Введение
Данная статья посвящена людям, которые по тем или иным причинам хотят научится разбираться в компьютерных комплектующих.
В интернете большое множество ресурсов, которые посвящают в тему лишь поверхностно или же рекомендуют готовые сборки, которые по их мнению "лучшие за свои деньги". Данная же статья существует для того, что бы дать читателю базу знаний, благодаря которой он сможет на основе своих потребностей и бюджета
самостоятельно определить для себя необходимую сборку.
Немного личного опыта
Около двух лет назад я ощутил острую необходимость заиметь в личное пользование персональный компьютер и с данной мыслью полез в сеть интернет. Там я наткнулся на обилие готовых решений от сетевых магазинов и местных "знатаков". Немного изучив материал, я решил проверить, кто все же прав больше. Сравнив цены на готовые сборки и отдельные комплектующие из этих сборок(все в рамках интернет магазина "ДНС"), я заметил весьма солидную переплату за готовые решения и понял, что это не наш вариант. В этом плане оказались честнее интернет-эксперты, но и тут все не так гладко. Уже на тот момент я начал замечать, что большинство сборок не оптимальны по соотношению цена качество, либо и вовсе устарели. Как с этим обстоят дела на данный момент, я не в курсе.
Как итог, я решил поделиться накопленным опытом с людьми, которые, как и я в свое время задумались над приобретением компьютера для себя, близких или просто в подарок, но так же как и я категорически не хотели переплачивать.
Бюджет и Цели
Цели могут быть самые разные, например: работа в word или excel, работа с графикой, серфинг интернета и просмотр фильмов, старые игры, новые игры и многие другие.
Само собой, для каждой цели вам необходимы разные мощности. Например для игры в старые игры (вроде танков) или работы с документами вам особо мощное железо не понадобится, в отличие от игровых новинок, которые требуют мощного железа или же работы с графикой и спецэффектами для которых вам и вовсе понадобится “суперкомпьютер”.
Разумеется все это стоит разных денег и зачастую очень ощутимых, поэтому рекомендую сразу определиться с целями использования, но даже если вы впоследствии захотите расширить функционал вашей вычислительной машины, то сделать это без особого труда можно в любой момент путем апгрейда.
Центральный Процессор(CPU/ЦП/Камень)
Процессор - пожалуй центр вашего компьютера, ведь именно от него будет зависеть выбор большей части остальных компонентов, таких как оперативная память, материнская плата и блок питания.
В мире центральных процессоров существует два лагеря Intel и AMD (синие и красные соответственно). Оба производителя предоставляют массу отличных решений, как в плане цены, так и производительности.
По опыту скажу, что если отбросить идеологический аспект выбора (в мире существуют адепт которые полностью отрицают как синих, так и красных), то получается что каждый производитель заполняет ценовые пробелы друг друга, но
красная сторона вопроса выходит несомненно дороже. Поясню данную логическую ошибку - у нас есть модель от Intel и модель от AMD, несмотря на конкурирующие положение этих моделей, вариант от красных окажется мощнее соперника, но и соответственно дороже, и получается ,что доплатив еще немного можно взять уже следующую модель от синих. тут главное вовремя остановиться.
Перейдем к характеристикам:
Количество ядер и потоков - количество ядер напрямую влияет на производительность, значит придерживаемся логики “больше - лучше”, помимо этого большая часть процессоров на данный момент обладают двухпоточностью, то есть в каждом физическом ядре может находится два виртуальных потока, что в свою очередь увеличивает скорость обработки информации. Самые современные процессоры оснащаются производительными ядрами, которые обладают двухпоточностью и энергоэффективными, которые не обладают двухпоточностью, но в то же время требуют намного меньше энергии, что положительно сказывается на температурах камня.
Поддерживаемый тип памяти - речь идет об оперативной памяти. В характеристиках процессора указывается тип поддерживаемой памяти и ее максимальная частота, в случаях превышений которой система работать откажется
Частота - существует базовая и турбо режим. Влияет на количество совершаемых за единицу времени вычислений, придерживаемся логики “больше - лучше”. В турбо режим процессор переходит автоматически, его не следует путать с разгоном.
TDP - энергопотребление и тепловыделение в одном флаконе. При расчете мощности блока питания и подборе охлаждения для цп используется одна и та же величина.
