Я хочу вам сказать, что у меня бывает состояние, когда хочется молиться редко-редко, редко-редко хочется молиться, чаще всего не хочется, как и много что другое.
Кстати, это для таких, как мы, ненормальных, нормально. Вот мы все знаем отца Сергия. Он на одной ноге ходит. Зимой сложно, в лед скользко. Летом натирает, преет.
Это хорошо для его состояния. Другого нет. Хоть так, но двигается. Поэтому то, что мы тоже инвалиды, грехом пораженные, и для нас в естественном образе жизни безногим ходить на протезах и на костылях кажется тяжело. Нам это кажется неестественным.
Кроме этого, в этом мире есть еще молящийся за нас ангел и противоборствующий, падший ангел — бес. Это тоже нужно помнить.
Поэтому вот признак какой?
Вот я что-то доброе делаю, поэтому все должно быть гладко. Так, если бы не было бесов. А они есть. Поэтому когда они видят, что мы идем путем спасения, это вызывает у них раздражительность, зависть и злобу. Поэтому искушения будут обязательно. Будет война, противостояние, противоборство.
Поэтому молитва — это что? Это самая действенная форма, ведущая к спасению.
Может ли бес быть спокойным, когда люди молятся? Ни в коем случае. Если он не сможет человека от молитвы оттолкнуть, тогда молитва превратится в название без сути.
Вспомним пример. Были две женщины, они уже обе покойные. Они в церковь ходили. Имена не буду называть. Был праздник в церкви. Их привели на помазание. Я присмотрелся к ним. Одна из них поставила одну ногу немного вперед. Во время молитвы так ставить ногу не получится.
Получается, что как будто приказ отдавать собирается. А когда перед Богом стоишь, смирение невольно проявляется, и ноги по-другому встанут. Я присмотрелся. Идет служба. Они стоят и обсуждают пение. При этом они стоят и крестятся.
Бывший директор пивзавода у нас была. Было общение с ней. Я ее убедил, что в церковь нужно ходить и причащаться. И вот она пришла один раз, а потом встретила меня и сказала, что больше не может прийти. Я спросил: "Почему"?
Она ответила:
"Я не знаю, как себя вести правильно. Я стояла на службе. Сзади стояли две ваши бабушки. Они всю службу спорили между собой. Обсуждали пирожки. Был будничный день, народу было очень мало, но эти две бабушки так самозабвенно молились, что мне так и не удалось уследить за ходом молитв. Но зато рецепты жареных и печеных пирожков я теперь знаю четко".
То есть вот это крайняя форма лжемолитвы, извращения. А бывает и по-другому.
У меня было такое состояние в молодости во время молитвы, что я ничего не чувствовал. Я внутри не чувствовал, сколько времени прошло. И во время богослужения служба закончится, а в душе одно сожаление: хоть бы молебен еще какой-то придумали. Как все быстро пролетело. Никаких посторонних чувств. Еще пример сейчас скажу.
Во время учебы в семинарии каждую среду ходили в храм Покрова Божьей Матери. Там во время молитвы были услышаны очень сильные слова. Я вставал на коленки, и каждый раз вставал, и была лужа слез. Мне тогда было 19-20 лет.
И вот такое состояние во время молитвы: нет посторонних мыслей. И я постоянно стал искать это состояние. И если не было этого состояния, то я чувствовал полное смущение, потерю мира душевного.
Я искал когда если был не так в пользу смущение, потеря мира душевного. Я искал в молитве не Бога, не беседы с ним, а вот этих состояний. Это называется духовный блуд. Я изменял Господу.
Поэтому вот разные формы извращений бывают. Поэтому враг сопротивляется, если он кого не может оттолкнуть вообще от молитвы, тогда он делает, чтобы молитва извратилась. Поэтому кто молится, тот знает как это бывает. Бывают и другие формы бесовских искушений. Их не может не быть.
Поэтому как сделать, чтобы этого не было? Если этого нет, значит надо задать себе вопрос: почему бес не борется с тобой?
Значит, ты уже давным-давно стал ему другом, и сам аккуратно идешь в ад. Поэтому не может не быть борьбы. Другое дело, что люди полнотой своего покаяния приходят к состоянию бесстрастия тишины. Но это не в миру, как мы бултыхаемся.
Как вообще к этому относиться?
Молиться с чувствами легко и радостно. А без посторонних мыслей молиться тоже хорошо. Как этому относиться? Как к милости Божьей. Вот сегодня Господь меня порадовал. Сегодня удалось молиться так, что мыслей было немного. Господь меня порадовал. А например, когда я сегодня молюсь, посторонние мысли, какие-то и чувства возникают. Значит, сегодня я молился без помощи Божьей.
Господь дал мне увидеть, какой я есть на самом деле. Вот мое настоящее нутро. Ну себя познать — это тоже хорошо. При этом мы помним, что главное в беседе, чтобы ты меня понял. Объясниться с Богом так, чтобы себя услышать.
А чувства — это не главное.
Читайте еще: