Найти тему

Что на самом деле Пушкин думал о истории России?

А.С. Пушкин
А.С. Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в истории русской литературы. Неслучайно В.Г. Белинский назвал Пушкина «солнцем русской поэзии». Все последующие писатели и поэты России неизбежно оказывались под большим впечатлением от произведений Александра Сергеевича. Традиционно Пушкина в первую очередь воспринимают как выдающегося поэта – автора романа в стихах «Евгений Онегин» и ряда других выдающихся литературных произведений. Однако важно подчеркнуть тот факт, что Пушкин был хорошим знатоком русской истории. Это позволило ему создать целый цикл прозаических произведений, посвящённый различным историческим сюжетам. Среди них можно отметить: «Арап Петра Великого», «Капитанская дочка», «История Пугачева» и ряд других. Целью данной работы является анализ взглядов Пушкина на историю России на примере его исторической прозы.

«Арап Петра Великого»

Одним их первых прозаических произведений Пушкин стал незаконченный роман «Арап Петра Великого». В центре сюжета – жизнь Арапа, который стал крестником Петра Первого. Прототипом главного героя стал предок самого Пушкина Абрам Петрович Ганнибал, русский генерал африканского происхождения. При написании данного романа Пушкин опирался на исторические сочинения И.И. Голикова и А.О. Корниловича. Однако естественно произведение Пушкина нельзя считывать исторического работой, это прежде всего художественный роман по историческим мотивам, в котором отразились представления великого писателя о переломной эпохи в истории России.

Пушкин оценивает в данном произведении Петра как «великого человека». Он умен, деятелен, великодушен. Его помыслами движет желание принести благо российскому государству. Пушкина явно привлекает образ самодержавного правителя, обладающего силой и волей возводить новые города, несмотря на сопротивление природной стихии. Царь смог собрать вокруг себя талантливых соратников, поддерживающих его преобразования (князь Меньшиков, Бутурлин, Шереметьев, Долгорукий).

Пушкин изображает Россию как страну, находящаяся на историческом подъеме. Петр Первый начал глубокие преобразования, которые затронули все сферы жизни. Пушкин пишет: «Россия представлялась Ибрагиму огромной мастеровою, где движутся одни машины, где каждый работник, подчиненный заведенному порядку, занят своим делом[1]». Подобный образ России явно контрастирует с образом Франции, которая страдает от кутежей и разврата парижского двора : «…французы смеялись и рассчитывали, и государство распадалось под игривые припевы сатирических водевилей». Франция – это страна с великим прошлым, а России – страна с великим будущем.

Однако исторический образ России в романе Пушкина не лишен противоречия. В одном государстве уживается и новые и старые порядки. Символом старого времени и обычаев в романе стал боярин Гаврила Афанасьевич Ржевский. Он придерживается старых традиций и ненавидит иностранцев, но он не в силах противиться петровским реформам и духу времени – дочь боярина славится как лучшая танцовщица на петровских ассамблеях. Боярин говорит о обучении русской молодежи за границей: «Чему там научаются наши дети? Шаркать, болтать бог весть на каком наречии, не почитать старших да волочиться за чужими женами».

«История Петра Первого»

Петр Великий
Петр Великий

«История Петра Первого» является черновым наброском большого исторического труда, который начал писать Пушкин в 1834 г. Для допуска к архивным документам писатель отправил прошение на имя императора Николая Первого, который дал свое согласие. Черновые наброски «История Петра Первого» позволяют оценить масштаб замыслов писателя. Пушкин стремился описать не просто деятельность царя на фоне эпохи, а дать описание широкого среза политических и социальных событий (народ, дворянство, торговля, военное дело, просвещение и др.).

Пушкин рисует исторической портрет Петра Первого, выделяя положительные и отрицательные стороны его правления. Государственные реформы назрели и имели в целом положительный эффект, но крайние и жестокие формы их реализации привели к многочисленным жертвам. Пушкин писал о «крутом и кровавом перевороте, совершенном мощным самодержавием Петра». Пушкин сравнивал Петра с Робеспьером и Наполеоном, подчеркивая мысль о том, что российским царь был революционером на царском троне. Реформы Петра не нашли понимания у большей части населения России, привыкшего к старым обычаям и взглядам. В этой связи Петр был вынужден в первую очередь опираться на силу. Взгляд Пушкина на российскую историю лишен идеалистического восприятия, он старается подчеркнуть переломный и противоречивый характер начала XVIII века, получившим выражение в деятельности Петра Первого.