Количество транзисторов - величина так сказать абсолютная, та же логика “больше - лучше”
Графическое ядро - отдельно ядро, отвечающие за обработку графики, как правило в среднем на 5% слабее своих аналогов без таковых. Является хорошим решение в случае, если компьютер нужен для самых базовых целей по типу документов и интернета, ведь отпадает необходимость покупать дискретную видеокарту, что ожидаемо позволяет сэкономить.
На чем не следует заострять внимание:
Кэш процессора - внутренняя память процессора, которая рассчитывается индивидуально для каждого камня и служит для хранения базового набора команд.
Техпроцесс - по большей части понт от производителя, показывающий на сколько маленькие в процессоре транзисторы.
Архитектура - разнится от поколения к поколению, служит для обозначения семейства процессоров
Дальше хотел бы разъяснить про маркировки и индексы. Начнем с Intel:
Существуют ряды процессоров celeron, pentium, core и xeon.
celeron - крайне слабый и устаревший продукт, к рассмотрению его принимать не стоит.
pentium - достаточно слабые процессоры, но они несомненно лучше celeron.
core - самое многообразное семейство с огромнейшим выбором камней на любой карман.
xeon - семейство процессоров для серверного оборудования.
Далее идет разделение по ценовому и соответственно мощностному сегменту внутри группы core, основной на сегодняшний день, это - i3/5/7/9.
После идет от 4 до 5 цифр. Первые 1-2 указывает на поколение процессора, остальные 3 на его положение в этом поколение.
далее идут суффиксы процессоров:
К - возможность разгона процессора, то есть увеличение тактовой частоты его ядер.
F - означает отсутствие встроенного видиоядра.
Остальные суффиксы являются устаревшими и в современном мире не встречаются от слова совсем.
Теперь разъясню про лагерь красных, то есть про AMD.
Их процессоры делятся на серии А, Athlon, Phenom и Ryzen.
К нашему счастью первые три с производства практически полностью сняты, а значит предстоит разбираться только в самых интересных моделях.
Делятся они к слову так же как и intel core, на ryzen 3/5/7/9, по правде говоря существует еще линейка threadripper, но это совершенно жуткие монстры по сравнению с обычными, пусть даже самыми мощными процессорами (флагман линейки насчитывает аж 64 ядра и 128 потоков).
Далее идут отличия с синими, только в том что линейка ryzen моложе чем core и насчитывает меньше поколений (у Intel 14 против 7 у AMD), а в остальном все тоже что и у Intel, только немного отличаются цифровые обозначение и совершенно другие суффиксы.
G - камни со встроенной графикой (стоит понимать, что у Intel все, что не обладает суффиксом F имеет встроенную графику, в отличие от AMD, у которых логика обратная)
GE - видиоядро плюс пониженное энергопотребление, встречаются крайне редко
X - функция авторазгона процессора(не то же самое, что турборежим у синих. Является возможность в автоматическом режиме добавить мощности сверх верхнего предела обычных значений процессора).
В конце параграфа хотелось бы отметить, что встроенное графическое решение в процессорах ryzen показывает в нагрузке результаты превосходящие конкурента синей стороны от полутора до двух раз (однажды видел сравнение в сети интернет).
Материнская Плата(Мать/Материнка)
Камень преткновения большого масштаба. Материнских плат много, они имеют разную цену и крайне привлекательный внешний вид, но вот разобраться в чем между ними разница бывает затруднительно. Для того и существует мой труд, поэтому начнем.
Разумеется компьютер это система, а в системе все взаимосвязано. В разделе процессоров я не упомянул так называемый сокет, проще говоря крепление в которое встанет камень, созданный под этот сокет. Как у красных, так и у синих процессоры создаются под собственные сокеты, но не все так просто. Intel меняют сокеты своих процессоров в среднем раз в два поколения (вероятно для больших продаж материнок) и узнать их можно по трем буквам LGA. У красного конкурента в лице AMD дела обстоят в данном вопросе получше, они поддерживают до последнего свои стандарты. Так например сокет АМ3+ встречается крайне редко, и что логично подходит только для очень старых камней. АМ4 наиболее распространенный, все актуальные процессоры ryzen встают даже на самые старые материнки соответствующего сокета, за исключением самых новых (на данный момент это ryzen 7 поколения), под которые разработан сокет АМ5.
И вот вы в каталоге, отсортировали подходящие платы по сокету, что же дальше?
Дальше стоит определиться с чипсетом. Начнем по традиции с Intel.
