный рост в компании ограничен. Не может же он занять место собственника, хотя и такие случаи бывали.
Теперь отвечу на вопросы из поста Анастасии Татуловой.
1. Видите ли вы (верите ли вы)) в связь опциона и результата? Есть прямая связь между цифрами и результатами. Определяются ежемесячные КРI, выполнение которых анализируется, и затем составляются планы на следующий месяц. Можно, конечно, отменить в компании мотивацию и премию, установить оклады в среднем или выше рынка сотрудникам. Но вся эта конструкция будет временной. Пока выручка в компании снижается и сотрудник не нашел себе другую работу с более высокой зарплатой.
2. И связана ли денежная мотивация с эффективностью работы на топ-позиции? Смотря что предприниматель считает эффективностью. Можно увеличить выручку компании в 3-5 раз в течение года, открыть 150 магазинов, сократить потери на складе и воровство в магазинах и все равно топ-менеджер будет не эффективным, потому что.....гладиолус. Потому что "что-то маловато в прошлом году выросла выручка. Ты, давай, мне сделай так, чтобы выручка выросла в два раза". А деньги топ-менеджеру? Так я же тебе плачу, что ты еще хочешь? Работай лучше...
Крах компании начинается не миллиона, а с копейки и жадности предпринимателя, который не хочет ничем делиться с сотрудниками - ни славой, ни уважением, ни деньгами.