Посмотрите на художника, который, кажется, подмигивает нам с автопортрета. Сегодня у него день рождения, 148 лет.
Это – француз Альбер Марке, лучший друг Анри Матисса. Познакомились они очень молодыми и сохранили дружбу на всю жизнь.
Имя Марке, мне кажется, менее на слуху, чем имя его друга. Он всегда был очень скромен, даже замкнут. Когда он женился, к слову только в 45 лет, супруга взяла на себя все обязанности по контактам с внешним миром.
Нежный взгляд Марке. Пролетая над городом.
Взгляд Марке это всегда немного взгляд над городом, потому что художник предпочитал писать с балкона или из окна в стремлении избежать контактов с публикой. Жаль, что нельзя передать ему в прошлое футболку с надписью: «Да – художник. Нет, не нарисую. Наливайте» 😉😊 Но не уверена, что он бы ее надел.
Вот что пишет Матисс: "Большего бессребреника, чем Марке, я не знаю. У него рисунок твердый, порой острый, как у старых японцев... А сердце у него девушки из старинного романса, не только никого не обидит, а расстроится, что не дал себя как следует обидеть..."
Интересно, что Матисс, говоря о Марке, упоминает японцев. Мне очень нравится слова В. Овчинникова, который говорил о японской живописи: "Пустые места на свитке исполнены большего смысла, нежели то, что начертала на нём кисть". Эта фраза относится и к живописи нашего сегодняшнего героя: он мастер обобщений, больших пятен, воздуха.
В Эрмитаже картины Альбера Марке висят вместе со всеми импрессионистами, но они такие маленькие, камерные, тихие, в отличие от кричащего цветом Матисса. Художник пишет маслом, а нам кажется - акварелью.
Его серые - драгоценные жемчужины, очень благородные, нежные. Их лучше рассматривать даже не с точки зрения цвета, но света.
Марке остался верен легкой и воздушной цветовой гамме, даже когда ненадолго примкнул к диким фовистам.
Набережные Сены, парижские улицы, жизнь горожан, у искусствоведов есть выражение «Париж Марке»: ему удалось передать дыхание и ритм этого города.
Вместе с другом Анри, а затем и с супругой, писательницей и журналисткой Марсель Мартине, они путешествовали по Тунису, Италии, Марокко, Танжеру. В начале 30-х годов Марке был в Советском Союзе. Сопровождал его в этой поездке писатель Валентин Катаев: «… это он научил художников передавать воду белилами. И это он с необычайной смелостью ввел употребление натурального черного цвета..."
Ленинградские маркисты
В 30-х годах у Марке появились последователи в Советском Союзе. Это – круг художников, которые назывались «Ленинградские маркисты». Они писали камерные городские пейзажи, но уже ленинградские: панорамные виды города, Нева с буксирами и баржами, набережные и проспекты. Ленинградская художница А. П. Остроумова-Лебедева в блокадном дневнике пишет: «у нас есть такое выражение: художник французит...».
Сами художники признавали влияние Марке на свое творчество. Один из самых известных в этой группе, Н. Лапшин, так пишет о себе и о своем друге А. Ведерникове: «Мы оба любим Марке и исходим от него».
Летом 2022 года в Особняке Румянцева в Санкт-Петербурге проходила замечательная выставка художников Ленинградской школы «Непарадный Петербург». На выставке были работы и маслом, и акварелью. К сожалению, акварельные работы быстро убрали из соображений сохранности. Я увидела только масло, но выставка была прекрасна.
Невероятные серые у Ведерникова: то розовые, то голубые, то желтоватые. И это ощущение мокрого снега.
На холсте Вячеслава Пакулина - знакомая башня Дома Зингера, но хочется обратить внимание на год создания картины. Художник остался в блокадном Ленинграде и в самую суровую зиму рисовал городские пейзажи.
Жизнь Николая Лапшина закончилась в блокадном Ленинграде. Он много занимался книжной графикой, живописью, оформлял спектакли.
Мы видим те же ограниченные, прозрачные, серебристые цвета, мягкую тональность, размытые контуры.
К сожалению, на фотографии этой работы не очень удачно лег свет софитов, но мне хочется ее показать. Как точно передан свет и состояние зимнего марева в городе.
Одной из самых значимых в творчестве Николая Лапшина называют серию ленинградских акварелей. Нет деталировки, здания и объекты силуэты, но как много правды света.
Думаю, что моим любимым художникам Ленинградской школы необходимо посвятить отдельную статью. Так и сделаю, пожалуй.
А в завершении хочу привести слова М. Германа о Марке:
он «учит людей понимать драгоценные паузы и ждет тишины, возможно ещё не наставшей»
Делать паузы и слушать тишину - важный совет, который не только про искусство, но и про жизнь.
А вот и мои картинки с Санкт-Петербургом. Эта весна в городе. Учусь паузам с разным успехом ))))