G, P - то что не стоит и рассматривать по причине малого функционала и их устаревшего статуса.
Q - чипсет для процессоров предназначенных для серверного оборудования (процессоров семейства xeon)
H n10 - самый бюджетный сегмент, подходящий исключительно для базовых задач.
B n60(365) - базовый сегмент. Ничего примечательного в них нет, но работаю исправно.
B 250 - платы, предназначенные для майнинг станций.
Н n70 - по большей части является аналогом Z чипсета, но без переплат за расширенный арсенал возможностей (представляющих спорную ценность для людей, которые не являются энтузиастами компьютерного дела)
Z n90 - материнские платы высокого ценового сегмента. Как говорится, тут полный фарш: топовое исполнение, дизайн, скорость обмена данными и самое главное - возможность разгона.
Х299 - данный чипсет прибывает в суперпозиции, так как он был представлен в далеком 2017, вероятно обновляться больше не будет,. Хоть и с натяжкой, но можно считать его устаревшим.
W480 - полезный, но не очень популярный чипсет, подходящий для тяжелых вычислительных расчетов по типу графики, спецэффектов, инженерных вычислений и прочего.
Таким образом основных чипсета для процессоров Intel остаётся 4, все так же в порядке возрастания цены.
Перейдем к лагерю AMD.
А88, А68Н, G - устаревшие платы, для не актуальных процессоров.
A n20- те, что под гнездо АМ4, являются аналогом плат на В чипсете от Intel. Самый базовый и дешевый сегмент.
В n50 - аналог Н n70 плат у Intel(будто договориться не смогли).
X n70 - в свою очередь является аналогом Z чипсета, но в отличие от Intel у них это основной топовый сегмент, а не забытый.
WRX80, X399, TRX40 - платы для процессоров серии threadripper.
С большой долей вероятности мог возникнуть закономерный вопрос, а на что вообще влияет этот пресловутый чипсет? Постараюсь ответить. Поскольку все что только можно в компьютере устанавливается на мать, на эту самую мать ложится задачу по связи всех комплектующих в ту самую систему и качество исполнения влияет на задержку и скорость передачи информации. Таким образом и получается, что дорогая материнка не поднимет вам производительности, но обеспечит максимальную скорость работы остальных комплектующих и не будет их ограничивать. Вдобавок от исполнения зависит и количество внешних портов (например usb).
Далее мы смотрим на форм фактор платы, который существует в 3 основных форматах: Standard-ATX, Micro-ATX и Mini-ATX, в соответствующем порядке уменьшения размера платы, что в свою очередь влияет только на количество слотов расширения (что будет не так важно для рядового пользователя).
После выбора формата платы смотрим на характеристики оперативной памяти, не забывая консультироваться по этому поводу с процессором. Важен ее стандарт(ddr4 или ddr5, устаревший ddr3 возможно найти разве что на вторичке), поддерживаемый объем и герцовка (она же частота). Количество слотов памяти не играет особо великой роли и зачастую не пригождается больше двух.
Не следует забывать и об М.2 разъемах, что позволяют подключать накопители соответствующего формата (быстрейшие на данный момент).
Ну и напоследок wifi-модуль. На мой взгляд, в большинстве случаев это бестолковая переплата рубля, поскольку все пользуются кабельным интернетом из-за преимущества оного в скорости.
Оперативная Память(Оперативка/Оператива)
Вот мы и подошли к последнему пункту, относящемуся к основной тройке. Спешу вас обрадовать, информации здесь будет меньше, чем в предыдущих пунктах.
Думается мне, что никого уже удивить не получится словами о том, что больше = лучше, но переплачивать мы конечно не хотим, мы здесь не за этим.
Сначала краткий ликбез о функциях данного устройства. Оперативная память отвечает за временное хранение данных, как нетрудно догадаться для рядовых задач (включая игры) большого объема не понадобится, но важную роль играет скорость памяти и ее задержка.
Начнем с типа (стандарта) памяти. Выше по тексту писал о ddr3 памяти, не стоит того - старая, медленная и не вступает в контакт ни с одним современным процессором. Далее, что выбирать, разумеется, зависит от бюджета: имеется распространенная ddr4 память и новейшая, сверхскоростная ddr5 память. Само собой, память нового стандарта поддерживают только новые процессоры, но есть нюанс. Новые процессоры Intel поддерживают как ddr4, так и ddr5 (пока что), в отличие от новых ryzen, которые внимание уделили только новому, сверхскоростному стандарту. Это дает некоторую свободу для дальнейшего апгрейда при выборе синей стороны (при условии, что вы готовы раскошелится на камушек последнего поколения), в отличие от красной.
Перейдем к количественным характеристикам. Обычному рядовому пользователю редко необходимо больше 16гб оперативки. Если есть свободный бюджет, то конечно можно увеличить объем до 32гб, но в повседневных задачах вам вряд-ли столько понадобится. Большой объем оперативки необходим как всегда для инженерных программ, обработки графики, фотографий, спецэффектов и прочих тяжелых программ. Какой бы объем вы не выбрали, стоит брать комплекты от двух до четырех планок памяти, ниже поясню почему.
Герцовка, она же частота. Лучше всего брать память с максимально дозволенной процессором частотой (разумеется это указано в характеристиках процессора). Больше чем тянет проц брать не рекомендуется, существуют риски не стабильной работы.
Перейдем к самой сложной части, которую я упрощу до пары слов: меньше = лучше (вопреки всем остальным характеристикам). Поясняю: речь идет о таймингах, то есть о задержки в работе памяти. Думаю тут принцип понятен, чем ниже задержка, тем быстрее память работает. В основном производители указывают 3-4 главных тайминга, на деле же их намного больше и каждый отвечает за свою операцию, но самым важным все таки является первый. Стоит отметить, что не стоит сравнивать тайминги ddr4 и ddr5 памяти, хоть на первый взгляд и кажется что у оперативы нового поколения неоправданно высокие тайминги в сравнение с предшественниками, это нивелируется конструкционными отличиями, так что переживать не стоит, ddr5 будет в любом случае быстрее и отзывчивее старого поколения.
Важно, чтобы все модули которые вы установите были одной модели (дабы у них полностью совпадали тайминги) и имели одинаковый объем, иначе ваша система будет работать крайне не стабильно.
Последний пункт к выбору памяти не относится, но упомянуть его стоит. Это режим работы памяти, бывает одноканальным, двухканальным и четырехканальным.
Одноканальный режим работает по умолчанию, двухканальный активируется автоматически при правильной инсталляции плашек в плату (обычно при наличие более двух слотов они окрашены попарно), но лучше уточнить активность соответствующего режима в биосе. В двухканальном режиме у вашей памяти уменьшается задержка при чтение/записи данных, что позволит ей работать быстрее (именно по этому и стоит взять условно 2 планки по 8гб, чем 1 на 16гб. В случае наличия 4 слотов можно взять и вовсе 4 по 4гб, но на мой взгляд это уже лишнее, лучше в случае нехватки добавить еще столько же памяти).
Четырехканал на обычных платах практически не поддерживается и является в основном прерогативой серверных систем, да и по большому счету не имеет значительных отличий от двухканального режима работы.
Графический Ускоритель (Видеокарта/Видюха)
Итак, мы перешли к тому, что будет радовать нас красивой и сочной картинкой, а это важно как никак. Тут ситуация интересная и немного схожа с тем что происходит в войне процессоров. Существуют два мастодонта в лице красного лагеря AMD (все те же) и на этот раз лагерь зеленых в лице Nvidia (почему то только сейчас до меня дошло, что не всем может быть ясна эта палитра. Все просто: синий, красный и зеленый это основные цвета в стилистиках соответствующих компаний). В войну десктопной графики так же пытается вступить и лагерь синих, разумеется в лице Intel, летом, получается уже прошедшего года, они презентовали 2 видеочипа собственной разработки. Их мощность ну очень утруждает (для компании это первый опыт как никак) и цены на них выше чем у конкурентов, поэтому сейчас их рассматривать не стоит, но возможно через пару лет будет на что глянуть.
Как повелось, сначала разъяснения, как говориться о наболевшем. Сначала немного матчасти. Видеокарта это по факту отдельное комплексное устройство, устанавливаемое в PCI-e слот. Представляет из себя плату с вмонтированным графическим процессом, банками (чипами) видеопамяти и системой охлаждения. Система крайне схожа с основной тройкой (мать, проц, оператива). Точно так же главную роль тут играет процессор, в роли видеочипа, банки памяти выступают временный хранилищем данных, а плата обеспечивает их гармоничную взаимосвязь. Так же практически все современные видеокарты, которые мощнее картошки требуют дополнительного питания, подключаемого напрямую от блока питания, и они очень прожорливые (основная мощность бп будет уходить на видеокарту).
Вокруг видиоускорителей существует пара легенд, разумеется разной степени абсурдности. Первый и самый популярный, звучит так: чем больше видеопамяти, тем лучше карта. Сюр. Видеопамять это конечно хорошо, но не на столько. Из некоторых ведер частенько звучит мнение о том, что все что имеет менее 12 гб видеопамяти брать категорически нельзя. Что же, можно, не так много карт в принципе имеют больше 10 гб, а в современных реалиях больше 6 гб редко когда нужно (разумеется если вы не работаете с графикой). Второй по популярности (хоть и второй, но звучит намного реже) миф гласит о том, что видеокарта не должна быть намного сильнее процессора. Это миф, но лишь на половину. Рассмотрим ситуацию на примере видеоигры в жанре шутер. В сетевых шутерах крайне важен параметр fps (frames per second, они же кадры в секунду), разумеется он ограничен параметрами монитора, но сейчас мы не принимаем это во внимание. У нас есть средней мощности камень, не самый слабый, но далеко не самый мощный и самая крутая видеокарта. Так вот этот камень не будет ограничивать вашу крутую видеокарту, поскольку шутеры не так требовательны к цп, и он вполне будет успевать справляться с нагрузкой (в отличие от очень слабого камня, который правда будет тормозить и не давать карте работать на максимум), как следствие ваш показатель fps будет максимальным. С обратной ситуацией будет тоже самое, за исключением симптомов (в первом случае это микрофризы, во втором рваная картинка). Пожалуй это все что стоило опровергнуть.
Так зачем все таки нужна вам эта карточка и нужна ли вообще?
Первый ответ банальный - работать (уже сам себе надоел, в каждом втором абзаце об этом говорю, но что поделать, как говориться).
Второй ответ - играть в игры с хорошей картинкой и высокой плавностью, разумеется!
Пусть не все признают игры, но благо таких людей со временем становится все меньше, а игры становятся все качественнее (хоть и однообразнее) и их индустрия развивается. Очень большое количество людей собирает себе системы специально заточенные под данную задачу, и ваш покорный слуга в свое время исключением не стал.
Пора бы и к делу переходить. Как я уже сказал рассмотрим мы сегодня красных и зеленых, без участия синих. Тут много нюансов, но скрывать не стану, я предпочитаю карты от Nvidia.
И так, начнем с классификации зеленых:
Titan, Tesla, Quadro - сегменты сверхмощных вычислительных ускорителей, подходящих для крайне серьезных вычислений, обучения нейросетей и прочих нетривиальных задач. Цена соответствующая (лучше самому глянуть).
GT - устаревшая линейка, малой мощности.
GTX - постепенно устаревающая линейка, но тем не менее будет популярна еще какое то время за счет приемлемой цены. На мой взгляд лучше раскошелиться побольше и взять уже серию RTX.
RTX - названная в честь одноименной и фирменной технологии Nvidia. Современные, мощные и навороченные видеокарты, советую покупать исключительно их, почему, поясню чуть ниже.
Далее идут приставки (хотя это скорее суффиксы, по аналогии с процессорами), их 2:
Ti - производное от Titan. Является лучшей модификацией по сравнению с первоначальной моделью.
Super - лучше оригинала, но хуже чем Ti, проще говоря середина (По необъяснимым для меня обстоятельствам 1660 super на 6,7% мощнее чем 1660 Ti).
Далее пару слов о теории поколений. Они на данный момент исчисляются тысячами (в прошлом - сотнями), модели же в свою очередь десятками (пока что самой широкой была 3000 линейка, насчитывающая 5 моделей, начиная с 3050 - самой слабой, заканчивая 3090 - самой мощной, разумеется с соответствующими модификациями).
Вот и разобрались с классификацией, теперь поговорим о преимуществах. Все карты начиная с 2000 серии оснащаются технологиями RTX и DLSS. Первая позволяет обрабатывать фотореалистичный свет в реальном времени. Это не кажется чем то значительным пока не увидеть воочию (очень рекомендую глянуть, видео со сравнением много) и к большому сожалению отгрызает изрядный кусок производительности видеокарты, но самые последние карты от зеленых бьют все мыслимые и немыслимые рекорды производительности, так что это перестает быть проблемой. Вторая же наоборот позволяет значительно повысить выходящий fps в играх за счет хитрой технологии рендеринга. Кадр отрисовывается в плохом качестве, после чего с помощью встроенной в карту нейросети на аппаратном уровне повышает качество до необходимого, что позволяет обрабатывать намного больше кадров за секунду (если короче - апскейлинг). Проблема заключается в том, что не все проекты (но большая современная их часть) поддерживают данные технологии, но рано или поздно таковыми станут все.
