44 подписчика

Звезда «Дракулы» сражался на Восточном фронте во время Первой мировой войны

Хотя большинство знает Белу Лугоши по роли графа Дракулы в экранизации романа Брэма Стокера 1931 года, мало кто знает о его службе в австро-венгерской армии во время Первой мировой войны. Знаменитый актер мало рассказывал об этом периоде своей жизни, но за все годы рассказал несколько лакомых кусочков своим коллегам по фильму.

Ранние годы Белы Лугоши и его дебют на сцене

Бела Лугоши, 1900 год.
Бела Лугоши, 1900 год.

Бела Лугоши родился как Бела Ференц Дезё Бласко 20 октября 1882 года в Луго, Венгрия. Когда ему было 12 лет, он бросил школу, сбежал из дома и устроился на несколько работ, прежде чем начал свою карьеру на сцене в 1902 году. Его самые ранние известные роли были в провинциальных театрах в сезоне 1903-04 годов.

В 1911 году Лугоши переехал в Будапешт, где выступал в постановках Венгерского национального театра. В период с 1913 по 1919 год он сделал блестящую актерскую карьеру, сыграв в около 172 постановках.

Служба Белы Лугоши в австро-венгерской армии

Бела Лугоши, 1932 год.
Бела Лугоши, 1932 год.

Хотя он редко обсуждал это время в своей жизни, Бела Лугоши активно служил во время Первой мировой войны, добровольно отправившись в 43-й Королевский венгерский пехотный полк в 1914 году в качестве лыжного патрульного. В составе австро-венгерской армии его отправили на Восточный фронт, где он и его товарищи постоянно сталкивались в боях с российскими войсками.

Среди самых катастрофических сражений для австро-венгерской армии была Карпатская зимняя кампания 1915 года. Это произошло в результате боевых действий, произошедших между русскими и немцами во время битвы при Танненбурге, после которых наши части двинулись в приграничный район Австро-Венгрии. Во время боев под Рогатином, на территории нынешней западной Украины, Лугоши получил первое ранение.

После выздоровления он присоединился к усилиям по вытеснению русских частей с южных перевалов Карпат. Хотя это в конечном итоге привело бы к тупиковой ситуации между двумя сторонами, это дорого обошлось австро-венграм. В ходе того, что было описано как «крупнейший заградительный огонь, когда-либо предпринятый на Восточном фронте», немецкие орудия и орудия других центральных держав выпустили примерно 750 000 снарядов по русским позициям.

Лугоши снова был ранен в это время и получил медаль за ранение. В следующем году его уволили из-за «психического расстройства», что положило конец его 16-месячной службе. В те редкие моменты, когда он говорил о войне, он признавался, что был «палачом» австро-венгерской армии, и эта смертоносная миссия вызывала у него одновременно и возбуждение, и чувство вины.

Бегство из Венгрии после революции

Бела Лугоши, 1931 год.
Бела Лугоши, 1931 год.

После Первой мировой войны Бела Лугоши стал членом радикальной гильдии актеров, которая призывала к национализации театра в Венгрии и отмене системы, которая давала актерам роли в зависимости от стажа работы. Когда в 1919 году рухнула Венгерская советская республика при Беле Куне, его активность сделала его уязвимым для тюремного заключения и казни, что побудило его и его первую жену бежать в Вену, после чего они поселились в Берлине.

Находясь в Германии веймарской эпохи, Лугоши снялся в нескольких немых фильмах. В декабре 1920 года он нашел работу на борту торгового корабля, направлявшегося в Новый Орлеан, штат Луизиана, и направился в Нью-Йорк. Он был допущен в Соединенные Штаты через остров Эллис в 1921 году, после чего вместе с другими венгерскими актерами основал небольшую акционерную компанию, которая гастролировала по Восточному побережью и ставила пьесы для других иммигрантов.

Первой англоязычной бродвейской постановкой Лугоши стала пьеса «Красный мак» 1922 года, а его дебютная роль в американском кино состоялась в следующем году в «Бесшумной команде». В то время как последовали еще четыре роли в немом кино, большой прорыв венгру принесла гастрольная постановка «Дракулы». Он поставил пьесу более 1000 раз за свою жизнь, и именно во время ее пребывания на Западном побережье он решил переехать в Калифорнию, чтобы продолжить свою голливудскую карьеру.

«Дракула» 1931 года мгновенно становится хитом

Кадр из фильма «Дракула» 1931 года.
Кадр из фильма «Дракула» 1931 года.

Несмотря на похвалу, которую он получил от критиков за сценический образ графа Дракулы, Бела Лугоши не был первым выбором Universal Pictures, когда было принято решение превратить книгу в фильм. Вместо этого рассматривались такие люди, как Пол Муни, Джон Рэй и Честер Моррис.

Лью Эйрес был первым человеком, которого наняли на эту роль, но его заменил Роберт Эймс после того, Эйреса выбрали на роль в другом фильме. Впоследствии Эймса заменил Дэвид Мэннерс, который позже взял на себя роль Джонатана Харкера. Только тогда режиссер Тодд Браунинг обратился к Лугоши.

В то время как «Дракула» добился оглушительного успеха, Лугоши получил зарплату в размере всего 3500 долларов, что эквивалентно примерно 68 600 долларам сегодня. После выхода фильма на экраны актер продолжил свое амплуа злодея, появившись в фильмах «Убийства на улице Морг» (1932), «Черный кот» (1934) и «Ворон» (1935). Дошло до того, что либо Лугоши, либо его агент написали в Players Directory 1937 года, что идея, что он может играть только в фильмах ужасов, была ошибкой.

Закат актерской карьеры Белы Лугоши

Фильм 1934 года «Черный кот».
Фильм 1934 года «Черный кот».

В середине 1930-х годов Бела Лугоши пережил спад в своей карьере, и столь необходимый ему рост популярности произошел после двойной постановки «Дракулы и Франкенштейна» (1931) в калифорнийском театре. Это побудило Universal Pictures переиздать фильм как на национальном уровне, так и нанять Лугоши для ряда новых фильмов, включая «Сын Франкенштейна» 1939 года.

Всего Лугоши снялся в 18 фильмах киностудии.

Однако после этой череды фильмов карьера Лугоши снова пошла на спад. Во многом это было результатом его зависимости от морфина и метадона. Они были прописаны ему для лечения хронического ишиаса, вызванного травмами, полученными во время Первой мировой войны. После того, как к нему подошел режиссер Эд Вуд, когда он был на грани бедности, Лугоши зарегистрировался в программе лечения в надежде побороть свою зависимость.

После увольнения Лугоши снялся еще в одном фильме «Черное бездействие». Он был выпущен летом 1956 года на лейбле United Artists. К сожалению, актер так и не смог увидеть законченный фильм из-за своей безвременной кончины.

Смерть и наследие

Могила Белы Лугоши на кладбище Святого Креста в Калвер-Сити, Калифорния.
Могила Белы Лугоши на кладбище Святого Креста в Калвер-Сити, Калифорния.

16 августа 1956 года Бела Лугоши скончался от сердечного приступа в своей квартире в Лос-Анджелесе. Его тело было найдено его женой, и судмедэксперт пришел к выводу, что 73-летний мужчина тихо скончался во сне. Хотя распространился слух, что он сжимал в руках сценарий для предстоящего фильма Эда Вуда, позже выяснилось, что это неправда.

Лугоши был похоронен на кладбище Святого Креста в Калвер-Сити, Калифорния. По словам его сына, актер был похоронен в полном костюме, в плаще и с перстнем Дракулы. Хотя считалось, что он лично просил об этом, Бела Лугоши-младший неоднократно говорил, что он и его мать Лилиан сами приняли решение, добавив, что, вероятно, этого хотел бы его отец.

Спустя более полувека после его смерти наследие Белы Лугоши продолжает жить. Он получил звезду на Аллее славы в Голливуде, а его изображение графа Дракулы по-прежнему больше всего ассоциируется с вымышленным персонажем.