Ликвидность активов

Все ценные бумаги на фондовом рынке размещаются эмитентами, а именно организациями, компаниями или самим государством любой страны с целью привлечения финансирования на развитие бизнесов или проектов. Это можно сделать несколькими способами:

  • занять деньги, для этого эмитенты выпускают облигации,
  • предложить стать частью компании и выпустить акции, которые дают право на долю прибыли компании.

Но все компании совершенно разные. Как же выбрать ту, которая будет успешно развиваться, давать регулярную прибыль и не обанкротиться в тот момент, когда инвестор решил купить акции, облигации и др инструменты?

Нужно научиться анализировать рынок, разбираться в основных понятиях и показателях, влияющих развитие на компании.

Ликвидность акций и облигаций

При выборе инструмента для инвестирования на фондовом рынке любому инвестору необходимо в обязательном порядке привести их оценку на ликвидность.

Ликвидность ценной бумаги (акций, облигаций и тд) отражает её перспективы  на рынке. Получится быстро и без потерь продать актив по его рыночной стоимости или нет? Именно на этот вопрос и отвечает показатель ликвидности.

Ликвидность товаров

В экономике в целом термин ликвидности отражает тот же смысл, а именно способность товаров и услуг быть быстро проданным по рыночной цене. Если проще, то чем быстрее товар можно поменять на деньги, учитывая его цену, тем он считается более ликвидным. Стоит учитывать это при анализе компании, ведь чем больше бизнес производит ликвидных товаров, тем больше выручка, лучше положение и перспективы.

Все объекты, поддающиеся продаже можно квалифицировать на:

  • неликвидные,
  • низколиквидные
  • высоколиквидные.

Чем выше доля высоколиквидных активов в компании, тем легче им исполнять свои финансовые обязательства, а чем больше неликвидных или низколиквидных, тем труднее.

У любого товара или  ценной бумаги всегда есть риск ликвидности. Он  заключается в том, что объект могут не продать  раньше окончания срока действия по справедливой цене.

Как оценить риски ликвидности? Использовать в своем анализе различные расчетные коэффициенты, которые отражают соотношение между объемами активов и соответствующих обязательств.

Давайте подробнее остановимся на анализе ликвидности ценных бумаг.

Измерить ликвидность активов можно, опираясь лишь на фундаментальный анализ компаний, которые данный актив выпускают. Большое внимание стоит уделить их устойчивости и платежеспособности. Данные показатели отражают реальную ситуацию, способность компании справляться со своими обязательствами. Правильно анализируя компанию, можно рассчитать потенциальные риски и предвидеть падение или рост активов, понять их ликвидность, а следовательно собрать в портфель только качественные инструменты.

Один из показателей, который отражает финансовую устойчивость и платежеспособность компании можно с помощью коэффициента текущей ликвидности (Current ratio).

Коэффициент общей ликвидности отражает, сможет ли компания за счёт активов покрыть кредиты.  Формула выглядит таким образом:

Коэффициент общей ликвидности = все активы/ текущие обязательства

Если значение =1, то размер оборотных активов равен размеру обязательств, следовательность денег с продажи активов хватит на закрытие долгов

Если значение меньше 1, то размер оборотных средств больше размера долгов, а значит денег с продажи активов хватит на закрытие долгов. И после поражения у компании еще останутся собственные средства.

Если значение больше 1, то размер денежных средств меньше суммы долгов, поэтому у компании не будет возможности распалиться.

Следовательно отдавать предпочтение компаниям, у которых значение равно  1 и выше.

Активы компании делятся на краткосрочные и долгосрочные части.

Разберем на примере завода:

На заводе выпускаются автомобили. Запчасти, расходники – составляют краткосрочную часть активов компании, а станки, оборудование – долгосрочную. Если вдруг компания перестает генерировать выручку, то ей проще всего расплатиться с долгами, продав часть краткосрочных активов. Поэтому при расчете берутся только краткосрочные, оборотные активы, а не все. За это отвечает коэффициент текущей активности.  Он показывает, может ли предприятие покрыть свои краткосрочные обязательства за счет только краткосрочных активов. Поэтому здесь формула и смысл отличается:

Коэффициент текущей ликвидности = краткосрочные активы/ краткосрочные кредиты

Коэффициент абсолютной ликвидности

Коэффициент абсолютной ликвидности (англ. cash ratio) – показатель, отражающий какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно. Является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия.

Вычисление коэффициента абсолютной ликвидности

Формула коэффициента денежной ликвидности:

CR = денежные средства + краткосрочные рыночные вложения/ Краткосрочные обязательства

Коэффициент быстрой ликвидности (Quick Ratio) – индикатор, также отражающий платежеспособность заемщика. При расчете данного коэффициента обращается внимание на скорость продажи запасных активов: в случае если компания не сможет быстро продать запасы, то она будет гасить краткосрочные обязательства за счет более ликвидных активов.

Коэффициент быстрой ликвидности ( QR) = (Оборотные активы - Запасы) / Краткосрочные обязательства

Запасы – низколиквидные активы. Их сложнее продать, поэтому они не участвуют в расчете.

Считается, чем выше данный коэффициент, тем лучше чувствует себя компания. За нормальное значение принято 1 и выше. Но это значение может отличаться в зависимости от отраслей. Коэффициент меньше 1 – негативный сигнал для инвесторов, так как появляется риск потери платежеспособности компании. Если слишком высокий – тоже плохой знак, что много средств уходит внутрь компании, вместо того чтобы приносить прибыль.