Перейдем к красному лагерю c radeon. С ними все чуток проще.
R5, R7, R9 - старые модели radeon существовавшие примерно до 1000 серии Nvidia (разумеется в соответствующем порядке и устаревали)
Pro - профессиональной направленности ускорители, являющиеся аналогами Titan, Tesla, Quadro, за тем нюансом, что они слабее и менее функциональнее.
RX - актуальная линейка карт radeon, является аналогом линейки RTX (только с 5000 серии).
Также имеет приставки по аналогии с Nvidia - XT и ХТХ, с тем отличием, что у красных пока что только одна карта имеет приставку ХТХ, остальные же только ХТ или не имеют приставки вовсе.
Сначала существовала в формате 500 серии с 4 моделями в семействе с очень большим разбросом мощности, после чего перешла в 5000 серию, с дальнейшим начислением поколений в тысячах, как у конкурента, но модельными рядами в сотнях, в отличии от конкурента. К сожалению Radeon ’s не имеют таких же классных технологий как Nvidia (у них есть разработка под названием FSR, которая и впрямь неплохо повышает качество, но она не так универсальна как DLSS, вдобавок является программной, а потому общедоступной, значит может использоваться даже с картами Nvidia), их карты иногда даже дороже и менее мощны (radeon это дочернее отделение AMD, которое занимает графическими ускорителями, если кто позабыл).
Пока писал последнее отступление вспомнил, что люди не просвещенные иногда считают (мне пару раз такие встречались), что radeon работает только в одной телеге с ryzen, но нет, это не так.
По моей рецензии могло создаться впечатление, что radeon ни то что внимания не заслуживает, а даже взгляда в его сторону, но это не так. Бывают хорошие предложения в бюджетном сегменте и не только (от 2000 серии и старше я бы все равно смотрел в сторону зеленых), да и по чистой мощности они проигрывают не так уж и сильно.
Как подобрать себе красоту для глаз? Не так уж и сложно:
Первостепенно разумеется определяем бюджет, потом смотрим, что под него подпадает. Ищем в интернете аналогии потом идем их сравнивать на следующий сайт: https://technical.city/ru (там можно сравнить и процессоры, так что будет подсказкой для осиливших до этого момента). Примерно определяемся с моделью и ищем подробные тесты производительности в сети интернет (на том же technical city можно глянуть тесты производительности в играх при разном разрешении и качестве).
Когда все сравнили и определились с моделью ищем подходящего вендера (производителя) следующим образом находим все в той же сети интернет обзоры компонентов платы, качества исполнения и системы охлаждения(лучше от мастеров (рекомендую канал Vik-on/Vik-off), а не диванных экспертов). Если все понравилось, то закидываем в корзину.
Поздравляю, еще один этап пройден!
Накопители Данных
Ну а мы переходим к следующему этапу. На очереди накопители данных, которые что логично записывают в долгосрочной перспективе данные и позже предоставляют к прочтению. Существуют 4 типов, (рассмотрим только внутренние, без чего то по типу флеш-память и внешних жестких дисков) различаются по разъему подключения и скорости чтения/записи информации :
Жесткий диск - он же хард, болванка, винчестер. Классический способ хранить информацию. Дешевый в производстве, имеет низкую скорость, около 180мб/с. Существует в формате 3,5 дюйма для стационарных компьютеров и 2,5 для ноутбуков. Для подключения используется sata lll порт.
Твердотельный SSD - является следующей ступенью эволюции. Вместо вращающегося диска использует уже банки памяти, что позволило ускорить его примерно до 2,5 раз, то есть до 500+мб/с. Кстати все имеют формат 2,5 дюйма и подключаются по прежнему через порт sata lll.
SSD M.2 - на мой взгляд - лучшее, что существует на сегодняшний день, хоть и дорого. Имеют форму пачки жвачки, только тоньше, обладает крайне внушительной скоростью: 3500мб/сек у средних моделей и 7000+мб/сек у топовых, подключается напрямую в материнку через соответствующий порт М.2. Компактно, резво, сердито.
