424K подписчиков

Как корни блюза, джаза и соула оказались во всех самых популярных плейлистах наших дней

Блюз, джаз и соул — три кита афроамериканской музыки. Насколько вы удивитесь, если узнаете, что творчество практически всех современных исполнителей содержит в своей ДНК базу из этих жанров? В этом посте мы расскажем, как блюз и его производные проникли в сердечки масс и кого послушать, чтобы лучше разбираться в истории музыки.

Блюз, джаз и соул — три кита афроамериканской музыки. Насколько вы удивитесь, если узнаете, что творчество практически всех современных исполнителей содержит в своей ДНК базу из этих жанров?

Как все начиналось

Рабочие песни-переклички и ритмичные хлопки в ладоши — вот что можно было услышать 150 лет назад в полях дельты Миссисипи, на железных дорогах и в джук-джойнтах (подобия клубов, в которых темнокожие отдыхали в свободную минуту). Именно здесь, на американском юге, зародился блюз — музыка работяг, жизнь которых была бедна и убога.

По словам отца блюза Уильяма Хэнди, «открытие» жанра произошло в 1906 году, когда на вокзале он услышал игру ножом по струнам гитары. В 1912-м Хэнди издал книгу нот Memphis Blues и так стал первым композитором, написавшим блюз.

Конечно, Хэнди не в одиночку сформировал жанр. Отец дельта-блюза (из дельты реки Миссисипи) Чарли Паттон значительно повлиял на современную американскую музыку. Он вдохновил несчетное количество исполнителей по всему миру и много раз сидел в тюрьме, как и большинство блюзменов. В камере Паттон создавал очередной блюз, а после выхода на свободу записывал и дарил шерифу. Прямо-таки эталонный гангста-рэпер до того, как это стало мейнстримом.

После формальной отмены рабства в 1863 году и вплоть до 1970-х темнокожие бежали от проявлений расизма и законов Джима Кроу (неофициальное название законов о расовой сегрегации в некоторых штатах) на север и запад. Новый Орлеан, Детройт, Мемфис, Калифорния, Техас — блюз играли везде. Джимми Рашинг, Бесси Смит и Роберт Джонсон стали главными героями тридцатых годов.

.
.

Хаулин Вульф, Вилли Диксон, Мадди Уотерс также совершили это путешествие в 1940-х и изобрели новый чикагский блюз, что привело к формированию ритм-н-блюза, а впоследствии и рок-н-ролла.

Наглядный пример: I Believe I’ll Dust My Room Роберта Джонсона — классический блюз, 1936 год. Но та же песня в исполнении Хаулин Вульфа в 1966-м уже обрела новое звучание.

Как блюз продолжает звучать в современной музыке

Блюз подарил миру не только игру слайдом на гитаре, которую активно применяют рок-музыканты, но и блюзовую сетку — каркас, который обыгрывают остальные инструменты.

Блюзовая сетка представляет собой сложную гармоническую прогрессию в музыкальном размере 4/4 с пульсацией. Другими словами, конструкция и ритм блюзовой мелодии легли в основу большей части современной музыки.

Примеров множество:

Чак Берри — Johnny B. Goode.

Cream — Sunshine of Your Love.

The White Stripes — Ball and Biscuit.

Все эти песни либо используют форму гармонической прогрессии, либо блюзовую гамму. И эти гаммы — мажорная и минорная — часто встречаются даже в хэви-метале (AC/DC Highway to Hell).

Если вы меломан или просто любите слушать разную музыку, вам стоит сыграть в «Звукоманию» от аудиосервиса «Звук».

Механика простая: слушаете фрагмент из популярного трека и стараетесь угадать его как можно быстрее, зарабатываете баллы и получаете призы. Каждую неделю 1000 лучших игроков достанутся промокоды от партнеров, а в конце сезона 100 главных звукоманов заберут билеты на концерты, беспроводные наушники, умные колонки и другие полезные девайсы.

Кроме того, в африканской музыке есть традиция «говорящих инструментов». В наши дни ее отражение можно найти в творчестве совершенно разных исполнителей. Например, в песне пост-панк группы Interpol — Obstacle 1, где отчетливо слышно гитарную перекличку (когда партию одного инструмента исполняют на двух — так, будто они «общаются» друг с другом).

Блюз, джаз и соул — три кита афроамериканской музыки. Насколько вы удивитесь, если узнаете, что творчество практически всех современных исполнителей содержит в своей ДНК базу из этих жанров?-3

Подавляющая часть блюзовых текстов — о том, что лирической герой снова влип. Уволили с работы — получается блюз. Ушла подружка — тоже блюз. Любимая собака скоро умрет — снова блюз.

Хаулин Вульф:

Блюз — это когда ты понимаешь, что у тебя нет этого и вот этого, а потом смотришь на людей, и у них это есть. Ты заглядываешь в свое сердце, и там рождается блюз.

Поэтому современные минорные тексты — наследники блюзовой традиции спасаться от тоски с помощью музыки.

Чем дальше, тем разнообразнее

Параллельно с блюзом развивался и другой основополагающий жанр современной музыки — джаз.