Подобный подхода к написанию истории правления Петра не нашел поддержка у императора Николая, прочитавшего рукопись текста. Царская цензура запретила публикацию в полном виде черновых заметок Пушкина. До революции 1917 г. публиковались лишь отдельные части рукописи, прошедшие цензуру.

«История Пугачева» и «Капитанская дочка»

Восстание Пугачева
Восстание Пугачева

Наряду с петровским временем не менее важным историческим сюжетом, волновавшим Пушкина, было Пугачевское восстание. Чтобы написать историю пугачевского бунта Пушкин кропотливо собирал исторические материалы, беседовал с очевидцами, в 1833 г. он побывал на местах сражений и главных действий восстания. Книга «История Пугачева» был первым законченным историческим трудом писателя, который был опубликован при его жизни в 1834 году.

Труд Пушкина начинается с предисловия, в котором описывается заселение Яика казаками и их военных походы в Иран и Хиву. В XVIII веке наметился процесс сокращения казацкой вольницы и введения новых налогов. Это вызвало ропот и недовольства среди казачества, что вылилось в восстание. Говоря о предпосылках восстания Пушкин выделяет произвол местных чиновников и неспособность казаков добиться переговоров с императрицей Екатериной Второй. Как заключает Пушкин: «Все предвещало новый мятеж. Недоставало предводителя. Предводитель сыскался».

Пушкин изображает Пугачева как хитрого и жестокого человека, который без всякого сомнения приказывает пытать и казнить защитников захваченных крепостей. Восстание разрасталось стремительно. С каждой неделей к Пугачеву присоединялись гарнизоны новых крепостей. Пугачева продолжил укоренившуюся на Руси традицию самозванства, объявив себя императором Петром III, который умер в 1762 г.

Пушкин подчеркивает, что успехам восставших способствовал удачно выбранный момент для выступления – значительная часть русских войск была отправлена в Польшу и Турцию. Попытка направить против пугачевцев казаков и калмыков заканчивалось, тем что они стремительно переходили на сторону восставших.

Пушкин воссоздал в своей работу широкую историческую панораму казацкого восстания. Писатель характеризует восстание как «зло, ничем не преграждённое, разливалось быстро и широко». Тем не менее он не сводит причины событий лишь к случайному стечению обстоятельств. Причины восстания лежат в противоположности социальных интересов дворянства и «черного народа» (казаки и крестьяне).

Интересен тот факт, что «История Пугачева» была напечатана с разрешения императора Николая Первого. Как предполагают историки, данным сочинением самодержец хотел напомнить упрямым помещикам о крестьянской войне прошлого, чтобы не допустить новую крестьянскую войну.

Роман «Капитанская дочка» стал художественным изложением пугачевского восстания. Если провести сравнение образов Пугачева в двух указанных произведениях, то можно выделить определенные различия: в «Истории Пугачева» предводитель восстания изображен как крайне жестокий человек; Пугачев в «Капитанской дочке» обрисован как противоречивая и сложная фигура, которая может проявить как жестокость, так и благородство. Пушкин пишет: «…собрал злодейскую шайку, произвёл возмущение в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей, производя везде грабежи и смертные убийства…». Однако в отношении молодого дворянина Петра Гринева он поступает иначе. В ответ на оказанное ранее ему добро Пугачев отпускает Гринева, одаривая его деньгами.

В романе «Капитанская дочка» представлен сложный и противоречивый образ предводителя народного восстания, который нельзя свести только к положительным или отрицательным качествам. Исторического фигура Пугачева символизирует для Пушкина русский бунт — бессмысленный и беспощадный.

Заключение

-4

Оценивая исторические взгляды Пушкина, стоит отметить, что в центре его внимания находились, прежде всего, переломные моменты в истории России XVIII века. Реформы Петра и восстание Пугачева объединяет общая черта – сила исторической личности, которая способна вершить судьбы многих людей, что приводит зачастую к трагическим последствиям. Изучая прошлое России, Пушкин старался подойти к нему объективно на основе внимательного изучения архивных документов и бесед с очевидцами событий.

Однако важно понимать, что книги Пушкина проходили государственную цензуру и писатель не всегда мог открыто излагать все свои мысли. Например, после отправки рукописи о восстания Пугачева императору Николаю, Пушкин выражал большие сомнения в том, что книгу позволят опубликовать. Несмотря на все ограничения, Пушкину удалось в своих исторических произведениях воссоздать всю противоречивость и сложность описываемых событий, продемонстрировав силу и слабость исторических личностей.