PCI-e SSD - крайне быстрые, встречал однажды такой со скоростью чтения 15000мб/сек, подключаются в слот того же формата, что и видеокарта, но крайне дорогие. Скорее всего SSD M.2 со временем заменят их полностью.
В каком то году в свет вышел формат U.2, который работал по той же технологии NVMe, что и М.2 (обмен данных по линиям со сверхвысокой пропускной способностью), но с тем отличием, что подключался через кабель, а не напрямую. Ему пророчили большое будущее, однако сейчас он забыт.
В большинстве случаев сочетают несколько типов памяти в одной системе. Как правило это высокоскоростной ssd, на сегодняшний день это разумеется М.2 и дешевую память с большим объемом, как нетрудно догадаться самый обыкновенный хард. Первый ставят под систему (windows, Linux), любимые игры и часто используемый софт, второй же под все остальное: фото, видео, документы и прочее, кому на что хватит фантазии.
Как и всегда сначала решаем с бюджетом, потом лезем выбирать.
Для всего необходимого софта и пары игр вполне достаточно 250гб, если есть переживания, что места не хватит, то выбирайте ssd на 500гб, их хватит наверняка (только не забудьте проверить, поддерживает ли выбранная вами мать порт М.2 и какие форм-факторы). Со скоростью все как обычно - больше = лучше. После того как к чему нибудь присмотрелись, разумеется, идем смотреть отзывы и тесты в разных бенчмарках (стоило разумеется упомянуть пораньше, бенчмарк - программа для тестирования оборудования под искусственной нагрузкой. Существуют практически для любого железа). Не забудьте докупить радиатор, если он не предусмотрен изначально.
Далее по плану жесткий диск. Тут вообще заморачиваться не стоит. Выбираем интересующий объем, максимальной скорость, после чего консультируемся с отзывами. Если все в порядке, берем.
Хотелось бы уточнить что максимальная скорость последовательного чтения это не совсем та скорость, с которой к вам будут поступать данные. Безусловно, чем выше максимальная скорость, тем быстрее будет ответ от хранилища, но постоянно рассчитывать на максимум не стоит. После запроса ssd начинает шерстить всю имеющуюся память, на предмет необходимого файла, и только после его обнаружения начинается его считывание. Это хоть и задержки, но они мало ощутимы, исправные М.2 справляются с этой задачей за доли секунд, но положение можно улучшить наличием DRAM-буфера. Это локальная память накопителя, которая используется как своеобразное хранилище ссылок на файлы, что позволяет обнаруживать их с минимальной задержкой и сразу приступать к считыванию. Ставятся эти чудесные буфера либо на очень вместительные ssd, скан которых без обращения к буферу будет занимать явно больше, чем доли секунд, либо на накопители высокого ценового сегмента.
Блок Питания (Бп)
И вот мы практически в конце, всего пара шагов и можно идти покупать запчасти для будущего зверя, но не рекомендую спешить. В данном разделе информации будет совсем не много, однако блок питания это крайне важная штука, на которой не рекомендуется экономить. Как известно, скупой платит дважды. Некачественный блок питания может не выдержать даже малейшего скачка напряжения и спалить вам все то добро, в которое вы совсем недавно вложили свои кровные.
Начнем с расчетной мощности. Не секрет, что каждый элемент потребляет свое питание, разумеется его можно и вручную посчитать, но в сети интернет существует большой выбор так называемых “калькуляторов”, которые сделают это за вас.
Вот один из них https://www.bequiet.com/ru/psucalculator. Он удобен, но у него есть маленький недостаток, он фирменный и выдает только блоки от be-quiet. Это хорошая фирма, сам прожил с их блоком 1,5 года, но не стоит останавливаться только на них, вам нужна только мощность. К результату можно смело накидывать 25-30% (разумеется можно и больше, если рассчитываете на апгрейд) и искать блок в данном диапазоне. На хорошие блоки гарантия до 10 лет, а это что-то точно да значит. Следующее, это сертификат 80 plus. Он означает кпд блока (соответственно больше 80%) и рассчитываются они в количестве 6 штук. Я рекомендую брать хотя бы бронзовый (хоть и самый минимальный, однако он есть), это будет значить, что модель прошла проверку качества и не сожжет вам компьютер при любом удобном случае.