Один из основоположников джаза — Джелли Ролл Мортон — работал пианистом в борделе Нового Орлеана. Он импровизировал: играл быстро, весело и порой распевал стихи с сексуальным подтекстом. Как и блюз, джаз распространился на американский север, а оттуда — на остальной мир.

Джазовые музыканты вроде Луи Армстронга, Майлза Дэвиса и Дьюка Эллингтона использовали такую же гармоническую прогрессию, как в блюзе, но уже с более свободным и экспериментальным подходом к ритму.

Блюз, джаз и соул — три кита афроамериканской музыки. Насколько вы удивитесь, если узнаете, что творчество практически всех современных исполнителей содержит в своей ДНК базу из этих жанров?-4

Когда микрофоны и электрогитары перестали быть чем-то редким и недоступным простым музыкантам, блюз трансформировался в ритм-н-блюз, а потом сыграл ключевую роль в появлении рок-н-ролла, соула, фанка и современного R&B.

Традиции блюза унаследовали Ни-Йо, Джон Ледженд, Рафаэль Саадик, Джейми Фокс, частично Ашер, Алиша Киз, Марвин Гей и другие. По мнению многих критиков, именно Марвин Гей является величайшим ритм-н-блюзовым исполнителем в истории музыки. Альбом What’s Going On — классика из мира соула и блюза. Журнал Rolling Stone даже поставил его на шестое место в списке 500 главных альбомов в истории.

В 1950-х на основе ритм-н-блюза появился соул и стал для чернокожих исполнителей заменой традиционного блюза, когда его позаимствовали белые музыканты.

Первым, кто осмелился сделать микс из разных направлений, был Рэй Чарльз. Он переплавил в единое целое R&B — в те годы это была музыка клубов и забегаловок — и духовные христианской песни, которые до этого звучали только на религиозных церемониях.

В 1955-м госпел Jesus is All the World to Me в исполнении Рэя Чарльза превратился в I’ve Got a Woman, а в песне Hallelujah, I Love Her So сохранились характерные для молитв слова и обороты.

Блюз, джаз и соул — три кита афроамериканской музыки. Насколько вы удивитесь, если узнаете, что творчество практически всех современных исполнителей содержит в своей ДНК базу из этих жанров?-5

Долгое время бытовало мнение, что чувство блюза, джаза и соула — компонент исключительно «черной» крови. Однако «белая» кровь смогла себя проявить, и возникли новые направления: британский блюз, белый блюз-рок и даже blue-eyed soul, в который попадали все белые исполнители соула. Первым стал дуэт The Righteous Brothers.

Параллельно с ними соул играли The Young Rascals, Hall and Oates и Delaney and Bonnie.

Отдельного внимания заслуживает Дженис Джоплин — вспышка в истории белой соул-культуры. Дженис с детства была под впечатлением от исполнения Бесси Смит и проникла в самую суть афроамериканского вокала. На сцене она разрывалась невероятным количеством эмоций, но очень быстро сгорела, став одной из «Клуба 27».

Наследником ритм-н-блюза стал рок-н-ролл — тот же блюз, но с ровным фоновым ритмом. Чтобы ощутить разницу, сравните песню Hound Dog Биг Мамы Торнтон с версией в исполнении Элвиса Пресли.

Блюз и рок-н-ролл пересекли Атлантику, поселились в Англии и там переродились в блюз-рок. Одним из самых известных представителей этого жанра был Джими Хендрикс.

Блюз, джаз и соул — три кита афроамериканской музыки. Насколько вы удивитесь, если узнаете, что творчество практически всех современных исполнителей содержит в своей ДНК базу из этих жанров?-6

Джими Хендрикс:

Первым электрическим гитаристом, которого я услышал, был Мадди Уотерс, и он напугал меня до смерти.

Что касается рока, то как раз в 60-е и 70-е он начал ветвиться на множество поджанров. Появились глэм-рок, панк-рок, психоделик-рок и другие. Подробнее — на схеме ниже.

Блюз, джаз и соул — три кита афроамериканской музыки. Насколько вы удивитесь, если узнаете, что творчество практически всех современных исполнителей содержит в своей ДНК базу из этих жанров?-7

Прошлое прошлым, но что мы имеем сегодня?

Времена каторжных работ и джук-джойнтов позади, но блюз, джаз и соул живут в творчестве исполнителей в разных вариациях и сегодня: нуар-джаз, нео-соул, хэви-метал-блюз, джаз-фьюжн — перечислять можно чуть ли не до бесконечности.

Бобби Раш говорил: «Чувак, это блюз — король всей музыки. Это как готовить картошку: ты можешь пожарить, можешь запечь, можешь порезать, а можешь растолочь, — это все еще картошка».

В этом посте мы представили 20 культовых исполнителей блюза, джаза и соула, а также несколько современных групп. Послушать всех перечисленных музыкантов можно в приложении «Звук» в HiFi-качестве. И там же — угадать мелодии в «Звукомании», чтобы получить шанс выиграть ценные призы.

ИГРАТЬ В «ЗВУКОМАНИЮ»

Реклама. ООО «Звук»

Пост автора specials.