Приветствую вас, друзья!
Сегодня я порассуждаю о минимализме, но не как о направлении в живописи, а как о соотношении фона и объектов в картине, количестве деталей.
Как течение в живописи, минимализм - это, на мой взгляд, скорее протест против классической живописи со всеми ее канонами и прочим. Всем нам известен и "Черный квадрат" Малевича в том числе. Но я не о нём. По моему личному мнению, минимализм (как направление в искусстве) - это скорее про дизайн, хороший вкус и, безусловно, талант. Но не совсем про живопись, даже если она называется "интерьерной" или "современной". Все-таки дизайн - это больше про утилитарность, а искусство - в бОльшей степени про творение)
Я писала статью про золотое сечение и разные другие стандарты - там я говорила о прекрасном правиле построения композиции - о правиле третей: делим холст на 3 равные части по вертикали и горизонтали и получаем точки силы, участки распределения (и "загруженности") объектов композиции.
Немного теории) Композиция (от лат. compositio - составление, связывание) - в общем смысле соединение частей произведения в единое целое. Гармония здесь достигается с помощью равновесия и единства частей. Равновесие, в свою очередь, предполагает сбалансированность элементов между собой за счет распределения смысловой и визуальной нагрузки, динамики и пропорции частей и целого (здесь можно вспомнить в т.ч. о симметрии), цвета, света и фактуры.
Живопись прошлых веков предполагала насыщенное объектами полотно. Вспомните: интерьеры, одежда, натюрморты наполнены деталями. Возможно, но это мое личное впечатление, дело еще и в том, что заказчики (люди состоятельные) носили "сложносочиненные" наряды и просто не были готовы платить художнику за "воздух")
К слову, у Тициана есть некоторое количество таких минималистичных портретов. Некоторые эксперты в области искусства предполагают, что на работы художника наложил отпечаток общий "кризис идеалов", усиление инквизиции. Возможно это отчасти и так, но я вижу, что даже портреты дожей, а не рядовых дворян, весьма скромны в деталях.
Всем известный портрет, прекрасный в своей лаконичности и контрасте света и тени.
На этой картине, если смотреть соотношения, 2/3 занимает небо, треть - море и немного места лодка.
Стоит отметить, что у Куинджи многие пейзажи минималистичны. В приведенных мною примерах большую часть занимает небо, а "Волга" наполнена воздухом и ощущением простора.
Вот пейзаж Левитана: ветер, воздух, простор, облака.
Говоря о русских художниках 19в, не могу не отметить также Серова с его портретами, кажущимися простыми, но при этом наполненными жизнью (тот же "Портрет императора Николая II"). Но здесь я покажу другую картину, которая одновременно скромна (цвет, детали) и вызывающа (для своего времени):
Немного о современниках - давайте посмотрим работы художников 20 и 21 века:
У Эндре Пеноваца есть большая серия работ с котиками, выполненных тушью. Мне всегда нравились его работы этой простотой - такой, которая возможна только при большом таланте.
Я писала статью о стилизации и в этой акварели Пеноваца все как раз так - посмотрите, объём и движение ткани создается только изменением принта из горошин.
Интересный художник (Роберт Рот), у которого большая серия таких пейзажей с небом в главной роли.
Я, конечно, не могла обойти стороной одного из моих любимых художников - это Маги Пуиг (Magi Puig). И его картины, в которых нет ничего лишнего, но много эмоций и ощущений.
Это еще один художник - Вероника Лобарёва - посмотрите, как много воздуха в ее картинах. Что меня восхищает: простота (кажущаяся) мазков и лаконичность цвета (кажущаяся, но какие оттенки!). Это очень талантливо - писать "пустоту" так, чтобы картина была наполнена содержанием) Большую часть пространства на двух приведенных мною в качестве иллюстрации картинах занимает песок, но зато какие тени!
Обобщая все написанное, скажу, что минимализм при всей своей простоте сложен. Это смело и талантливо - писать то, чего нет (не видно глазу), но создавать ощущение объёма и наполнять смыслом. Как в вокале, например, красивый голос - это прекрасно, но (что очень важно!) нужно понимать сколько длить звук и когда нужна пауза (они, паузы, не менее важны, чем наполнение звуком).
Вдохновения вам, друзья!