Форм-факторов существует несколько, но под подавляющее большинство корпусов подходит ATX, даже думать не приходится.
Последняя характеристика это крепление кабелей. Бывают 3 типов:
“Монолитный” - не имеет отстегивающихся кабелей.
Полумодульный - основный провода (которые 100% будут использованы) присоединены к блоку, остальные могут быть отстегнуты по необходимости.
Модульный - все кабеля свободно отстегиваются.
Разумеется мой фаворит это модульные/полумодульные блоки, по сколько позволяют аккуратнее организовать кабельменеджмент (аккуратная и опрятная укладка проводов) внутри корпуса, однако с ними бывает проблема в виде неработающих кабелей. Однажды явился жертвой подобного, когда купил относительно дешевый бп с полностью модульной системой, а он не заработал, после замены на такой же история повторилась и пришлось взять монолитный be-quiet. Тем не менее сейчас у меня полностью модульный бп, которым пользуюсь уже с полгода и никаких проблем не наблюдаю (скорее всего был брак во всей партии).
Далее сверяем на всякий случай пины с матерью (они стандартизированы, так что подвоха можно не искать), смотрим, что бы нормально вставало в корпус (не вверх ногами) и по уже отработанной схеме с отзывами и обзорами действуем.
Охлаждение(Охлад, Водянка)
Тут задача крайне тривиальная, и можно даже в большей степени полагаться на эстетическую составляющую (кроме сжо, там лучше подумать). Разумеется охлаждать мы будем центральный процессор и глобально можно разделить это самое охлаждение на 3 группы:
Воздушное - на процессор устанавливается конструкция, которая через теплотрубки отводит тепло от процессора на радиатор, а тот в свою очередь охлаждается продувом от кулеров. Простая, надежная, а главное эффективная система. Существуют формата горизонтальные, горизонтально-башенные и башенные. Первые два использовать не рекомендую поскольку воздух они выдувают не сквозняком, а боковую стенку. Далее еще раз смотрим на TDP процессора, выбираем ему подходящую с башню хорошим количеством теплотрубок и достаточным отводом тепла, разумеется желательно брать с запасом и конечно не забываем про отзывы.
СЖО/СВО - система жидкостного/водяного охлаждения. Те в свою очередь делятся на кастомные и закрытые. Первые существуют в большей степени ради понтов и при некачественной сборке могут затопить ваш системник, вдобавок стоят очень дорого. Вторые в свою очередь надежнее (существует группа людей, которые боятся и их из-за пары инцидентов которые произошли очень давно и относятся скорее к статистической погрешности, говорю как пользователь подобного) и способны отводить больше тепла, чем классические башни (хотя некоторые башенные монстры оспорили бы этот тезиз).
Прочее - это собирательная группа является уделом энтузиастов, которые прожигают новенькие процессоры за считанные дни экстремальным разгоном и охлаждают их жидким азотом. Это как самый явный пример, а так, у кого на что фантазии хватит.
Настоятельно не рекомендую забывать наносить термопасту перед инсталяцией охлаждения.
Корпус
Отлично! Вы собрали свой маленький домашний шедевр инженерной мысли, осталось завернуть его в самую красивую обертку. Тут благо есть где разгуляться, производители не скупятся на всевозможные формы, цвета и размеры, а если еще и светиться по вашему желанию, так вообще же чудо!
Тут рекомендации минимальны. Выбираете себе короб под соответствующий форм-фактор материнской платы и размер видеокарты (а то в сети интернет можно найти множество забавных кустарных решений, принятых на скорую руку из-за не влезающей видюхи), с большим количеством кулеров или креплений под них, для хорошей продуваемости (2-3 спереди на вдув и 1 сзади на выдув, если чувствуете что компьютер сильно греется, можно поставить еще наверх, насколько место позволят, тоже на выдув) и нижним расположением блока питания, да и все.
Ваш зверь готов и вы вольны им распоряжаться как вздумается!
Послесловие
Некоторые вещи я не упомянул намеренно, с целью не забивать вам голову еще сильнее, некоторые мог просто забыть. Разумеется, этот так называемый “гайд” существует как введение, хоть и достаточно подробное, но все таки введение в постоянно расширяющийся мир компьютерных технологий. Надеюсь хоть кому то он будет полезен и поможет.
Не забывайте обслуживать свои компьютеры и содержать их в чистоте!